Кемеровский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Фисун Д.П.
№ 33 - 1510
Докладчик Фролова Т.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 февраля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Евтифеевой О.Э., Пастухова С.А.,
при секретаре Козловой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г.Березовского
на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 02 декабря 2011 года
по делу по иску ФИО1 к Администрации г. Березовского Кемеровской области, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, ФИО2 о признании недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, утвердить и согласовать данный список граждан, обязать предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, просит признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, заключённого между Администрацией г.Березовского Кемеровской области и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию г.Березовского Кемеровской области включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г.Березовского Кемеровской области утвердить данный список граждан; обязать Министерство энергетики РФ согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г.Березовского Кемеровской предоставить ему социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчёта общей площади на семью 33 кв. метра; ФИО2 социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на семью 33 кв. метра.
Требования мотивированы тем, что он и ФИО2 являются собственниками жилого дома, расположенного, по адресу: . Право собственности каждому из них на 1/6 долю принадлежит на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией АООТ «», указанный жилой дом находится на горном отводе указанной ликвидированной шахты. Износ строения на ДД.ММ.ГГГГ составил более . Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы, проводимые шахтой «» в 1985 году, 1990-1992 годах; отсутствие конструктивных мер защиты при его строительстве; отсутствие послеосадочного ремонта после подработки пластов и естественный физический износ строения.
Факт степени влияния горных работ на техническое состояние дома подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Сибирского филиала ОАО ВНИМИ, в соответствии с которым рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «».
ФИО2 включена Администрацией в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Он в вышеназванный список граждан включён не был.
ФИО2 подписала договор на предоставление социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ. Из условий договора установлено, что он и ФИО2 являются одной семьёй, что противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает его конституционное право на предоставление жилища.
Он не согласился с действиями Администрации г.Березовского, в связи с чем он и ФИО2 обратились с письмом в Администрацию г.Березовского об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере реструктуризации угольной промышленности.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № на письмо Администрация г.Березовского поясняет, что заявление на предоставление социальной выплаты подала только ФИО2 Причём, ему никто не разъяснил его право: на включение в список граждан на предоставление социальной выплаты и заключении с ним отдельного договора. Они были включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, как одна семья, что является грубейшим нарушением Закона. Полагает, что ФИО2 была введена в заблуждение в результате незнания Закона.
В то же время, являясь одновременно сособственником жилого городок, он не является членом семьи ФИО2
Он и ФИО2 действительно являются родными братом и сестрой, однако они не являются членами одной семьи, что отвечает требованиям Семейного кодекса РФ. Они имеют разные семьи, не состоят в браке, не имеют общего семейного бюджета, имеют различные источники доходов, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода и т.д.
При рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения взамен сносимого истца и ФИО2 можно рассматривать только как две самостоятельные семьи.
Изложенные обстоятельства подтверждаются рядом документов: свидетельством о государственной регистрации права, выданное ему на жилой в г. Березовский; свидетельством о госрегистрации права, выданное ФИО2 на часть названного жилого дома; справками о рождении детей; свидетельством о заключении брака; финансовыми документами, свидетельствующие уплату коммунальных платежей, за электроэнергию и другими документами.
Считает, что с учётом представленных доказательств он и ФИО2 приобрели право на получение благоустроенного жилья на каждого собственника жилого дома, подлежащего сносу.
Свои действия Администрация г.Березовский мотивирует тем, что включение его в список граждан имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого приведёт к увеличению количества переселяемых семей и к увеличению затрат, что, полагает, противоречит действующему федеральному жилищному законодательству и законодательству в сфере реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Администрация города Березовского считает, что данную ситуацию, возможно, разрешить только в судебном порядке.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащим сносу (в результате проведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В тоже время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.
Вместе с тем, предоставление жилого помещения должно осуществляться в соответствии с соблюдением прав граждан на получение помещения пригодного для проживания с соблюдением требований семейного законодательства, которые были нарушены Администрацией г. Березовского.
Таким образом, администрация города Березовский своими действиями нарушила, принадлежащее ему, конституционное право на жилище (ст.40 Конституции РФ). Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одновременно с этим, данное ему Конституцией РФ право на жилище, нарушено и действиями ФИО2, которой был подписан договор на предоставление социальных выплат семье, состоящей из двух человек, чем нарушены были требования ст. 167 Гражданского кодекса РФ,
Своими действиями Администрация и ФИО2 создали препятствия по улучшению его жилищных условий, путём получения другого бесплатного из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.
Социальные выплаты предоставляются в данном случае при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Контроль за осуществлением расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков осуществляется Министерством энергетики РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора России.
Контрольные функции по осуществлению полномочий Минэнерго РФ: в отношении реструктуризации угольной промышленности; как государственного заказчика по организации выполнения межгосударственных программ, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы; как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, определены Положением о Министерстве энергетике РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 года № 400.
Администрация города Березовского ненадлежащим образом осуществила, переданные ей отдельные государственные полномочия.
В частности, в силу положений ст. ст. 19, 70 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ Администрация города Березовского, как орган местного самоуправления не реализовала полномочия, предоставленные ей федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, которые являются отдельными государственными полномочиями и, которые передаются для осуществления органам местного самоуправления.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления за осуществление вышеназванных действий несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Аналогично, своими действиями, Администрация города Березовского нарушила положения статей 42, 51, 53, Устава города Березовского, утверждённого Березовским городским Советом народных депутатов от 15 февраля 2007 года № 245, в частности, ненадлежащим образом решила вопрос о реализации государственных полномочий, переданных ей федеральными законами, в части предоставления гражданам социальных выплат.
В судебном заседании ФИО1, а также его представитель ФИО11 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации г.Березовского Меженин Т.А. действующий по доверенности, исковые требования не признал.
ФИО2 поддержала исковые требования.
Представитель Министерства Энергетики РФ в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области (отделение по г. Березовскому УФК по Кемеровской области) Бирицкая Н.В. иск не признала.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 02 декабря 2011 года постановлено:
«Признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией г. Березовского Кемеровской области с одной стороны и ФИО2 с другой, в части предоставления социальной выплаты на семью, состоящую из двух человек, исключив из него указание на ФИО1, как члена данной семьи.
Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области включить ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности как одинокого гражданина - сособственника жилого помещения, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации утвердить и согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности с учетом вышеуказанных изменений.
Обязать Администрацию г. Березовского Кемеровской области предоставить ФИО1 социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на одинокого гражданина в размере 33 кв. метров.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части – отказать».
В кассационной жалобе Администрация г.Березовского в лице представителя Меженина Т.А., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, передать дело на новое рассмотрение.
Указывает, что судом при рассмотрении дела были неправильно применены нормы материального и нарушены нормы процессуального права.
Решение судом вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Представителем ФИО1 ФИО11 на кассационную жалобу принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя Администрация г.Березовского Меженина Т.А., поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение, ФИО1, возражавшего против доводов жалобы и просившего решение оставить без изменения, ФИО2, поддержавшую мнение ФИО1, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. № 353-ФЗ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 утверждены правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу п.п. «а» п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье).
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Приказом Минпромэнерго России от 12 декабря 2007 года № 550 утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на 2010 год. Данным приказом в число субъектов РФ - получателей данных трансфертов в 2008-2010 годах включена Кемеровская область, в том числе и Администрация г. Березовского.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В определении Конституционного суда РФ от 07 февраля 2008 год № 266-0-0 указано, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснить, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, и являются ли они сособственниками этого жилого помещения. При этом в случае, если лица, проживающие совместно с собственником сносимого ветхого жилого помещения, не являются членами его семьи, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина, и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются родными братом и сестрой, что признается и не оспаривается всеми сторонами.
На основании завещания удостоверенного второй нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в реестре под № наследниками указанного в завещании имущества на ФИО14, умершего ДД.ММ.ГГГГ являются сын, ФИО1, и дочь, ФИО2
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследниками имущества, оставшегося после смерти ФИО15, умершей ДД.ММ.ГГГГ: 1/3 доли жилого дома с надворными постройками по адресу , являются в равных долях ФИО1 и ФИО2
Право собственности по 1/6 доли и по 1/3 доли в праве на дом по зарегистрировано за ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом домовладения.
Иного жилья, помимо дома по адресу: , в собственности ФИО1 и ФИО2 не имеется, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и справки филиала № 3 БТИ г. Березовского.
Из домовой книги на городок в и копий паспортов следует, что в доме зарегистрирован ФИО2 B.C. с ДД.ММ.ГГГГ (собственник) и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (собственник).
Оплата за пользование электроэнергией и светом по адресу проводилась ФИО2 ФИО1 и ФИО2 в равных долях, что подтверждается копиями квитанций, пояснениями данных лиц в судебном заседании.
Супруги ФИО1 и ФИО16 от брака имеют детей: ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справками о рождении.
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО1 и ФИО19 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака присвоены фамилии жене - ФИО19 Из свидетельства о смерти следует, что ФИО19 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки, датированной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дом по адресу: находится на горном отводе ш. «Южная» и подработан горными работами в 1985 году, 1990-1992 г.г.
Согласно заключению о степени влияния горных работ ликвидированной шахты «» на техническое состояние жилого дома по адресу: № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «», которые проводились при отработке пластов Кемеровский и Волковский в 1985г. и 1992г.
Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы шахты «» отсутствие конструктивных мер защиты строения при его строительстве и естественный физический износ строения. Ремонт дома нецелесообразен из-за значительного физического износа (70%). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2005 года № 428 дом по рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ш. «».
Из списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в 2009 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ №428 от 13 июля 2005 года, следует, что переселению из городок в подлежит ФИО2 с составом семьи из 2-х человек.
Протоколом совещания № от ДД.ММ.ГГГГ уточнен список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, в него в качестве одной семьи включены собственники жилого дома по адресу: - ФИО2 и ФИО1
Согласно данных дополнительного списка граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья ФИО2 и ФИО2 B.C. включены как семья из двух человек под номером семьи №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к главе г. Березовского с заявлением о предоставлении жилья взамен ветхого, подработанного шахтой «». Заявление написано от имени ФИО1 и ФИО2, однако фактически подписано только последней.
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности следует, что Администрация г.Березовского обязуется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости предоставить ФИО2, ФИО1 предоставить социальную выплату в объеме рублей для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на семью 42 кв.м. по средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади на территории субъекта РФ по месту проживания рублей.
Обязательство безвозмездно передать ветхое жилье после приобретения жилья взамен сносимого, подписано ДД.ММ.ГГГГ только ФИО2
ФИО1 отказался подписать данное обязательство, узнав о том, что фактически субвенция выдается ему и его сестре как на семью из 2-х человек, а не как на 2 семьи из одиноко проживающих граждан.
ФИО1 и ФИО2 обращались в Администрацию г.Березовского с вопросом предоставления им двух квартир, считая, что при рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения взамен сносимого они могут рассматриваться только, как две самостоятельные семьи.
Согласно ответу главы города № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 были включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья по проекту ликвидации АООТ «шахта Южная» в соответствии с заявлением и поданными документами, как одна семья. Переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, производится по нормам, установленным Правилами предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 19 июля 2004 года. Социальная выплата рассчитана в соответствии с данными правилами и согласована с заместителем Министра Энергетики России и для семьи ФИО2 составляет .
ФИО2 подписала договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1.2.1 данного договора гражданин обязуется в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего договора осуществить самостоятельный поиск подходящего жилья, заключить договор (договоры) купли-продажи с собственником жилья (одним или несколькими физическими и юридическими лицами), зарегистрировать его (их) в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получить свидетельство (свидетельства) о праве собственности на жилое помещение (одно или несколько) и представить указанные документы в Администрацию. То есть приобретаемое ими (ФИО2) жилье оформляется в собственность, а не предоставляется по договору социального найма.
В случае неиспользования гражданами выделяемой социальной выплаты в установленные сроки, социальная выплата подлежит возврату в федеральный бюджет. Включение ФИО2 в список граждан имеющих право на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья разными семьями, приведет к увеличению количества переселяемых семей, а это возможно только на основании решения суда. Увеличение количества переселяемых семей ведет к увеличению затрат на переселение граждан по проекту ликвидации АООТ «шахта Южная», т.е. необходима корректировка проекта, а это компетенция Министерства энергетики РФ.
В суде первой инстанции было установлено, что ФИО1 и ФИО2 проживают в доме по вместе, дом остался им по наследству.
У ФИО1 ранее были две супруги, которые проживали совместно с ним. Последняя супруга ФИО19 скончалась в 2009 году. От предыдущего брака у него есть дети, которые проживают отдельно.
С марта 2011 года ФИО1 совместно проживает с ФИО20 Несмотря на то, что брат и сестра ФИО1 и ФИО2 проживают в одном доме, фактически они ведут раздельное хозяйство: каждый готовит сам себе, у них раздельные комнаты для проживания, бытовые приборы, холодильники, продукты питания каждый приобретает для себя сам. Помимо этого они разделили огород, который засаживают каждый на свое усмотрение. ФИО1 при этом помогает сестре в тяжелой работе по огороду. Оплату электроэнергии и холодной воды ФИО1 и ФИО2 производят пополам, при этом раздельные лицевые счета не делали. С заявлением в Администрацию г.Березовского о выдаче субвенции на приобретение жилья взамен ветхого обратилась от их имени обратилась ФИО2, поскольку как пояснил ФИО1 он постоянно днем находится на работе. При этом они предполагали, что субвенцию им предоставят как членам разных семей. После подписания ФИО2 договора, ФИО1 узнал о том, что он и сестра включены в список как члены одной семьи из двух человек, в связи с чем им будет выдана субвенция одна на двоих, с чем он не согласился и отказался от подписания обязательства о передаче ветхого дома.
Признавая недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией г. Березовского Кемеровской области с одной стороны и ФИО2 с другой, в части предоставления социальной выплаты на семью, состоящую из двух человек, исключив из него указание на ФИО1, как члена данной семьи, а также обязывая Администрацию г.Березовского Кемеровской области включить ФИО1 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности как одинокого гражданина - сособственника жилого помещения, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, суд первой инстанции обоснованно указал, что фактически имеет место совместное проживание в одном жилом помещении двух семей, состоящих из одиноких граждан, следовательно, решением администрации г.Березовского нарушаются права ФИО1 на предусмотренное ему право получения социальной выплаты (субвенции) на приобретение иного жилого помещения в объеме, предусмотренном Законом для одиноко проживающего гражданина, т.е. в размере стоимости 33 кв.м., при этом социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства от 13 июля 2005 года № 428, является одной из форм государственной социальной помощи, а ее предоставление — это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Поскольку, ФИО1 и ФИО2 проживая в одном доме и находясь между собой в родственных отношениях, как родные брат и сестра, фактически членами одной семьи не являются, о чем свидетельствуют установленные по делу обстоятельства, а также представленные в суд первой инстанции доказательства.
Также при осмотре дома по в ходе выездного судебного заседания судом первой инстанции было установлено, что дом состоит из 4-х жилых комнат и кухни. Со слов истца и ответчика ФИО2 установлено, что ближние к входу в дом комнаты использует для проживания ФИО2, в двух дальних комнатах - ФИО1 и его сожительница ФИО20, в доме имеются 2 холодильника, морозильная камера. Один из холодильников установлен в комнате ФИО1 В каждой из комнат имеются шкафы с одеждой: в комнате ФИО2 - с женской одеждой; в комнате ФИО1 - с женской и мужской одеждой. В двух комнатах имеются по кровати, в трех комнатах - по телевизору. Состояние комнат, в которых проживают ФИО1 и ФИО2 разное: в комнатах, где проживает ФИО1 проведен ремонт, поклеены обои, в целом, состояние данных комнат лучше, чем комнат, в которых, со слов участвующих лиц, проживает ФИО2, что также подтверждает тот факт, что, проживая в одном доме и находясь между собой в родственных отношениях, как родные брат и сестра, фактически членами одной семьи ФИО1 и ФИО2 не являются, кроме того, ФИО1 и ФИО2 ведут хозяйство отдельно друг от друга, исходя из своих личных нужд и интересов, по отношению друг к другу никаких взаимных имущественных прав и обязанностей не имеют. В данном случае ФИО2 и ФИО1 являются сособственниками жилого помещения, имеют на него право собственности в равных долях.
Кроме того, обязывая Администрацию г.Березовского Кемеровской области и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации утвердить и согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности с учетом вышеуказанных изменений и предоставить ФИО1 социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета общей площади на одинокого гражданина в размере 33 кв.метров, суд первой инстанции правильно указал, что ФИО1 и ФИО2 не ведут общее хозяйство, а следовательно, не являются членами одной семьи в том смысле, которое вложено законодателем в данное понятие в Жилищном и Семейном законодательстве.
Так как, ФИО1. и ФИО2 являются сособственниками жилого дома по адресу и являлись ими на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности - шахты «». Данный жилой дом является ветхим (износ более 70%), в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «» стал непригодными для проживания по критериям безопасности, данный ветхий дом является единственным и постоянным местом их проживания, их регистрация по месту жительства в данном доме не носит формальный характер, в связи с чем они нуждаются в переселении, а установленные обстоятельства в своей совокупности дают ФИО1 и ФИО2 право на получение социальных выплат для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна. Кроме того, выводы суда первой инстанции подтверждаются правовой позицией, содержащейся в определении Конституционного суда РФ от 07 февраля 2008 год № 266-0-0.
Ссылка в кассационной жалобы на п.п. 9, 11, 13 постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г., которые не предусматривают оснований для получения ФИО1 субсидии, предоставляемой в связи со сносом жилья, с учетом количества семей проживающих в сносимом жилом помещении, являются несостоятельной и основанной на неправильном толковании норм материального права, поскольку Грачёв В.С. и Грачёва Т.С. имеют разные семьи, не состоят в браке, не имеют общего семейного бюджета, имеют различные источники доходов, раздельно ведут домашнее хозяйство, не имеют общих предметов домашнего обихода.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство Энергетики РФ не было надлежащим образом извещено о рассмотрении дела, в том числе и на 02.12.2011г., являются несостоятельными, поскольку из списка внутренних почтовых отправлений от 01.08.2011г. и от 22.11.2011г. на л.д. 131, 183,184, из сведений об отправлении по электронной почте (л.д.185) видно, что в адрес Министерства Энергетики РФ неоднократно было направлено уведомление заказной корреспонденцией и электронной почтой, в том числе и на 02.12.2011г.
Указание в кассационной жалобе на несоблюдение срока рассмотрения гражданского дела и волокиту, не является основанием, предусмотренным законом в качестве повода для отмены решения.
Иные доводы жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены правильного по существу решения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание совокупность исследованных доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебного исследования и получили в решении суда надлежащую оценку, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и рассмотрел дело в соответствии с нормами процессуального права и принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. № 353-ФЗ), судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 02 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: