ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-14243/2012 от 27.11.2012 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Смагина С.В. Дело № 33-14243/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Панкратовой Н.А., судей Гылкэ Д.И. и Карпинской А.А., при ведении протокола секретарем Патракеевой И.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства в помещении суда 27.11.2012 гражданское дело по иску Золотовой О.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области об обязывании включить в выслугу лет периода работа в органах внутренних дел для перерасчета размера пенсии

по апелляционной жалобе ответчика на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20.08.2012.

Заслушав доклад судьи Карпинской А.А., пояснения представителя ответчика ГУ МВД России Речновой О.В., действующей на основании доверенности от ( / / ), настаивающей на доводах апелляционной жалобы, истца Золотовой О.В., согласной с постановленным судом решением, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Золотова О.В. обратилась в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга к ответчику ГУ МВД России с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование требований указала, что в период с 08.12.2003 по 09.08.2011 она проходила службу в органах внутренних дел в качестве ... УНП ГУВД по Свердловской области, имела специальное звание - майор милиции, и была уволена со службы из ОВД по сокращению штатов (ч. 1 п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел в РФ). При исчислении ее стажа в выслугу лет для назначения пенсии ЦПО ГУ МВД по Свердловской области ей была исчислена выслуга лет, которая составила 20 лет 07 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 22 года 10 месяцев 27 дней. Истица настаивает на том, что выслуга лет ей была подсчитана неверно, поскольку в выслугу лет для назначения пенсии не включен предшествующий её службе в налоговой инспекции и в органах налоговой полиции период работы на должностях инженера-технолога бюро технического нормирования отдела труда и заработной платы и экономиста на Первоуральском заводе комплектных металлических конструкций с 02.10.1985 по 27.04.1992. Просила обязать ответчика зачесть спорный период работы в выслугу лет из расчёта за один месяц службы - один месяц работы на вышеуказанном предприятии.

Судом постановлено вышеупомянутое решение, которым исковые требования Золотовой О.В. удовлетворены. ГУ МВД России по Свердловской области обязано включить Золотовой О.В. в выслугу лет для назначения пенсии периоды её работы в должности инженера-технолога бюро технического нормирования отдела труда и заработной платы и экономиста на Первоуральском заводе комплектных металлических конструкций с 02.10.1985 по 27.04.1992 из расчета за один месяц службы – один месяц работы.

Оспаривая законность и обоснованность судебного решения, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, настаивая на пропуске истцом срока исковой давности со ссылкой на ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 02.10.1985 по 01.04.1987 Золотова О.В. работала инженером-технологом бюро технического нормирования отдела труда и заработной платы на Первоуральском заводе комплектных металлических конструкций, а с 01.04.1987 по 10.12.1987 была переведена в том же отделении инженером по нормированию; с 10.12.1987 по 03.04.1989 работала и.о. экономиста в цехе № 2 – тонкостенных профилей и ограждающих конструкций» и с 03.04.1989 работала экономистом в этом же цехе до 27.04.1992. В государственной налоговой инспекции по г. Первоуральску государственным Золотова О.В. работала с 28.04.1992 по 08.04.1998; 12.10.1992 ей был присвоен классный чин «Инспектор налоговой службы 1 ранга». В органах налоговой полиции России Золотова О.В. проходила службу в период с 09.04.1998 по 11.11.2002, имела специальное звание - майор полиции. В УНП ГУВД по Свердловской области Золотова О.В. проходила службу с 08.12.2003 по 09.08.2011, имела специальное звание – майор милиции.

Золотова О.В. являлся пенсионером МВД Российской Федерации, была уволена со службы из ОВД по сокращению штатов на основании ч. 1 п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации.

Спорный период работы с 02.10.1985 по 27.04.1992 не был включен в расчет выслуги лет при выходе истицы на пенсию в УНП ГУВД по Свердловской области.

При разрешении данного спора суд правильно руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», принял во внимание Положение «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4991-1 от 20.05.1993.

Установив, что при исчислении выслуги лет для назначении пенсии подлежит применению норма, предусматривающая включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы (часть 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции»), суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и включении спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии.

Действительно, в силу ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993. № 5238-1 (в редакции от 31.12.2002) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ). На сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о службе в налоговой полиции (ч.1 ст. 17 Закона)

В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4991-1 от 20.05.1993 (в редакции от 30.06.2002).

Согласно п. «б» ст. 11 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ, установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Часть 3 ст. 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

На момент увольнения истицы из органов налоговой полиции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 № 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (ч. 3 ст.50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»). Названный дополнительный порядок предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Учитывая, что данные нормативные правовые акты принимались позднее Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.

В ч. 3 ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4991-1 от 20.05.1993 (в редакции Федерального закона от 30.06.2002), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.

В связи с распространением на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения, была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Возражения ответчика относительно необоснованного включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, обоснованно были отклонены судом перовой инстанции, не принимаются они также и судебной коллегией по вышеизложенным основаниям.

Также необходимо указать и то обстоятельство, что, несмотря на то, что заключением о стаже службы на выслугу лет от 03.09.1998, утвержденного начальником Управления ФСНП России по Свердловской области, спорный период не был зачтен в службу ... не лишает ГУ МВД России по Свердловской области включить его в выслугу лет, поскольку в силу упомянутого выше п. «б» ст. 11 Закона от 12.02.1993 №4468-1, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел РФ.

Поскольку вопрос о включении спорного периода работы в выслугу лет безусловно связан с перерасчетом размера установленной пенсии и принимая во внимание, что неполучение истцом полагающейся выплаты имело место исключительно по вине органа, назначающего выплату, к спорным правоотношениям применима ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которой предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, а отсюда ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежит.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20.08.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Панкратова Н.А.

Судьи: Гылкэ Д.И.

ФИО1