ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1534 от 01.06.2012 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Костина В.А. № 33-1534/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2012 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Слиж Н.Ю., Савина А.И.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2012 года по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемого документа, об отмене приказа и признании незаконным порядка подачи заявлений о сокращении срока регистрации в части.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением по следующим основаниям. На праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., он имеет намерение в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на дом, расположенный на указанном земельном участке. Из размещенного в зале приема в Кондопожском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия (далее по тексту – Управление) объявления ему стало известно, что для сокращения срока государственной регистрации, заявителю надлежит обращаться на личный прием к руководителю поименованного отдела в часы приема, время приема определено по средам с 10.00 до 11.00. В объявлении содержится ссылка на приказ Управления от 28.07.2011 № 243, текст приказа в зале не размещен. Для ознакомления с критериями, условиями и требованиями к обращению с заявлением сокращения срока государственной регистрации заявитель посредством электронной почты ХХ.ХХ.ХХ обратился в Управление с просьбой о предоставлении копии указанного приказа. Управлением на его обращение был дан ответ от ХХ.ХХ.ХХ №  , в котором отказано в предоставлении запрашиваемого приказа вследствие нецелесообразности и отсутствия правовых оснований для предоставления приказа. Полагает, что таким отказом ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающим правое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. ФИО1 просил признать данный отказ незаконным, обязать Управление предоставить ему копию приказа от 28.07.2011 № 243, признать незаконным установленный Управлением порядок подачи заявлений о сокращении срока государственной регистрации путем обращения в день и время личного приема к руководителю Кондопожского отдела Управления, отменить приказ Управления от 28.07.2011 № 243 и обязать Управление убрать из зала приема Кондопожского отдела Управления объявление об установленном Управлением порядке подачи заявлений о сокращении срока государственной регистрации, расходы по государственной пошлине в сумме ... рублей отнести на Управление.

Решением суда заявление ФИО1 удовлетворено частично. На Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия возложена обязанность убрать из зала приема Кондопожского отдела Управления объявление об установленном порядке обращения с заявлением о сокращении срока государственной регистрации, путем обращения к руководителю отдела в порядке личного приема. Взыскано с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия в пользу ФИО1 в возмещение расходов по государственной пошлине ... рублей.

С таким решением не согласен заявитель. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований. Ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неприменение закона, подлежащего применению. Указывает, что вопреки Методическим рекомендациям по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 Порядок сокращения сроков проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Управления от 28.07.2011 г. № 243,  устанавливает иную, более сложную и обременительную для заявителей процедуру и создает непредусмотренные законодательством обязанности заявителей, имеющих намерение обратиться с просьбой о сокращении срока государственной регистрации. Считает, что неисполнение процедур, установленных Порядком, лишает заявителей права выразить просьбу о сокращении срока регистрации и, следовательно, возможности проведения госрегистрации в сокращенный срок. Полагает, что Порядок утвержденный Приказом Управления от 28.07.2011 № 243, является нормативно-правовым актом. Кроме того, указывает, что отказом Управления предоставить ему запрошенную копию Приказа Управления от 28.07.2011 № 243 были нарушены его права на получение ответа по существу обращения, что не соответствует требованиям ст.5 и п.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия ФИО2, просит в удовлетворении жалобы отказать. Считает решение суда законным и обоснованным.

В суд апелляционной инстанции ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО3, в судебном заседании апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

Министерство здравоохранения и социального развития Российском Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, о дате и времени судебного заседания извещено.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Согласно частям 3 и 4 статьи 5 указанного Закона гражданин при рассмотрении обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов и, обращаться с жалобами па принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Должностное лицо в соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 10 Закона дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона.

В ходе рассмотрения дела по существу и в суде апелляционной инстанции установлено, что ХХ.ХХ.ХХ ФИО1 через интернет-сайт обратился в Управление с заявлением о предоставлении ему копии приказа Управления от 28.07.2011 № 243, сообщении реквизитов средства массовой информации, в котором был официально опубликован приказ, причины, по которой приказ не был размещен на интернет-сайте Управления. Заявление обосновано наличием у заявителя сомнений в правомерности установленного приказом порядка сокращения срока государственной регистрации.

Управлением ФИО1 был дан ответ, выраженный в письме от ХХ.ХХ.ХХ №   в котором заявителю разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в сроки, установленные законодательством. Принятие решения о сокращении срока государственной регистрации при наличии объективных причин является правом органа по государственной регистрации прав, а не его обязанностью. Размещение локального акта Управления, регламентирующего порядок действий должностных лиц при рассмотрении заявлений о сокращении срока государственной регистрации, на информационных стендах Управления считают нецелесообразным. Размещение локального акта в средствах массовой информации действующим законодательством не предусмотрено. В предоставлении заявителю копии оспариваемого приказа отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами Управления.

Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 г. № 184 (в ред. от 19.01.2005) утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые предусматривают возможность обращения граждан в Управление с просьбой (ходатайством) о сокращении срока проведения государственной регистрации. Такая просьба может содержаться в заявлении о государственной регистрации.

Согласно пункту 19 Рекомендаций, заявление о государственной регистрации может содержать просьбу заявителя о ее проведении в срок менее месяца и отметку в этом случае руководителя или заместителя руководителя органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, или иного работника данного органа, уполномоченного на это должностной инструкцией, о согласовании или несогласовании указанной просьбы, если актом органа, осуществляющего государственную регистрацию права, не установлено иное.

Приказом руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия от 28.07.2012 № 243 утвержден «Порядок сокращения срока проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по делопроизводству в Управлении, утвержденной приказом Управления от 31.03.2011 № 76 приказы (распоряжения) по основной деятельности, являющиеся индивидуальными правовыми актами, оформляют решения по оперативным, организационным и другим вопросам деятельности Управления. Руководитель Управления в пределах своей компетенции издает организационно-распорядительные акты по вопросам организации деятельности Управления, обеспечивает контроль за их исполнением.

Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что «Порядок сокращения срока проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия от 28.07.2012 № 243, не противоречит законодательству, относится к локальному, организационно-распорядительному акту, приказ издан в пределах компетенции руководителя Управления, не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя и правомерно отказал в удовлетворении требований об отмене вышеуказанного приказа.

С учетом положения п.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Управления в предоставлении копии оспариваемого приказа и понуждении Управления выдать копию приказа, а также признать незаконным установленный Управлением порядок подачи заявлений о сокращении срока государственной регистрации путем обращения в день и время личного приема к руководителю Кондопожского отдела Управления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что порядок рассмотрения заявления ФИО1 Управлением не нарушен. Ответ заинтересованного лица от ХХ.ХХ.ХХ №   отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к письменным ответам, ответ дан по существу поставленных в обращении вопросов и в пределах компетенции заинтересованного лица.

Установив, что объявление, размещенное на информационном стенде в Кондопожском отделе Управления о том, что в соответствии с приказом Управления от 28.07.2012 г. № 243 с просьбой о сокращении срока государственной регистрации заявители обращаются к руководителю отдела в порядке личного приема: среда с 10.00 до 11.00, не соответствует положению, изложенному во втором абзаце пункта 2 Порядка, суд правомерно удовлетворил требование заявителя о понуждении Управления убрать с информационного стенда в зале приема Кондопожского отдела Управления указанное объявление.

Решение суда в части взыскания судебных расходов соответствует ст.98 ГПК РФ и статье 333.19 Налогового кодекса РФ.

Довод жалобы о том, что Порядок сокращения сроков проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Управления от 28.07.2011 г. № 243,  устанавливает иную, более сложную и обременительную для заявителей процедуру и создает непредусмотренные законодательством обязанности заявителей, имеющих намерение обратиться с просьбой о сокращении срока государственной регистрации, не может быть принят во внимание по вышеуказанным основаниям.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 марта 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: