Судья Мишукова О.Н. стр. 62 госпошлина 100 руб. 00 коп.
Докладчик Галкина Л.Н. дело № 33-1469 26 апреля 2012 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Галкиной Л.Н. и Корепановой С.В.,
при секретаре Скопиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 26 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Дурягиной Е.А. и Дурягина А.А. на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 19 января 2012 года, которым постановлено:
«Заявление Дурягиной Е.А. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года об исключении из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и возложении обязанности устранить допущенное нарушение - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Галкиной Л.Н., судебная коллегия
установила:
Дурягина Е.А., в лице представителя Зиновьевой Е.В., действующей по доверенности, обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года. В обоснование заявленных требований указала, что семья Дурягиных является молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением мэра города Коряжма от 21 февраля 2008 года, семья заявителя была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общий список очередности в целях участия в подпрограмме «Дом для молодой семьи», номер общей очереди на 2008 год-1153, в списке молодых семей на 2009 год номер очереди был 49. Постановлением администрации МО «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года семья заявителя исключена из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий). Считает постановление администрации МО «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года незаконным, просит обязать администрацию МО «Город Коряжма» восстановить семью Дурягиных в списке молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, включив данную семью в список молодых семей-претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2012 год в первоочередном порядке.
Определением Коряжемского городского суда от 10 января 2012 года к участию в процессе в качестве заинтересованного лица был привлечен Дурягин А.А.
ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании заявитель ФИО2 требования уточнила, просит суд признать незаконным постановление администрации МО «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года об исключении семьи Д-ных из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать администрацию МО «Город Коряжма» устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи Д-ных в данном списке. В обоснование заявленных требований полностью поддержала доводы, указанные в заявлении. Считает, что использование средств материнского капитала на улучшение жилищных условий семьи, не может служить основанием для исключения их семьи в октябре 2011 года из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку список молодых семей-участников программы на 01 сентября 2011 года был уже сформирован, в связи с чем администрация города не имела законного права в октябре 2011 года вносить изменения в данный список. Полагает, что на основании пункта 32 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», молодые семьи-участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилья собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, а следовательно использование семьей заявителя в 2009 году средств материнского капитала на улучшение жилищных условий не является основанием для исключения семьи из списка участников программы. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель заявителя -ФИО3, считает заявленные ФИО2 требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации МО «Город Коряжма» -ФИО4, действующий по доверенности, с заявленными требованиями не согласился, пояснив суду, что администрация МО «Город Коряжма» имела право внести изменения в список (исключить из списка) молодых семей-участников программы в случае, если молодая семья получила государственную поддержку, связанную с улучшением жилищных условий, за счет средств федерального и (или) областного и (или) местного бюджетов. В связи с тем, что семья заявителя воспользовалась правом на улучшение жилищных условий с использованием дополнительных мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, постановлением администрации г. Коряжма от 21.10.2011г. № 1719 семья заявителя была исключена из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по основанию, предусмотренному п. 18 Правил и п. 13 Положения.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласились ФИО2 и ФИО1
В апелляционной жалобе просят его отменить по тем основаниям, что погашение ипотечного кредита за счет средств материнского капитала не может служить основанием для исключения их семьи в октябре 2011 г. из уже сформированного списка молодых семей – участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 г., подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 г. Ссылаются на п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в соответствии с которым молодые семьи-участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилья собственные средства, средства материнского капитала, следовательно, использование семьей заявителя в 2009 году средств материнского капитала на улучшение жилищных условий не является основанием для исключения семьи из списка участников программы. Считают, что их семья соответствует всем требованиям для участия в подпрограмме и имеет полное право претендовать на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в 2012 году.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя ФИО2 – ФИО3, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285; пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N с 285); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050; пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 15 (1), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050; пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285).
Постановлением Администрации Архангельской области от 19 августа 2008 года № 179-па/26 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2011 годы.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены постановлением Администрации Архангельской области от 09.12.2008 N 266-па/46 (в ред. от 13.09.2011), которым утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья.
Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра города Коряжма от 21.02.2008 № 232 ФИО1 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Дом для молодой семьи» областной социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, с 24.01.2008 года с семьей, состоящей из 3 человек, номер общей очереди на 2008 год-1153.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Д-ных отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты.
В связи с изменением состава семьи (рождением *** второго ребенка- Д.С.), а также в связи с изменением жилищных условий 29.03.2010 ФИО1 обращается с заявлением о включении семьи, состоящей из 4 человек и проживающей по адресу: ***, общей площадью 41,8 кв.м., в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-1011 годы».
Семья Д-ных была включена в списки молодых семей-участников подпрограммы в 2009 году под номером 49, в 2010 году под номером 48, в 2011 году под номером 13.
Постановлением администрации МО «Город Коряжма» от 21 октября 2011 года № 1719 семья Д-ных исключена из списка молодых семей-участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий).
Признавая законным постановление администрации МО «Город Коряжма» № 1719 от 21 октября 2011 года и отказывая в удовлетворении заявления ФИО2, суд руководствовался п. 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 и п. 13 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 09.12.2008г. № 266-па/46, исходя из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и оценке представленных суду доказательств.
В соответствии с пунктом 18 названных выше Правил, одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (подпункт «г» пункта 18 Правил).
Пунктом 13 Положения, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 09.12.2008г. № 266-па/46, установлено, что орган местного самоуправления формирует списки молодых семей- участников программы и определены правила формирования списков, где указано, что молодая семья становится участником программы со дня принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участником программы до дня принятия органом местного самоуправления решения об исключении молодой семьи из списка участников программы, в том числе в связи с предоставлением социальной выплаты.
При этом согласно подпункту «г» пункта 13 указанного Положения органы местного самоуправления имеют право на внесение изменений в список (исключение из списка) молодых семей - участников программы, в том числе, в случае если молодая семья получила государственную поддержку, связанную с улучшением жилищных условий, за счет средств федерального и (или) областного и (или) местного бюджетов.
Закрепив в Положении право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов социальной выплаты, и определив условия его возникновения, Администрация Архангельской области, как субъект Российской Федерации, была вправе с учетом финансовых возможностей и иных факторов, предусмотреть специальные условия как для получения выплаты, так и для внесения изменений в списки молодых семей- участников программы и исключения из данных списков.
Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья, утвержденное постановлением Администрации Архангельской области от 09.12.2008г. № 266-па/46, принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 2010, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, действует на территории Архангельской области, никем не оспорено, и не признано недействительным.
Таким образом, орган местного самоуправления имел право на внесение изменений в список (исключение из списка) молодых семей – участников программы при наличии оснований указанных в п.п. «г» п. 13 Положения, а именно получения молодой семьей государственной поддержки, связанной с улучшением жилищных условий, за счет средств федерального и (или) областного и (или) местного бюджетов,
В соответствии с положениями статей 1, 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Поскольку судом установлено, что семья заявителя в 2009 году реализовала свое право на улучшение жилищных условий за счет меры государственной поддержки из средств федерального бюджета, к которой относятся средства материнского (семейного) капитала, направив их на улучшение жилищных условий, погасив частично данными средствами полученный ипотечный жилищный кредит на покупку квартиры № ***, суд обоснованно указал в решении на правомерность постановления администрация МО «Город Коряжма» об исключении семьи заявителя из списка молодых семей-участников подпрограммы на основании п.п. «г» п.18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 и п.п. «г» п. 13 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 09.12.2008г. № 266-па/46.
Доводы жалобы о том, что администрация города не имела законного права в октябре 2011 года после формирования на 01 сентября 2011 года списка молодых семей-участников программы вносить изменения в данный список, были предметом оценки суда первой инстанции, и суд верно указал, что законодатель не ограничил право органа местного самоуправления на внесение изменений в список (исключение из списка) молодых семей-участников подпрограммы какими либо сроками. Следовательно, доводыапелляционной жалобы в данной части являются несостоятельными.
На основании пункта 32 указанных выше Правил, молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Исходя из системного толкования положений указанных Правил суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения пункта 32 Правил, позволяющего привлекать молодым семьям - участникам программы в целях приобретения жилого помещения средства материнского (семейного) капитала, предполагают одновременное использование (реализацию) молодой семьей, как выданного семье свидетельства на получение социальной выплаты, так и имеющегося у молодой семьи на момент выдачи свидетельства на получение социальной выплаты, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, позволяющего использовать средства материнского (семейного) капитала, в том числе для улучшения жилищных условий.
Последовательность реализации гражданами своих прав на получение мер социальной поддержки, предусмотренных различными нормативными актами, решается получателями этих мер с учетом положений действующего законодательства и интересов семьи, имеющих на них право.
Семья заявителя реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, к которой относятся средства материнского (семейного) капитала в 2009 году, следовательно, в силу положений подпункта «г» п. 18 Правил и подпункта «г» п. 13 Положения орган местного самоуправления имел право на исключение семьи заявителя из списка молодых семей-участников подпрограммы.
По изложенным основаниям доводы жалобы о незаконном исключении семьи заявителя из списков молодых семей-участников подпрограммы, в связи с тем, что в соответствии с п. 32 Правил они имели право как участники подпрограммы в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) привлекать средства материнского (семейного) капитала, являются несостоятельными.
По существу, в апелляционной жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, а содержится попытка дать юридическое обоснование своей правовой позиции по предъявленному иску и добиться его удовлетворения. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, истец приводил в заявлении, и суду они были известны.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 19 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 и ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И.Кузнецов
Судьи Л.Н.Галкина
ФИО5