Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Противодействие коррупции Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Фролова М.Н. Дело № 33–1511/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Клепчи С.Н.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 мая 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области к Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области о возложении обязанности по постановке на учет комплекса гидротехнических сооружений водохранилища
по апелляционной жалобе Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 12 марта 2014 года, которым постановлено:
заявление прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш, расположенного по адресу: Курганская область Мишкинский район, с. Введенское, широта 55 град. 19 мин. 14 сек., долгота 64 град. 4 мин. 59 сек.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области Манаковой Л.А., представителя Администрации Мишкинского района Курганской области по доверенности Мокина Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Уральского управления Ростехнадзора по доверенности Шагиахметовой О.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Мишкинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области (далее Администрация Введенского сельсовета) о возложении обязанности подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Юргамыш, расположенного по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Введенское, широта 55 градусов 19 минут 14 секунд, долгота 64 градуса 4 минуты 59 секунд.
В обоснование иска истец указал, что на территории Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области имеется комплекс гидротехнических сооружений (ГТС) водохранилища на реке Юргамыш, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, с. Введенское, широта 55 градусов 19 минут 14 секунд, долгота 64 градуса, 4 минуты 59 секунд, в состав которого входят земляная плотина, паводковый водосброс, донный водовыпуск, ледозащитное сооружение. Собственник или эксплуатирующая организация ГТС неизвестны. В настоящее время указанный объект является бесхозяйным и не состоит на балансе ни у одной организации. Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. На основании пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимое имущества, с приложением всех необходимых документов. Вопреки указанным требованиям закона каких-либо мер со стороны органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества до настоящего времени не принято. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» прокурор полагал, что по причине неопределенности балансовой принадлежности указанного объекта, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть в дальнейшем реализованы обязанности собственника или эксплуатирующей организации, в том числе по проведению мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации ГТС. Считал, что бездействие Администрации Введенского сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - комплекса ГТС водохранилища на реке Юргамыш, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Мишкинского района Курганской области Снежков Н.Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Введенского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях исковые требования не признавал, указывая, что плотина находится в разрушенном состоянии, никакой опасности для населения не представляет, поскольку водосброс разобран, вода бежит самотеком.
Представитель третьего лица Уральского управления Ростехнадзора по доверенности Шагиахметова О.А. в судебном заседании иск прокурора поддержала, указав, что объект отнесен к категории опасных объектов и непринятие мер по его постановке на учет как бесхозяйного объекта препятствует решению вопроса о его капитальном ремонте.
Представитель третьего лица Администрации Мишкинского района Курганской области по доверенности Кудрявцев А.С. в судебном заседании иск не признал, полагал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Правительство Курганской области, поскольку на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации законодательством возложена обязанность по учету гидротехнических сооружений и их ремонту.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в августе 2006 года комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш у села Введенское Мишкинского района Курганской области законсервировано путем снятия рабочих затворов. Указанный комплекс не имеет собственника и не поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта. В Российском регистре гидротехнических сооружений ему присвоен № . На основании акта Уральского Управления Ростехнадзора от техническое состояние гидротехнического сооружения оценивается как требующее осуществления капитального ремонта. Администрацией Мишкинского района Курганской области в Департамент было направлено письмо о включении в областную программу «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Курганской области» мероприятий по капитальному ремонту комплекса гидротехнических сооружений на реке Юргамыш на условиях софинансирования. На основании данного обращения и акта от мероприятия по разработке проектной документации и капитальному ремонту комплекса гидротехнических сооружений на реке Юргамыш были включены в целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области в 2012-2020 годах» на условиях софинансирования. На основании проведенного обследования существующее состояние гидротехнического сооружения оценивается как предаварийное, уровень безопасности неудовлетворительный.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что в силу закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Введенского сельсовета просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылаясь на акт обследования бесхозяйного гидротехнического сооружения от , полагает, что спорное гидротехническое сооружение как объект фактически не существует. Считает, что обязанность по проведению капитального ремонта данного сооружения возложена Федеральным законом от № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Постановлением Правительства Российской Федерации от на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который решает вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории субъекта Российской Федерации. Полагает, что отсутствие у гидротехнического сооружения собственника не нарушает интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности и не требует защиты их прав в судебном порядке. Считает, что применение пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только с учетом особенностей, определенных Федеральным законом от № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Полагает, что возложение на муниципальное образование обязанности обратиться с заявлением о постановке недвижимого имущества в качестве бесхозяйного возможно только в том случае, если этот объект находится в работоспособном состоянии, не требующем капитального ремонта с декларацией комплекса ГТС и паспортом его безопасности.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрации Введенского сельсовета Администрация Мишкинского района Курганской области фактически поддерживает ее доводы, дополнительно указывает, что при принятии решения суд не учел Постановление Правительства Курганской области от «О государственной Программе Курганской области «Природопользование и охраны окружающей среды Курганской области в 2014 – 2020 годах», согласно которому на разработку проектной документации для капитального ремонта комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш у села Введенское Мишкинского района Курганской области местный бюджет должен выделить денежные средства в сумме руб. и на его капитальный ремонт руб., тогда как капитальный ремонт гидротехнического сооружения должен осуществляться исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобе Администрации Введенского сельсовета участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области его глава Манакова Л.А., а также представитель Администрации Мишкинского района Курганской области по доверенности Мокин Д.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Уральского управления Ростехнадзора по доверенности Шагиахметовой О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Прокурор Мишкинского района Курганской области, представители третьих лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Правительства Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 9, 24, 27 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Введенский сельсовет Мишкинского района Курганской области (принят решением Введенской сельской Думы от ) к вопросам местного значения Введенского сельсовета отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Введенского сельсовета; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Введенского сельсовета от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; а также выполнять иные предусмотренные законом обязанности.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования Введенский сельсовет Мишкинского района Курганской области расположен комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш, включающий земляную плотину, паводковый водосброс, донный водовыпуск, ледозащитное сооружение, имеющий следующие координаты: широта 55 градусов 19 минут 14 секунд, долгота 64 градуса 4 минуты 59 секунд, включенный в Российский регистр гидротехнических сооружений под № .
В августе 2006 года сооружение законсервировано путем снятия рабочих затворов, на дату регистрации в регистре в 2000 году его собственником являлось ЗАО «Маяк», которое ликвидировано .
В реестре объектов муниципальной собственности Введенского сельсовета, Мишкинского района Курганской области комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш, расположенный в с. Введенское Мишкинского района Курганской области, не значится, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно акту обследования бесхозяйного гидротехнического сооружения Уральского управления Ростехнадзора от комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш в с. Введенское Мишкинского района Курганской области не имеет собственника или эксплуатирующей организации, что не обеспечивает безопасность объекта, техническое состояние которого требует проведения капитального ремонта.
Гидротехническое сооружение включено в целевую программу Курганской области «Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области в 2012-2020 годах», утвержденную Постановлением Правительства Курганской области от .
Согласно техническому заданию к договору на выполнение работ для муниципальных нужд от , муниципальным заказчиком которых выступает Администрация Введенского сельсовета, ООО «Проектный институт «Зауралводпроект» составлен акт обследования комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш у с. Введенское Мишкинского района Курганской области от и изготовлена предпроектная документация на капитальный ремонт гидротехнических сооружений «Обследование комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш у села Введенское Мишкинского района Курганской области».
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш, расположенный в с. Введенское Мишкинского района Курганской области, не имеет собственника и является бесхозяйным недвижимым имуществом.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от .
На основании пункта 5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Введенский сельсовет Мишкинского района Курганской области, неопределенность балансовой принадлежности гидротехнического сооружения представляет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, предупреждение которой в том числе является обязанностью органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что необращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что применение пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только с учетом особенностей, определенных Федеральным законом от № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не может быть признан состоятельным судебной коллегией.
Предметом спора по настоящему гражданскому делу является выполнение органом местного самоуправления обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, таким полномочием законодателем в пункте 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации наделены только органы местного самоуправления, на территории которых расположены данные объекты.
Между тем, Федеральный закон от № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Однако, при разрешении возникшего спора судом не разрешался вопрос о собственнике указанного бесхозяйного недвижимого имущества и органе (лице), обязанном осуществлять мероприятия по эксплуатации и обеспечению безопасности бесхозяйного объекта, в том числе по проведению капитального ремонта гидротехнического сооружения.
Ссылка Администрации Введенского сельсовета на то, что комплекс гидротехнических сооружений водохранилища на реке Юргамыш, расположенном в с. Введенское Мишкинского района Курганской области, фактически не существует в связи с неудовлетворительным техническим состоянием, несостоятельна и не имеет правового значения, поскольку гидротехническое сооружение является существующим объектом недвижимого имущества, требующим проведения капитального ремонта, и решение о его ликвидации в установленном порядке не принималось.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Администрации Введенского сельсовета, которые основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Мишкинского районного суда Курганской области от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Введенского сельсовета Мишкинского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья – председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Е.С. Голубь
С.Н. Клепча
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru