Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Селиванова Г. Ю. Дело № 33-15103/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О. В.,
судей Васильевой А. С.,
Москаленко Ю. П.
с участием прокурора Дубовских Т. В., при секретаре Каломасовой Л. С. рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области к открытому акционерному обществу «ТГК № 9» о возложении обязанности по созданию, выделению рабочих мест для приема инвалидов
по кассационной жалобе представителя ответчика ОАО «ТГК № 9» Урдиной А. Н. (по доверенности от ( / / )) на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Константиновой О. В., объяснения представителя ответчика ОАО «ТГК №9» Калашниковой Ю. И. (по доверенности от ( / / )), поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Дубовских Т. В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Краснотурьинска обратился в суд с иском к ОАО «ТГК № 9» о возложении обязанности по созданию, выделению рабочих мест для приема инвалидов.
В обоснование исковых требований было указано, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на ОАО «ТГК № 9» в феврале 2011 года не трудоустроено ни одного инвалида. В 2010, 2011 годах на работу в филиал ОАО «ТГК № 9» Богословская ТЭЦ в пределах установленной квоты не трудоустроено ни одного безработного инвалида. Таким образом, администрацией ОАО «ТГК № 9» не обеспечивается возможность трудоустройства инвалидов на предприятии, а именно: предоставляемые ежемесячно данные о вакансиях не соответствуют требованиям для трудоустройства инвалидов, в связи с чем направление инвалидов для трудоустройства на данное предприятие сотрудникам центра занятости невозможно. С учетом изложенного прокурор просил суд обязать филиал ОАО «ТГК №9» Богословская ТЭЦ создать либо выделить рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Транзалов А. А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «ТГК № 9» Калашникова Ю. И. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что производственная деятельность ответчика связана с источниками повышенной опасности, что предполагает предъявление для работников определенных требований, при этом у ответчика вакансий на данный момент не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15 августа 2011 года исковые требования удовлетворены, на ОАО «ТГК № 9» возложена обязанность создать в филиале ОАО «ТГК № 9» «Свердловский» Богословская ТЭЦ рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее ...% от среднесписочной численности штата Богословской ТЭЦ.
С указанным решением суда не согласилась представитель ответчика ОАО «ТГК № 9» Урдина А. Н., которая в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Оспаривая законность и обоснованность решения суда, автор жалобы указала, что, исходя из смысла Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», квотирование рабочих мест для инвалидов должно быть от общей численности работников филиала ОАО «ТГК № 9» «Свердловский», а не от численности от работников ОАО «ТГК №9» или производственной площадки Богословская ТЭЦ. Кроме того, суд неверно определил квоту для приема на работу инвалидов в размере ...% от среднесписочной численности штата.
В письменных возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора г. Краснотурьинска Транзалов А. А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель третьего лица ГКУ «Краснотурьинский ЦЗ» Иванова О. Г. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения не находит, считает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК) Российской Федерации и пришел к обоснованным выводам.
Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек обязаны установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником - инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом личностных и физических характеристик инвалида.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей).
Отсутствие у Центра занятости населения информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.
Факт невыполнения квоты по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов на предприятии ответчика нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Как установлено судом, численность работников в филиале ОАО «ТГК № 9» «Свердловский» Богословская ТЭЦ составляет ... человека, в связи с чем размер квоты для приема на работу инвалидов должна составлять ... человек. Однако сведений о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов ответчиком не было направлено в органы занятости, поскольку вакансий для трудоустройства инвалидов не имеется.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным для работодателя в силу требований закона, не обусловлено какими-либо обстоятельствами, в том числе спецификой производства. Суд также обоснованно пришел к выводу о том, что в период 2010-2011 г.г. и на момент рассмотрения спора ответчиком не выполнялась установленная квота для приема на работу инвалидов, не разработан комплекс мероприятий по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов.
Поскольку установлено, что ответчиком не выполнены требования ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что является незаконным и нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, суд правомерно пришел к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности создать или выделить на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты обоснованны, подлежат удовлетворению.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в постановленном решении, подтверждаются материалами дела.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы кассационной жалобы о том, что суд неверно определил квоту для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности штата.
Определяя квоту в размере ...% от среднесписочной численности штата, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».
Между тем, указанным Постановлением установлено, что организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.
Однако соответствующих требованиям ст. 67 ГПК Российской Федерации доказательств того, что условия труда на Богословской ТЭЦ являются опасными, связаны с источниками повышенной опасности и противопоказаны для инвалидов, стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.
Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что квотирование рабочих мест для инвалидов должно быть от общей численности работников филиала ОАО «ТГК № 9» «Свердловский».
Как усматривается из материалов дела, Богословская ТЭЦ является производственной площадкой филиала ОАО «ТГК № 9» «Свердловский», его структурным подразделением.
Сторонами не оспаривалось, что, действительно, Богословская ТЭЦ не является самостоятельным юридическим лицом.
Между тем, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Свердловской области «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» обязанность по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов предписывают не юридическим лицам, а организациям, находящимся на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек.
Богословская ТЭЦ отвечает требованиям, предъявляемым к указанным организациям, поскольку она расположена на территории Свердловской области, и численность ее работников составляет ... человека.
Таким образом, положения Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Свердловской области «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» распространяются на филиал ОАО «ТГК №9» «Свердловский» Богословская ТЭЦ.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что Богословская ТЭЦ, действуя от своего имени, ежемесячно направляет в центр занятости населения г. Краснотурьинск сведения о вакансиях для трудоустройства инвалидов, тем самым подтверждая наличие у себя обязанности по созданию и выделению рабочих мет для инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика ОАО «ТГК № 9» Урдиной А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: