ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-14214 от 21.12.2011 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Беленок Л.А.

Докладчик: Чёрная Е.А. Дело № 33-14214

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Акининой Е.В.

судей: Емельянова А.Ф. и Чёрной Е.А.

с участием прокурора Зотовой Г.Г.

при секретаре: Булыгиной Д.Е.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чёрной Е.А. дело по кассационной жалобе представителя Новокузнецкого линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на транспорте на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 27.10.2011 года

по делу по иску Новокузнецкого транспортного прокурора к Новокузнецкому линейному отделу внутренних дел об обязании привести типовой служебный контракт в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛА:

Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Новокузнецкому ЛОВД об обязании привести типовой служебный контракт в соответствии с действующим законодательством.

Требования мотивировал тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о государственной службе в Новокузнецком ЛО МВД России выявлены нарушения закона, связанные с оформлением приема на службу. Контракты сотрудников Новокузнецкого ЛО МВД России о службе в органах внутренних дел не содержат существенных условий контракта, связанных с прохождением службы в конкретной должности, с возложением на сотрудника конкретных служебных обязанностей. В частности, в контракте старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы отдела уголовного розыска Новокузнецкого ЛО МВД России не имеется сведений о дате начала исполнения сотрудником служебных обязанностей, отсутствует дата подписания контракта сторонами, что не позволяет установить момент возникновения соответствующих прав и обязанностей сторон. Сведения об условиях прохождения службы, изложенные в п.п.4.3, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2 контракта, не содержат конкретной информации о правах и служебных обязанностях сотрудника, об условиях служебной деятельности, компенсациях и льготах, режиме труда и отдыха, условиях оплаты труда, видах и условиях социального страхования, предусмотренных для данной должности. В нем также не имеется сведений о локальных актах работодателя, регламентирующих указанные условия, отсутствуют подписи сотрудников ОВД об ознакомлении с условиями прохождения службы в данной должности.

Кроме того, в данном контракте в качестве дополнительного содержится условие о запрете управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, что является нарушением требований Положения о службе в ОВД, т.к. это условие не связано с особенностями прохождения службы в данной должности, а также материальными и финансовыми возможностями ОВД.

Указанные факты влекут нарушение законодательства и в целом нарушают конституционные права сотрудников полиции на труд в условиях, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Просил обязать Новокузнецкий ЛО МВД России внести в служебный контракт старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы отдела уголовного розыска Новокузнецкого ЛО МВД России существенные условия, связанные с прохождением службы в конкретной должности: дату начала исполнения сотрудником служебных обязанностей; дату подписания контракта сторонами; права и служебные обязанности; условия служебной деятельности; условия оплаты труда; режим труда и отдыха; компенсации и льготы; виды и условия социального страхования. Обязать Новокузнецкий ЛО МВД России исключить из указанного служебного контракта условие, не соответствующее требованиям действующего законодательства, о запрете управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 27.10.2011 г. постановлено:

Требования Новокузнецкого транспортного прокурора к Новокузнецкому линейному отделу внутренних дел об обязании привести типовой служебный контракт в соответствии с действующим законодательством, удовлетворить.

Обязать Новокузнецкий ЛО МВД России внести в служебный контракт старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы отдела уголовного розыска Новокузнецкого ЛО МВД России существенные условия, связанные с прохождением службы в конкретной должности: дату начала исполнения сотрудником служебных обязанностей; дату подписания контракта сторонами; права и служебные обязанности; условия служебной деятельности; условия оплаты труда; режим труда и отдыха; компенсации и льготы; виды и условия социального страхования.

Обязать Новокузнецкий ЛО МВД России исключить из указанного служебного контракта условие, не соответствующее требованиям действующего законодательства, о запрете управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

В кассационной жалобе представитель Новокузнецкого ЛО Министерства внутренних дел РФ на транспорте, ФИО1, действующая на основании доверенности за № 2/2-16113 от 14.10.2011 года, просит решение суда отменить, отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что при разрешении дела, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд применил закон, не подлежащий применению к правоотношениям, связанным с порядком заключения контракта о службе в органах внутренних дел, форме и условиям контракта о службе в органах внутренних дел. Кроме того суд не привлек к участию в деле Министерство внутренних дел, поскольку типовой контракт в соответствии со ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел разрабатывается МВД РФ.

На кассационную жалобу Новокузнецким транспортным прокурором, ФИО2 принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав представителей НЛОВД ФИО1 и ФИО3, действующих на основании доверенностей, проверив в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходить к следующему.

Согласно ст. 195, 198 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

В соответствии с разъяснениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Согласно п. 3 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельства, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решения суда не соответствует.

В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ, судом не было установлено по делу всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не дана оценка имеющимся доказательствам, не приведены доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, неправильно применены нормы материального права.

Как правильно отмечено в обжалованном решении, служба в органах внутренних дел наряду с государственной гражданской службой и военной службой является разновидностью федеральной государственной службы и в целях единого подхода к организации государственной службы, единства правовых и организационных основ государственной службы, необходимо учитывать положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако отношения, связанные с прохождением и прекращением государственной службы, регулируются специальными федеральными законами, относящимися к определенным видам государственной службы, в частности Законом Российской Федерации "О полиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими приведенные правоотношения.

В соответствии со ч.1 статьи 34 Федерального закона «О полиции», служба в полиции регулируется законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным Законом.

Исходя из ч. 2 статьи 34 ФЗ «О полиции» в части, не урегулированной законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным законом, применяется трудовое законодательство РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 ФЗ «О полиции» Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел действует и впредь до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Действие названного Положения на этот период распространено на сотрудников полиции в части, не противоречащей ФЗ «О полиции».

Поскольку федеральный закон, регулирующий порядок и условия прохождения службы сотрудниками внутренних дел №342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» вступает в законную силу с 01.01.2012 г., при вынесении решения суду следовало руководствоваться Положением о службе.

В силу ст. 3 указанного Положения, правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 декабря 2004 г. N 460-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции", части пятой статьи 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и части первой статьи 221 Кодекса законов о труде Российской Федерации", следует, что Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, по своей сути осуществляют единое нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел (в том числе милиции), прохождения в них службы, а также прав и обязанностей их сотрудников, в связи с чем изменения и дополнения в данное Положение вносились впоследствии федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации, контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. Гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом. В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.

Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством.

Форма и условия контракта разрабатываются и утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 19.07.1999 N 526 "О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту" утверждены формы контрактов о службе в органах внутренних дел.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 5.2 Инструкции предусмотрено, что при заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел. Дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из этого, государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Установление таких правил (специальных требований), обусловленных особенностями деятельности органов внутренних дел, не может расцениваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32 часть 4) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1) либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (части 2 и 3).

Таким образом, законодатель вправе устанавливать особые требования к сотрудникам милиции, в том числе к личным и деловым качествам, которые обеспечивали бы их способность исполнять возложенные на них обязанности, а также особые основания и условия их увольнения со службы.

Однако судом первой инстанции при вынесении решения не было принято во внимание то обстоятельство, что вопросы, связанные с содержанием служебного контракта, регулируются в первую очередь не нормами Трудового кодекса Российской Федерации, а положениями Закона РФ "О полиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими указанные правоотношения.

В этой связи с выводами суда о несоответствии типового служебного контракта нормам Трудового кодекса и ст. 24 ФЗ «О государственной гражданской службе» нельзя согласиться, поскольку условия прохождения службы сотрудника органов внутренних дел со службы установлены Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

При этом суд, оценивая обоснованность требований истца об отсутствии в служебном контракте существенных условий, таких как дата начала исполнения сотрудником служебных обязанностей, дата подписания контракта не дал оценки тому обстоятельству, что в представленных копиях контрактов о службе имеются указанные даты.

Более того, суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что в отзыве ответчика на исковое заявления (л.д. 56-58) содержатся сведения о том, что при поступлении на службу, после подписания контракта, издания приказа о приеме, сотруднику предоставляется должностная инструкция по должности, на которую он назначается, в которой содержатся, в том числе права, обязанности, ответственность по конкретной должности, так же гражданин знакомится с правилами внутреннего трудового распорядка.

Данные доводы представителя ответчика судом проверены не были и оценка в решении суда им не дана.

Исходя из изложенного, выводы суда о несоответствии типового служебного контракта действующему законодательству, являются преждевременными и нуждаются в проверке.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, определить значимые для дела обстоятельства, проверить доводы сторон, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и вынести решение на основании требований закона.

Руководствуясь ч.1 ст. 347, ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 27.10.2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: