Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Балакина И. А. Дело № 33-14613/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В. П.
судей: Чумак Г. Н.,
ФИО1
при участии прокурора Истоминой И. В.
при секретаре Беляковцевой С. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30.11.2010 гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО о признании действий незаконными и понуждению к совершению действий
по кассационной жалобе представителя ответчика на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 14.09.2010.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В. П., пояснения представителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации ФИО2 ..., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Невьянский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО о признании действий незаконными и понуждению к совершению действий.
В обоснование исковых требований указано, что по итогам проверки, проведенной прокуратурой в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО по факту неисполнения ответчиком законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата сотрудников, между тем, специальные рабочие места для инвалидов на предприятии, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не созданы. Указанные действия являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов в области занятости гарантированные законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным, истец просил признать действия Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия незаконными; обязать ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в ГУ занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости».
В ходе рассмотрения дела по существу прокурор Битюков Г. А. доводы иска поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика - Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО, - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что указанный закон не предусматривает возможность применения такого способа защиты нарушенного права, как признание действий коммерческой организации незаконными. Порядок установления (определения размера) квоты для приема инвалидов для филиалов организации (юридического лица) в настоящее время на законодательном уровне не определен. Кроме того, Государственное учреждение «Невьянский центр занятости» инвалидов для трудоустройства в Невьянское отделение № 1787 Сбербанка России не направлял. За период 2009-2010 г.г инвалиды в отделение № 1787 Сбербанка России в поисках работы не обращались. Помимо изложенного, штат компании укомплектован полностью, вакантных мест, на которые можно принять инвалидов, не имеется. У компании отсутствуют возможности для создания новых рабочих мест для инвалидов. Более того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, возлагающие обязанность на организации создавать (выделять) рабочие места в счет установленной квоты для приема инвалидов для своих филиалов в отдельности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости» ФИО4, действующая на основании доверенности, доводы иска поддержала.
Судом постановлено решение, которым исковые требования частично удовлетворены. На Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО возложена обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата Невьянского отделения № 1787 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, и направлению указанной информации в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости». С Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере ....
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятии нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Поводом для обращения в суд прокурора послужила необходимость защиты интересов инвалидов в социальной сфере. При этом защита интересов не связана с обеспечением дополнительных гарантий конкретного работника, а направлена на обеспечение интересов значительного числа граждан, имеющих статус инвалида. Обязанность работодателей, в том числе, юридических лиц по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в конечном итоге направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на обеспечение им дополнительных гарантий прав на труд и социальную защиту от безработицы.
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный в статье 12 Гражданского кодекса, не является исчерпывающим. Так, если в судебном заседании будет установлено, что бездействие противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя или лиц, в интересах которых подано заявление, были нарушены бездействием, суд принимает решение об обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.
Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.
По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в РФ», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Статьей 23 Закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как следует из материалов дела, проведенной проверкой установлено, что среднесписочная численность работников филиала ОАО «Сберегательный банк России» - «Невьянское отделение № 1787» составляет 164 человека, при этом квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников на предприятии в течении длительного периода не исполняется, рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты не созданы, квота выполнена лишь в отношении одного человека, при этом доказательств установления квоты в меньшем размере ответчиком не представлено. Ответчиком признано, что иные инвалиды на предприятии не работают, сведений о том, какие конкретно рабочие места выделены или созданы для приема на работу инвалидов (должность, их количество, характеристики рабочих мест), позволяющие Центру занятости осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства ответчиком филиалом ОАО «Сберегательный банк России» - «Невьянское отделение № 1787» в ГУ занятости населения Свердловской области «Невьянский центр занятости» не представлялось, тогда как положения указанных выше норм права носят императивный характер, и обязанность по квотированию возлагается на работодателя независимо от отсутствия вакантных мест на предприятии. Направление деятельности предприятия также не освобождает юридическое лицо от выполнения тех действий, которые определяют содержание квотирования. Выводы о бездействии ответчика по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, письменной информацией филиала ОАО «Сберегательный банк России» - «Невьянское отделение № 1787», штатным расписанием на 16.06.2010, письменным объяснением Управляющего Невьянского отделения 1787 Сбербанка России городскому прокурору ... от 16.06.2010.
Поскольку установлено, что Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Невьянского отделения № 1787 Сбербанка России ОАО не выполнены требования ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что является незаконным и нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, судебная коллегия полагает, что требования прокурора об обязании ответчика создать или выделить на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты заявлены обосновано и правомерно частично удовлетворены судом.
Доводы, касающиеся того, что указанное выше отделение Сбербанка РФ не является юридическим лицом, не влияют на правильность принятого решения, так как обязанность возложена на юридическое лицо с учетом обособленности подразделения - Невьянского отделения № 1787 и условие того, что место исполнительного органа юридического лица – Сбербанка Российской Федерации находится в ..., не освобождает указанное юридическое лицо от исполнения обязанностей, определенных действующим законодательством. Тем более, как следует их материалов дела, именно управляющий Невьянским отделением предоставлял в Невьянский центр занятости населения информацию в соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исходя из численности работников данного отделения. Правомерность данных действий кем-либо под сомнение не ставилась.
Решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона. Оснований для отмены решения суда не имеется. По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 14.09.2010 – оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: