ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1505/2012 от 19.07.2012 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий Фирсов А.И.

Дело № 33 – 1505 /2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2012 г. г. Абакан

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Карповой В.Н.,

судей Веселой И.Н., Редько Е.П.,

при секретаре Земба М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Черногорска о признании незаконным решения Администрации г. Черногорска и возложении обязанности включить в очередь на предоставление земельного участка и предоставить земельный участок,

по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Черногорска ФИО2 на решение Черногорского городского суда от 11 мая 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО3, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Черногорска о признании незаконным решения администрации г. Черногорска от **/**/**** об отказе во включении его в очередь на предоставление земельных участков и возложении обязанности включить в указанную очередь.

В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования, просил суд обязать Администрацию муниципального образования г. Черногорск предоставить земельный участок бесплатно в собственность в соответствии с очередностью обращения.

ФИО1 мотивировал исковые требования следующим. Он является участником боевых действий, в связи с чем имеет право на бесплатное предоставление земельного участка. **/**/**** он обратился в Администрацию г. Черногорска с соответствующим заявлением. **/**/**** ему незаконно отказали в постановке в очередь на получение земельного участка, сославшись на отсутствие выписки из Единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающей отсутствие у него и членов его семьи земельных участков для индивидуального жилищного строительства. По мнению истца, отказ является незаконным, поскольку в силу требований Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Администрация г. Черногорска должна была самостоятельно получить данную информацию в Управлении Росреестра. Вследствие отказа ФИО1 **/**/**** вынужден был повторно обратиться в Администрацию г. Черногорска с заявлением о постановке на учет и предоставлении земельного участка, приложив к нему выписку из Единого государственного реестра. **/**/**** он получил уведомление о включении его в очередь на предоставление земельного участка с присвоением порядкового номера .

В судебном заседании истец и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. По мнению истца и его представителя, первоначальный отказ в постановке на очередь для предоставления земельного участка повлек то, что ФИО1 не был предоставлен земельный участок в соответствии с первоначальной датой подачи заявления. При этом Администрация г. Черногорска обязана была получить информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним самостоятельно в соответствии с положениями ФЗ № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представитель ответчика ФИО2, исковые требования не признала, пояснив, что истец действительно первым подал заявление о постановке на очередь для предоставления земельного участка бесплатно в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации г. Черногорска от **/**/**** №. Указанным Положением предусмотрено, что для постановки на учет заявители обязаны в числе прочих документов предоставить выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую отсутствие у заявителя и членов его семьи земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства. Истцом выписка к заявлению не прилагалась. По этим основаниям ему было отказано в постановке на очередь. Получать указанную информацию самостоятельно Администрация г. Черногорска в соответствии с положениями Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» может с 01.07.2012 в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Первым трем включенным в очередь заявителям земельные участки были предоставлены в 2012 году. Поскольку истец включен в очередь под № , оснований для предоставления ему земельного участка не имеется.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым удовлетворил исковые требования ФИО1 в полном объеме.

С решением не согласна представитель ответчика ФИО2, подавшая апелляционную жалобу.

В жалобе представитель ответчика указала, что решение суда является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно п. 3.7 Положения «О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории Муниципального образования город Черногорск отдельным категориям граждан» с 01 июля 2012 года документы и информация, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления города Черногорска, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и необходимы для принятия решений о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением могут предоставляться заявителем по собственной инициативе либо подлежат получению Администрацией г. Черногорска в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В период же с **/**/**** до **/**/**** в соответствии с п. 6 ст. 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование вопросов обеспечения реализации требований п. 3 ч. 1. и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемой в рамках государственных услуг, осуществляется законодательными актами субъектов Российской Федерации. В связи с указанными положениями принят Закон Республики Хакасия от 24.02.2012 № 18-ЗРХ «О мерах по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Хакасия», который не был применен к спорным правоотношениям. Указанный закон предполагает возможность представлять необходимые документы и информацию на основании соглашения о взаимодействии при организации межведомственного информационного взаимодействия и сформированного в его целях межведомственного запроса. В настоящее время административный регламент предоставления соответствующей государственной (муниципальной) услуги не принят, соглашение о взаимодействии не заключено. Предоставление заявителем выписки из ЕГРП предусмотрено пп. 6 п. 4.5 Положения. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и нормы материального права, подлежащие применению, что является основанием к отмене решения суда и вынесению нового решения.

В возражениях на апелляционную жалобу истец выразил согласие с решением суда.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО3 просили отказать в удовлетворении жалобы, указав на законность и обоснованность судебного решения.

Выслушав участвующих лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Истец ФИО1 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением №, выданным **/**/****.

Согласно ст. 2 (1) Закона Республики Хакасия № 25 от 05.05.2003 «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, в том числе и ветеранам боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).

**/**/**** истец обратился с заявлением в Администрацию г. Черногорска о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из протокола № от **/**/**** заседания комиссии по вопросам предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории МО г. Черногорска, ФИО1 было отказано во включении в очередь на предоставление земельного участка в связи с непредоставлением выписки из ЕГРП о правах на имеющиеся у заявителя объекты недвижимого имущества, подтверждающей отсутствие в собственности земельных участков для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства.

Указанная выписка **/**/**** направлена в адрес истца, исходящий №.

В выписке из протокола указано, что истцу отказано во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании п.п. 6 п. 4.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории Муниципального образования г. Черногорска отдельным категориям граждан».

Указанное положение утверждено постановлением Администрации города Черногорска № от **/**/****, опубликовано в газете  **/**/****, вступило в силу с **/**/****.

В пп. 1 п. 3.3 данного Положения указано, что для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно заявители подают в орган учета заявление с приложением перечисленных в пункте документов, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя и членов его семьи объекты недвижимого имущества, подтверждающую отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома).

Согласно пп. 6 п. 4.5 указанного Положения представление заявителем не всех документов, указанных в п. 3.3 настоящего Положения, является основанием для отказа во включение заявителя в очередь.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на положения п. 2 ч. 1 ст. 7. Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.

Как указано в решении, выписка из ЕГРП, предоставляемая Управлением Росреестра, не входит в перечень документов, перечисленных в части 6 ст. 7 Федерального Закона № 210-ФЗ.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая выводы, содержащиеся в решении суда в этой части, ссылается на п. 6 ст. 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено, что с 1 октября 2011 года до 1 июля 2012 года регулирование вопросов обеспечения реализации требований п. 3 ч. 1. и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемой в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществляется законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Хакасия «О мерах по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Хакасия» № 18-ЗРХ принят Верховным Советом Республики Хакасия 15.02.2012, вступил в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, опубликован 01.03.2012 в «Вестнике Хакасии».

Таким образом, на момент принятия решения об отказе ФИО1 во включении в очередь на предоставление земельного участка бесплатно, правовое регулирование порядка получения документов и информации при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Республике Хакасия отсутствовало.

При таких обстоятельствах ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость применения к спорным правоотношениям положений Закона РХ «О мерах по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Хакасия» не состоятельна.

Отсутствие правового регулирования порядка получения документов и информации при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации не могло умалять права заявителя относительно установленных ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения нормы вышеуказанного Федерального Закона, поскольку требования Положения «О порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства в собственность бесплатно на территории Муниципального образования г. Черногорска отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Администрации г. Черногорска № от **/**/****, находятся в явном противоречии с нормативным актом, имеющим приоритет перед актом более низкого уровня.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (часть 3).

Решением Администрации г. Черногорска от **/**/**** об отказе во включении ФИО1 в очередь на предоставление земельного участка нарушены права истца, поскольку согласно уведомлению № от **/**/**** он поставлен в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно с присвоением порядкового номера , при том, что первоначальное заявление подал первым.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной правовой оценки обстоятельств дела и не могут являться основанием к отмене решения.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела при рассмотрении спора по существу судом первой инстанции не допущено. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам гражданского дела и требованиям закона, в апелляционной жалобе они не опровергнуты. Всем представленным доказательствам в их совокупности судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черногорского городского суда от 11 мая 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика – Администрации г. Черногорска ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Карпова

Судьи И.Н. Веселая

Е.П. Редько