Самарский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья: Сериков В.А. № 33-1489
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 февраля 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Яковлевой В.В.
Судей: Акининой О.А., Хаировой А.Х.
С участием прокурора Тихоновой Ю.В.
При секретаре: Иванниковой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора г. Тольятти о признании не соответствующим действующему федеральному законодательству постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство», отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав прокурора Тихоновой Ю.В. поддержавшую доводы представления, возражение против удовлетворения жалобы представителя Мэрии г.о. Тольятти – Панкратовой О.В. по доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону постановления мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».
В обоснование заявление указано, что оспариваемым постановлением к расходным обязательствам г.о. Тольятти отнесены расходы по недополученным доходам управляющих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов в связи с приведением размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области
Исполнение данного расходного обязательства осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете г.о. Тольятти в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту городского хозяйства.
Постановление принято во исполнение Постановления Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области».
Постановлением Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 года утвержден Порядок Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области.
Данный порядок предусматривает, что формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги производится за счет средств местных бюджетов. Разница возмещается в виде субсидий ТСЖ, кооперативам органом местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Однако, ст. 31 Бюджетного кодекса РФ определяет принцип самостоятельности бюджетов, а именно: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
В данном случае размер подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги приведен в соответствие с предельными индексами, установленными Правительством Самарской области.
Межбюджетные трансферты, субсидии или субвенции на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, ТС, жилищных кооперативов в связи с приведением размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами не предусмотрены.
Кроме того, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года возложение на городские округа обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъекта РФ в рамках своей компетенции признано нарушением Бюджетного кодекса РФ в части принципа самостоятельности бюджетов, а также ст. 133 Конституции РФ, которая предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Таким образом, оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти принято с нарушением требований действующего законодательства.
Ссылаясь на изложенное прокурор г. Тольятти просил суд признать оспариваемое постановление мэрии г.о. Тольятти противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Решением Центрального районного суда от 15 декабря 2011 г. заявление прокурора г. Тольятти оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что постановлении Мэрии г.о. Тольятти № 1204-п/1 от 20.04.2011 г. издано в соответствии с Постановлением правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 г., и соответствует нормам федерального законодательства.
Прокурор г. Тольятти не согласен с решением суда, полагая, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства и неправильно применил нормы материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции, прокурор Тихонова Ю.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционном представлении, просила его удовлетворить.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании не согласился с доводами апелляционного представления, просил решения суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено, что 20.04.2011 года мэрией г.о. Тольятти принято постановление № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство». Указанное постановление опубликовано в газете «Городские ведомости» № 42 (1252) от 23.04.2011 года.
Судом установлено, что постановление мэрии г.о. Тольятти № 1204-п/1 от 20.04.2011 года принято в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области».
Пунктом 6.1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) предусмотрено, что при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 принято в соответствии с частью 6.1 ст. 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Указанное Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 года № 608 является действующим нормативным правовым актом, изданным органом власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий; данное постановление никем не оспорено в судебном порядке.
В соответствии с ч.6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиям статьи 6 ФЗ от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ» уполномоченными органами местного самоуправления производится пересмотр размера подлежащей внесению РФ платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов.
Постановлением Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2010 г. установлен такой порядок, в соответствии с пунктами 4.1, 4.2 которого, формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов.
В целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами органы местного самоуправления муниципальных образований принимают решениие о введении ограничения на применяемый для расчета платы граждан тариф по одному или нескольким видам коммунальных услуг (пункт 3.2.). При этом пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, в т.ч. в случае выдачи министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области предписания органу местного самоуправления муниципального образования о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (пункт 2.1.). Таким образом, принятие данного решения органом местного самоуправления является обязанностью органа местного самоуправления.
Согласно указанного Порядка разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Постановление Правительства Самарской области № 608 от 24.11.2011г. не отменено, принято в пределах полномочий предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ следовательно орган местного самоуправления обязан выполнять положения настоящего документа.
Изложенное свидетельствует о том, что орган местного самоуправления обязан осуществлять пересмотр, подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, а именно в порядке предусмотренном Постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" за счет средств местного бюджета.
Такой пересмотр был осуществлен Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению".
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года № 2-П в не применимо к данным отношениям, так как в постановлении содержится вывод о том, что положение п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Полномочие органа местного самоуправления по пересмотру подлежащей внесению платы за коммунальные услуги основывается не только на вопросе местного значения -организация электро, тепло, водо и газо снабжения, как в случае, рассмотренном Конституционным судом. Данное полномочие органа местного самоуправления по пересмотру подлежащей внесению платы прямо установлена Федеральным законом от 26.12.2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», регулирующим правоотношения в этой сфере.
Кроме того, в пункте 1 указанного Постановления Конституционного Суда РФ предусмотрено, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения является предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного.
В пункте 6 Постановления Конституционного суда сделан вывод о том, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 12, 130 (часть 1), 132 и 133, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств
Конституционный Суд РФ отмечает, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствие реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Компенсация финансовых затрат, вытекающая из пересмотра, подлежащей внесению платы гражданами за коммунальные услуги, осуществляемая органом местного самоуправления, имеет иную правовую и экономическую природу нежели межтарифная разница.
Расходное обязательство, установленное постановлением мэрии г.о. Тольятти от 20.04.2011 года № 1204-п/1 «Об установлении отдельных расходных обязательств г.о. Тольятти по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» обусловлено полномочием установленным Федеральным законом от 26.12.2005 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» по пересмотру подлежащей внесению гражданами платы за коммунальные услуги. Пересмотр был осуществлен постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.01.2011 года № 145-п/1 «О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению». Следовательно затраты у управляющих организаций возникают не из решений субъекта Российской Федерации, устанавливающих тарифы, а из решений органа местного самоуправления, принимающего постановление о пересмотре, подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги.
Доводы представления основаны на неверном толковании норм материального права, и положений Постановления Конституционного суда РФ 29.03.2011 года № 2-П, поэтому не могут служить основанием к отмене по существу правильного решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Тольятти оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи