ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-14305/2011 от 18.10.2011 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Поторочина О.А. Дело № 33-14305/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О.В., судей Родионовой Т.О., Васильевой А.С. при секретаре Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 г. гражданское дело

по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Бельковой Л.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Камышлову и Камышловскому району, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Правительству Свердловской области о возложении обязанности возобновить выплаты денежной компенсации эксплуатационных расходов, взыскании задолженности

по кассационному представлению Камышловского межрайонного прокурора, по кассационным жалобам ответчиков - ТОИОГВ СО Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камыщлову и Камышловскому району, Министерства финансов Свердловской области, Правительства Свердловской области на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 29 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения представителей ответчиков - Управления социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району – Бакуниной Р.Р. (по доверенности от ( / / ) г.), Боровикова И.Н. (...), Правительства Свердловской области – Плинча Н.Г. (по доверенности от ( / / ) г.), Министерства финансов Свердловской области – Андрюкова А.С. (по доверенности от ( / / ) г.), поддержавших доводы своих кассационных жалоб, объяснения прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Васильевой М. А., поддержавшей доводы кассационного представления и возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб ответчиков, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Камышловский межрайонный прокурор в интересах Бельковой Л. Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району, указав, что Бельковой Л. Н., 1938 г. рождения, как несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, инвалиду 2 группы по общему заболеванию Министерством социальной защиты населения Свердловской области в соответствии с медицинскими показаниями на обеспечение транспортным средством 13 ноября 2003 г. бесплатно выдан автомобиль ВАЗ 111130. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», подпунктами 19 и 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. № 701 Бельковой Л. Н. была назначена и по 31 декабря 2004 г. выплачивалась денежная компенсация расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортного средства и запасные части к нему (денежная компенсация на эксплуатационные расходы), с 1 января 2005 г. указанная выплата была прекращена в связи с признанием п. п. 19 и 22 ст. 14 Закона о ветеранах утратившими силу Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Указывая, что прекращение выплаты компенсации является незаконным, что следует из содержания ст. 153 и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 г. № 321-О-П, установивших, что несовершеннолетним узникам концлагерей и других мест принудительного содержания, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ и положение указанных лиц не может быть ухудшено в связи с введением нового правового регулирования, а также ссылаясь на то, что пунктом 3.2. (введен Областным законом от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ) ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» для инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих транспортные средства и по состоянию на 1 января 2005 г. получавших денежную компенсацию на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним устанавливается ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере ... руб., прокурор просил признать незаконным прекращение выплаты Бельковой Л. Н. с 01 января 2005 г. денежной компенсации расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортного средства и на запасные части к нему, и обязать Управление социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камышлову и Камышловскому району возобновить указанные выплаты с 1 января 2005 г.

Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 12 апреля 2011 г. иск был удовлетворен, суд признал незаконным прекращение с 1 января 2005 г. выплаты Бельковой Л. Н. указанной компенсации, возложил на Управление обязанность возобновить с 1 января 2005 г. указанные выплаты (л.д. ...).

По кассационной жалобе ответчика определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июня 2011 г. указанное решение суда оставлено без изменения в части признания незаконным прекращения выплаты компенсации, в части возложения на Управление обязанности возобновить указанные выплаты с 1 января 2005 г. решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (№, л. д. ...).

При новом рассмотрении дела судом первой инстанции в соответствии с указанием вышестоящей судебной инстанции привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области (ранее участвовало в деле в качестве третьего лица) (л. д. ...), которые исковые требования не признали, представив письменные возражения (л. д. ...).

В судебном заседании прокурор Курилович И. А. (по доверенности от ( / / ) г. № (л. д. ...) исковые требования поддержал с учетом их устного уточнения, просил взыскать с Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камышлову и Камышловскому району за счет средств областного бюджета задолженность по денежной компенсации за период с 1 января 2005 г. по 2011 г. в размере ... руб., из них ... руб. за 2005-2009 г. г. (5 лет по ... руб. ежегодно, исходя из выплат за 4 квартал 2004 г. в размере ... руб. ... коп); ... руб. за 2010-2011 г. г. (ежегодно по ... руб. в силу п. 3-2 ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области»).

Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 29 августа 2011 г. исковые требования полностью удовлетворены, с Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камышлову и Камышловскому району в пользу Бельковой Л. Н. за счет средств областного бюджета взыскана задолженность по денежной компенсации на бензин и другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание за период с 1 января 2005 г. по 2011 г. в размере ... руб. (л. д. ...).

В кассационной жалобе начальник Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камышлову и Камышловскому району Боровиков И. Н. просит вышеуказанное решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что Управление в соответствии с Положением о нем от 07 ноября 2008 г. № 1164-ПП в пределах своей компетенции предоставляет гражданам меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, с 1 января 2005 г. в связи с изменениями федерального законодательства выплата денежной компенсации эксплуатационных расходов была прекращена для инвалидов и участников ВОВ, а также приравненной к ним категории – узников фашистских концлагерей; при введении нового правового регулирования Российской Федерацией не делегирована обязанность субъектам Российской Федерации по предоставлению такой выплаты, в этой связи надлежащим ответчиком по иску полагает Российскую Федерацию в лице уполномоченных органов. Также указал, что Законом Свердловской области от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ «О внесении изменений в ст. ст. 4 и 5 Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» с 2010 г. установлена дополнительная мера социальной поддержки – ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств, которая является самостоятельной мерой социальной поддержки и не заменяет ранее действовавшую меру, установленную федеральным законом. Денежные средства для реализации этой меры предусмотрены в бюджете Свердловской области только с 2010 г., за период с 2005 г. по 31 декабря 2009 г. бюджетные средства на выплату компенсации не предусматривались и компенсация не выплачивалась ни одной из льготных категорий граждан, в связи с изложенным просил отменить решение суда и принять по делу новое решение (л. д. ...).

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Свердловской области Андрюков А. С. (по доверенности от ( / / ) г. №) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права; указывает, что взамен выплаты денежной компенсации эксплуатационных расходов, предусматривавшейся подпунктом 22 пункта 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» с 1 января 2005 г. федеральным законодателем для данной категории граждан установлена в подпункте 1 пункта 4 ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата. Ссылаясь на ст. 72 Конституции Российской Федерации, подпункт 24 пункта 2 ст. 26.1.Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, пункты 1 и 3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» указывает, что меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14-19 и 21 Закона о ветеранах являются расходными обязательствами Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки, во исполнение этого положения Областным законом от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» для инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий 3 группы, имеющих ТС, полученные ими бесплатно или приобретенные на льготных условиях, и по состоянию на 1 января 2005 г. получавших денежную компенсацию за бензин, ремонт и техническое обслуживание ТС и запасные части к ним либо состоявших в органах социальной защиты населения в целях обеспечения такими ТС по медицинским показаниям установлена дополнительная мера социальной поддержки – ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание ТС в размере ... руб., данная мера социальной поддержки не установлена для такой категории граждан, имеющих право на льготы, как бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, признанные инвалидами вследствие общего заболевания. Также указал, что в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, соответственно должен быть разработан и утвержден механизм реализации конституционных положений, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 321-О-П на двух уровнях (федеральном и субъектов Российской Федерации), в настоящее время такой механизм Российской Федерации не разработан, в Свердловской области меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание ТС и запасные части к ним для бывших несовершеннолетних узников концлагерей и других мест принудительного содержания, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, на законодательном уровне также не закреплены. Указал, что в силу п. 6 ст. 85 БК Российской Федерации решение суда о взыскании с Управления задолженности не может быть исполнено, кроме того, считал незаконным указание на наличие задолженности, поскольку выплата компенсации законом в спорный период не предусматривалась. С учетом изложенного просит принять по делу новое решение (л. д. ...).

В кассационной жалобе Председатель Правительства Свердловской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывая, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующей редакцией Федерального закона «О ветеранах», в ней не предусмотрено право на получение взысканной судом компенсации; указывает, что суд неверно истолковал закон (ст. 31 БК Российской Федерации, ст. 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, ст. ст. 4, 5 Закона Свердловской области № 190-ОЗ), Свердловская область, пользуясь своим правом устанавливать за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки федеральным льготникам, с целью повышения уровня социальной защищенности ветеранов как лиц с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, установила Законом Свердловской области от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ с февраля 2010 г. дополнительную меру социальной поддержки ветеранам – ежегодную компенсацию эксплуатационных расходов за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств. Указанная мера установлена не взамен действовавшей ранее, а является самостоятельной, при этом она установлена только с 1 января 2010 г. и только для ветеранов (участников) ВОВ; вывод суда о праве Бельковой Л. Н., относящейся к иной категории граждан, на получение данной компенсации противоречит закону и без каких-либо оснований обязывает органы государственной власти Свердловской области предоставлять меры социальной поддержки гражданам. Также в жалобе приводятся доводы о неверном указании судом названия меры социальной поддержки, предусмотренной действующим Законом Свердловской области, и о недопустимости взыскания задолженности за счет средств областного бюджета, поскольку согласно нормам бюджетного и гражданского законодательства взыскание с органа государственной власти производится только за счет соответствующей казны и только в случае признания судом незаконным действия (бездействия) орган государственной власти на основании ст. 1069 ГК Российской Федерации. Судом вопрос о наличии состава правонарушения для применения гражданско-правовой ответственности к ответчикам при рассмотрении дела не исследовался и не устанавливался. С учетом изложенного просит принять по делу новое решение (л. д. ...).

В кассационном представлении и. о. Камышловского межрайонного прокурора Казакова Ю. С. просит решение суда изменить, указывая, что суд в нарушение ч. 5 ст. 198 ГПК Российской Федерации и в противоречие с мотивировочной частью решения не возложил на Управление социальной защиты населения МСЗН СО по г. Камышлову и Камышловскому району обязанность по выплате Бельковой Л. Н. компенсации в дальнейшем. Просит дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на Управление обязанности по выплате Бельковой Л. Н. компенсации (л.д. ...).

Истцом Бельковой Л. Н. представлено письменное возражение на кассационные жалобы, в котором содержится просьба решение суда оставить без изменения (л. д. ...).

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражения, кассационного представления прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, с вынесением по делу нового решения – о частичном удовлетворении иска Бельковой Л. Н.

Как следует из искового заявления прокурора, предметом иска являлось признание незаконным прекращения с 1 января 2005 г. выплаты Бельковой Л. Н., имеющей право на льготы, предусмотренные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и иных мест принудительного содержания и являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, денежной компенсации расходов за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним и возложение на территориальный орган социальной защиты населения обязанности возобновить указанные выплаты с 1 января 2005 г.

Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 12 апреля 2011 г. признано незаконным прекращение выплаты Бельковой Л. Н. указанной компенсации, судом первой инстанции сделан вывод, что в силу п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и иных причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие противоправных действий) приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к инвалидам Великой Отечественной войны, а остальные несовершеннолетние узники – к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В этом же решении суда на основании ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 г. № 321-О-П, в соответствии с которой признана обязанность государства в лице субъектов Российской Федерации обеспечить инвалидам в дальнейшем выплаты денежной компенсации, связанные с эксплуатационными расходами на транспортные средства, сделан вывод, что обеспечение права Бельковой Л. Н. на получение компенсации эксплуатационных расходов подлежит реализации на основании пункта 3-2 ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции Областного закона от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ) и в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежегодной компенсации эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и ее индексации, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 04 мая 2010 г. № 702-ПП.

В указанной части решение суда вступило в законную силу (определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июня 2011 г. № 33-8954/2011), таким образом, право Бельковой Л. Н. на получение ежегодной компенсации эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, предусмотренной для инвалидов ВОВ в соответствии с действующим законодательством субъекта Российской Федерации, подтверждено вступившими в законную силу судебными постановлениями.

В этой связи доводы кассационных жалоб ответчиков, направленные на оспаривание данного права, а также обосновывающие отсутствие у Свердловской области обязанности вводить с 1 января 2005 г. собственное правовое регулирование и предоставлять за счет средств областного бюджета гражданам, имеющим статус бывших несовершеннолетних узников фашизма, меру социальной поддержки в виде компенсации эксплуатационных расходов, а также о нераспространении на указанную категорию граждан действия Областного закона от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ, не могут быть учтены судебной коллегией в силу положений ч. 2 ст. 61, ч. 2 ст. 208, ст. 13 ГПК Российской Федерации. Управление социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району и Правительство Свердловской области, участвовавшие в деле при его первоначальном рассмотрении в качестве ответчика и третьего лица, не вправе оспаривать установленные судом в вышеуказанном решении факты и правоотношения. Кассационная жалоба Управления на решение суда от 12 апреля 2011 г., содержащая доводы об отсутствии у Бельковой Л. Н. права на получение дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с п. 3-2 ст. 4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции Областного закона от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ) была в данной части отклонена судом кассационной инстанции. Правительством Свердловской области кассационная жалоба на решение суда от 12 апреля 2011 г. не подавалась.

Министерство финансов Свердловской области, возражающее против предоставления Бельковой Л. Н. меры социальной поддержки, не является участником правоотношений, возникающих в связи с назначением и выплатой указанной компенсации, в связи с чем доводы жалобы данного ответчика, ранее не участвовавшего в деле, об отсутствии у Бельковой Л. Н. права на получение компенсации, предусмотренной п. 3-2 ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» не могут быть признаны состоятельными.

Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы жалоб ответчиков об отсутствии правовых оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району задолженности по денежной компенсации на бензин или другие виды топлива, ремонт и техническое обслуживание за период с 2005-2011 г. г. за счет средств областного бюджета. При этом исходит из следующего.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей в период до 1 января 2005 г., предусматривал выплату инвалидам, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определялись субъектами Российской Федерации (подпункт 22 пункта 1 ст. 14).

Во исполнение Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. № 701 был утвержден Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций на бензин и другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание (денежная компенсация на эксплуатационные расходы).

Указанные федеральные акты предусматривали выплаты денежной компенсации на транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы инвалидам органами социальной защиты населения, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.

Установлено, что в целях реализации Федерального закона «О ветеранах» и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. № 701, а также Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 истцу, имеющей статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, и являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, выплачивалась указанная компенсация.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ система социальной защиты граждан, пользующихся льготами, приведена в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым граждане названных категорий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки этих лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот либо о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит.

В соответствии со ст. 1 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Свердловской области, являющимся ветеранами, мер социальной поддержки, форма или порядок предоставления которых в соответствии с федеральным законом устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с предоставлением отдельным категориям указанных лиц мер социальной поддержки, устанавливаемых в соответствии с федеральным законом субъектами Российской Федерации, а также дополнительных мер социальной поддержки.

Указанным законом в редакции, действовавшей до внесения изменений Областным законом от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ, для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (к которым по объему предоставляемых государством мер социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники фашизма), имеющих транспортные средства и по состоянию на 1 января 2005 года получавших денежную компенсацию за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним, не предусматривалась такая дополнительная мера социальной поддержки как ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.

В соответствии с частью 2 п. 3-2 ст. 4 Областного закона от ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» (в редакции от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ) порядок назначения и выплаты ежегодной компенсации, указанной в части первой настоящего пункта, а также порядок ее индексации устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.

Согласно ст. 2 Областного закона от 19 февраля 2010 г. № 2-ОЗ настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования («Областная газета» № 56-57 от 24 февраля 2010 г.). Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. № 702-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты ежегодной компенсации эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и ее индексации.

Учитывая, что федеральный закон, на основании которого истцу выплачивалась компенсация эксплуатационных расходов на транспортное средство, утратил силу с 1 января 2005 г., а законодательством Свердловской области до 2010 г. не предусматривалась такая мера социальной поддержки как ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, а также порядок ее реализации, у территориального органа социальной защиты населения не имелось правовых оснований для назначения и выплаты истцу соответствующей компенсации. В связи с изложенным взыскание с Управления задолженности по выплате компенсации нельзя признать обоснованным, и решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения – об отказе в данной части иска. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям. Требований о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) государственных органов в связи с необеспечением истцу в период с 2005 по 2010 г. прежнего объема государственных мер социальной поддержки, по основаниям ст. ст. 16, 1069 ГК Российской Федерации истцом в данном деле не заявлялось, юридически значимые обстоятельства по такому иску судом не устанавливались.

Исковое заявление прокурора содержало требование о возложении на Управление социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району обязанности по возобновлению Бельковой Л. П. выплаты компенсации, в данной части дело было направлено судом кассационной инстанции на новое рассмотрение, однако какого-либо решения по данному требованию судом не принято, отказа от данного иска по правилам ст. 39 ГПК Российской Федерации не заявлено. Как указано выше, Управление не имело оснований продолжать выплачивать Бельковой Л. П. компенсацию по нормам закона, утратившего силу. Вместе с тем, иск прокурора направлен и на устранение нарушения права Бельковой Л. П. на будущее время с учетом действующего правового регулирования. Поскольку судом установлено право Бельковой Л. П. на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную п. 3-2 ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ, а в соответствии с п. 2 Порядка назначения и выплаты ежегодной компенсации эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и ее индексации от 4 мая 2010 г. № 702-ПП назначение и выплата указанной компенсации производится управлением социальной защиты населения по месту жительства истца, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении в данной части иска прокурора и о возложении на Управление социальной защиты населения по г. Камышлову и Камышловскому району обязанности назначить, начиная с 2010 г., и выплачивать истцу Бельковой Л. Н. ежегодную компенсацию эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в соответствии с п. 3-2 ст. 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ.

Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Камышловского городского суда Свердловской области от 29 августа 2011 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Бельковой Л.Н. удовлетворить частично, обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Камышлову и Камышловскому району Свердловской области назначить и выплачивать Бельковой Л.Н., начиная с 2010 года дополнительную меру социальной поддержки – ежегодную компенсацию эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в соответствии с пунктом 3-2 статьи 4 Областного закона от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

В удовлетворении остальной части исковых требований Бельковой Л.Н. отказать.

Председательствующий

Судьи