ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-15630/2011 от 03.11.2011 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Шперлинг Ю.Г. Дело № 33-15630/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н.,

судей Семерневой Е.С., Козлова О.А.

при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 03.11.2011 кассационную жалобу ООО «Европа Эйр» на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 06.09.2011

по гражданскому делу по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Европа Эйр» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов,

заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения представителя ООО «Европа Эйр» по доверенности Чурканова М.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Смирновой К.И., возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Свердловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил к ООО «Европа Эйр» иск о признании действий при продаже и бронировании авиабилетов с Интернет-сайтов авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Сибирь» по ценам выше установленных перевозчиками, незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет-сайтов указанных авиакомпаний по ценам выше установленных перевозчиками.

В обоснование указано, что ООО «Европа Эйр» согласно Уставу осуществляет деятельность в сфере воздушного транспорта, управлению воздушным движением и прочую. Самостоятельно воздушные перевозки ООО «Европа Эйр» не осуществляет, личного парка воздушных судов, а также воздушных судов, эксплуатируемых по договору аренды, не имеет, процедуру регистрации в качестве эксплуатанта коммерческой авиации не проходило, Свидетельства эксплуатанта под наименованием «Европа Эйр» также не имеется, в автоматизированных системах бронирования рейсы под кодом авиакомпании «Европа Эйр» не представлены. Вместе с тем, на официальном сайте компании www.europaair.ru размещена недостоверная информация о деятельности данного юридического лица как перевозчика, основным видом деятельности которого является выполнение регулярных и чартерных рейсов из Европейской части России, в частности о том, что с ( / / ) данная авиакомпания открывает регулярные рейсы из Симферополя в Екатеринбург на комфортабельном самолете Боинг - 737. При этом информация о правилах перевозки рейсами авиакомпании, тарифах и правилах их применения на официальном сайте данного лица отсутствует. Также ООО «Европа Эйр» осуществляет незаконную продажу электронных билетов с официальных сайтов авиакомпаний - перевозчиков по различным маршрутам, получая прибыль от комиссии за бронирование авиабилетов. За период с ( / / ) по ( / / ) таким способом реализовано более 200 авиабилетов на российские и зарубежные авиакомпании. Деятельность ответчика не соответствует требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральным авиационным правилам, утвержденным приказом Минтранса России от 26.08.2007 № 82, которые предусматривают осуществление деятельности по продаже и бронированию авиабилетов только при наличии агентского соглашения с авиакомпаниями - перевозчиками, фактически осуществляющими перевозку. Авиакомпании ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», осуществляющие авиаперевозки из аэропорта Кольцово, агентских договоров на продажу и бронирование авиаперевозок с ООО «Европа Эйр» не заключали. Незаконными действиями ответчика нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на получение своевременной и достоверной информации о товарах (работах, услуга), обеспечивающей возможность их правильного выбора.

В процессе рассмотрения дела прокурор Смирнова К.И. уточнила исковые требования и окончательно просила признать действия ООО «Европа Эйр» при бронировании и реализации авиабилетов с Интернет - сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс» незаконными, обязать ООО «Европа Эйр» прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет - сайтов указанных авиакомпаний. Заявление об уточнении иска принято к производству суда.

В судебном заседании суда первой инстанции прокуроры Смирнова К.И. и Мадиева Ю.А. иск поддержали.

Представитель ответчика Чурканов М.А. иск не признал, в письменном отзыве указал, что ООО «Европа Эйр» не является авиаперевозчиком и занимается брокерской деятельностью в области авиаперевозок, что в силу действующего законодательства не обязывает иметь собственный парк воздушных судов. Во исполнение договорных обязательств перед своими клиентами ООО «Европа Эйр» заключен с ЗАО ПО «Космос» договор аренды воздушного судна с экипажем, поэтому ответчик является представителем данного перевозчика в г. Екатеринбурге. На Интернет - сайте компании представлены сведения как о компании, занимающейся авиационной и туристической деятельностью. Информация об открытии рейса Симферополь - Екатеринбург была представлена на основании проведенных переговоров и полученных ответов от авиаперевозчика «Международные авиалинии Украины». Свою деятельность ООО «Европа Эйр» осуществляется с ( / / ). Продажа авиабилетов на российские и зарубежные авиакомпании производится через систему он-лайн бронирования сайтов авиаперевозчика. При обращении потребителя в кассу ООО «Европа Эйр» ему предлагается и с его согласия бронируется самый дешевый тариф на полет. Билет оформляется по данным пассажира и оплачивается посредством банковской карты ООО «Европа Эйр», открытой на имя директора ООО «Европа Эйр» ..., после чего билет распечатывается и оплачивается потребителем. ООО «Европа Эйр» предоставляет своим клиентам при покупке электронного авиабилета с сайта авиакомпании электронную маршрут-квитанцию, с указанием стоимости авиабилета и сборов авиакомпании перевозчика, а также квитанцию сборов с указанием полной стоимости авиабилета с учетом сервисного сбора, что соответствует законодательству, не вводит потребителя в заблуждение о фактической стоимости авиабилета. Поскольку при бронировании авиабилетов через сайты авиакомпаний действует договор публичной оферты, заключения агентского договора с перевозчиками не требуется. С ( / / ) оплату билета можно произвести через интернет - сайт ООО «Европа Эйр» посредством банковской карты, возможно приобрести билет на рейс любой авиакомпании. На момент проведения прокурорской проверки интернет - сайт ООО «Европа Эйр» находился в стадии разработки, в разделе «О компании» имелась техническая ошибка в том, что указано ООО «Европа Эйр» является авиакомпанией. После обнаружения этой ошибки данная информация была удалена, техническая ошибка устранена. Обращаясь в кассу ООО «Европа Эйр» потребитель в устной форме в течение 10-15 минут получает полную информацию о перевозчике, правилах перевозки, фактической деятельности ООО «Европа Эйр». Свое согласие с правилами перевозки потребитель подтверждает своей подписью в квитанции разных сборов в графе «примечание» либо на оборотной стороне квитанции. В случае отказа от поездки потребитель обращается с заявлением, приходит к перевозчику и сумма компенсируется. Если происходит вынужденный возврат, авиаперевозчик производит возврат суммы на карту ООО «Европа Эйр», которое производи выплату потребителю. Поскольку договоры с авиаперевозчиком не заключались, Федеральные авиационные правила на деятельность ООО «Европа Эйр» не распространяются.

Представитель ответчика Космарев О.А. пояснил, что требования иска противоречат собранным по делу доказательствам, поскольку продажа авиабилетов уполномоченными агентами также осуществляется по цене фактически выше той, которая установлена перевозчиком. За время деятельности ООО «Европа Эйр» претензий о потребителей не поступало, доводы истца о нарушении прав потребителей способом оплаты билетов представителем ООО «Европа Эйр», а не самим потребителем, доказательствами не подтверждены. Имелось всего два случая отказа потребителя от перелета, в добровольном порядке денежные средства возвращались ООО «Европа Эйр». Маршрут квитанции, выдаваемый уполномоченными агентами, в частности ОАО «Уральское территориальное агентство гражданской авиации», также как и маршрут - квитанции, выдаваемые ответчиком, содержат отсылку к интернет-сайту либо содержит предложение ознакомиться с условиями перевозки в офисе перевозчика. В данном случае иск предъявлен в интересах авиакомпаний и уполномоченных агентов, а не в интересах потребителей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены авиакомпании ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс».

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

Представители третьего лица ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Тархаеева Н.А. и Папкова Т.И. в судебном заседании ( / / ) и в отзыве на исковое заявление полагали требования подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что ответчик предоставляет недостоверную информацию и вводит потребителей в заблуждение, позиционируя себя на официальном интернет - сайте как перевозчика, основным видом деятельности которого является выполнение регулярных и чартерных рейсов из европейской части России. Осуществляя покупку электронных билетов с официальных сайтов авиакомпаний - перевозчиков Чурканова И.Б. действует как физическое лицо. В договорных отношениях с ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» ответчик не состоит. Представителем перевозчика или уполномоченного агента ответчик не является, нарушает пункты 15, 37, 48 Федеральных авиационных правил, утвержденным приказом Минтранса России от 26.08.2007 № 82.

Представитель третьего лица ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии» Сергеев В.А. в письменном отзыве на иск, ссылаясь на положения статей 102, 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 13, 30 вышеуказанных Федеральных авиационных правил, полагает, что пассажир для покупки авиабилета может обратиться не только к перевозчику или уполномоченному агенту, но и самостоятельно осуществить бронирование на соответствующих аккредитованных интернет сайтах (л.д. 187 - 188).

Представитель третьего лица ОАО «Авиационные линии Кубани» Таранкевич Н.А. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 198)

По ходатайству помощника Свердловского транспортного прокурора Смирновой К. И. для дачи консультации по делу в качестве специалистов были привлечены Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и ЗАО «Транспортная клиринговая палата».

Представитель Федерального агентства воздушного транспорта по доверенности Писарев О.В. представил письменный отзыв, в котором указал, что ООО «Европа. Эйр» и авиационные компании, с сайтов которых осуществлялись продажа и бронирование билетов, согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В силу п. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Росавиация не имеет полномочий по контролю и регулированию договорных отношений, которые возникают между юридическими лицами, в том числе, отношений по продаже и бронированию авиабилетов. В связи с большой удаленностью центрального аппарата Росавиации от суда, рассматривающего дело, Росавиация просит суд рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Представитель Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Анциферов А.В., занимающий должность заместителя начальника отдела аэропортной деятельности воздушной авиации, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, деятельность по бронированию и продаже авиабилетов не подлежит сертификации и лицензированию. Эксплуатант вправе, помимо бронирования и продажи билетов, поручить это агенту, и в этом случае условия бронирования и покупки авиабилетов оговариваются авиаперевозчиком и агентом. Не заключив договоров с агентами, ответчик самостоятельно взял на себя функции авиаперевозчика. Если ответчик четко не разъясняет правила перевозок пассажиров в соответствии с правилами авиакомпании, потребитель может получить недостоверную или неполную информацию. Как юридическое лицо ООО «Европа Эйр» должно заключить договор с авиаперевозчиком и являться уполномоченным агентом.

ЗАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном ответе от ( / / ) указало, что основной деятельностью ТКП является организация сети продаж пассажирских авиаперевозок и обеспечение полных, своевременных расчетов по проданным перевозкам с авиакомпаниями, заключившими договор с ТКП. ООО «Европа Эйр» не является участником системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, и каких-либо договоров с ТКП никогда не заключало (л.д. 156).

Решением суда постановлено:

Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Европа Эйр» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить бронирование и реализацию авиабилетов, удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Европа Эйр» при бронировании и реализации авиабилетов с Интернет — сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс» незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Европа Эйр» прекратить бронирование и реализацию авиабилетов с Интернет - сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс».

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Европа Эйр» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

В кассационной жалобе ООО Европа Эйр» просит решение как незаконное и необоснованное отменить и отказать в удовлетворении иска. В жалобе указано, что суд не принял во внимание, что избранный ООО «Европа Эйр» способ посредничества при бронировании и продаже авиабилетов не требует заключения агентского договора, поскольку бронирование и продажа билета осуществляется с официального интернет-сайта авиаперевозчика, а не сайта ООО «Европа Эйр». Вывод суда о том, что гарантией соблюдения нрав потребителей в такой ситуации может служить только наличие агентского соглашения между продавцом билетов и авиаперевозчиков необоснован. Факт оплаты авиабилета с помощью корпоративной банковской карты ООО «Европа Эйр» не свидетельствует о нарушении права потребителей. Информация о том, что ООО «Европа Эйр» является авиаперевозчиком удалена с сайта компании. Истцом не предоставлено доказательств обращения потребителей к ответчику с целью заключения с ним договора авиаперевозки. Правила перевозки и стоимость услуг ответчика доводятся до сведения потребителей, что подтверждается содержанием выдаваемой маршрут-квитанции и квитанции разных сборов. Маршрут-квитанция к электронному билету для ознакомления потребителей с условиями перевозки содержит отсылку к интернет-сайту либо предложение ознакомиться с ними в офисе перевозчика.

Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела ООО «Европа Эйр» зарегистрировано в установленном законом порядке ( / / ), состоит на учете в Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга (л.д. 77, 78). Обязанности генерального директора исполняет ... (л.д. 75). Согласно Уставу ООО «Европа Эйр» осуществляет различные виды деятельности в сфере воздушного транспорта (грузового, пассажирского), в том числе аренда воздушного транспорта с экипажем, управление воздушным движением, прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов, брокерская деятельность и другие (л.д. 217-240).

Судом установлено, что в рассматриваемом деле ответчик ООО «Европа Эйр» является действующим юридическим лицом, предоставляющим потребителям услуги по продаже и бронированию авиабилетов через Интернет - сайты различных российских и зарубежных авиакомпаний.

Согласно пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, и в обязательном порядке содержащую, в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), предусмотрена пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 102 указанного Кодекса перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно статье 103 данного Кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В соответствии с п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

В силу п. 3 данной статьи билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных пере возок.

Пунктами 6, 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателе, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.07.2007 № 82, предусмотрено, что перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Пунктами 10, 13 и 15 этих Правил предусмотрено, что бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию; производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

Анализируя указанные нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что осуществление посреднической деятельности по продаже и бронированию билетов, в том числе авиабилетов, возможно уполномоченным агентом, который в установленном законом порядке заключил агентский договор с перевозчиком, у которого непосредственно возникают правоотношения с пассажиром, перед которым он несет ответственность за исполнение обязательств по договору.

Поскольку судом было установлено, что ООО «Европа Эйр», авиаперевозчиком фактически не является, соответствующий агентский договор не заключило, свидетельства эксплуатанта не имеет, доказательств доведения до потребителей правил перевозки не представило, производит оплату за бронирование авиабилета посредством банковской карты руководителя ООО «Европа Эйр», суд принял решении о признании посреднической деятельности по продаже и бронированию билетов незаконной и её запрете.

Судебная коллегия находит, что указанный вывод суда не основан на нормах материального права по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1). Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (п. 2).

Согласно ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1). Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 1).

Из материалов дела следует, что ООО «Европа Эйр» фактически оказывает услуги потребителям в бронировании и приобретении авиабилетов с Интернет - сайтов различных авиакомпаний, являющихся авиаперевозчиками и осуществляющими данную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом ответчик вступает в данные правоотношения по поручению потребителей, акцептовавших его оферту – предложение подобрать и приобрести за плату авиационный билет или осуществить бронирование места на авиаперевозку у авиаперевозчиков с использованием официального сайта www.europaair.ru (автоматизированной информационно-поисковой системы) ООО «Европа Эйр», то есть воспользоваться в порядке ст.ст. 437, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации платными услугами ответчика для заключения с российским или зарубежным авиаперевозчиком договора авиаперевозки или бронирования пассажирского места.

Подбор, бронирование мест и приобретение авиабилетов осуществляется ответчиком путем использования автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок авиакомпаний-перевозчиков, а именно путем электронных запросов и ввода данных потребителя, оплаты стоимости билета и услуг посредством банковской карты, то есть в порядке п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации. Доказательства, подтверждающих обстоятельства совершения ответчиком от имени указанных авиаперевозчиков каких-либо действий, требующих заключение соответствующего агентского договора, а также не доведения до сведения потребителей необходимой информации о правилах проезда и перевозки багажа, стоимости тарифа и размере комиссионного сбора, взимаемого в пользу ООО «Европа Эйр» в ходе рассмотрения дела не представлено.

Из представленных электронных билетов усматривается, что они распечатываются с сайтов авиаперевозчиков, имеют установленную форму, удостоверяющую заключение с авиаперевозчиком от имени пассажира договора воздушной перевозки.

Производство оплаты стоимости услуги авиаперевозчику по договору авиаперевозки посредством использования банковского счета (банковской карты) третьего лица, действующим от имени потребителя, законом не запрещено.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что вывод суда о том, что ООО «Европа Эйр» осуществляет реализацию авиабилетов потребителям с Интернет-сайтов авиаперевозчиков не соответствует действительности.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела обстоятельства осуществления ответчиком в нарушение действующего законодательства деятельности, которая создает опасность причинения в будущем вреда потребителям, судом первой инстанции не установлены.

Обстоятельства размещения ответчиком на сайте несоответствующей действительности информации об осуществлении им авиаперевозок не относится к предмету судебного разбирательства по иску о признании незаконными бронирования и реализации авиабилетов с Интернет - сайтов авиакомпаний и возложении обязанности прекратить эти действия.

Кроме того, из материалов дела следует, что из всех привлеченных к участию в деле авиакомпаний лишь действующая на территории г. Екатеринбурга ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», имеющая коммерческий интерес на данном территориальном рынке услуг, указав на отсутствие агентского договора, поддержала заявленные прокурором требования о признании указанной деятельности ООО «Европа Эйр» незаконной.

Доказательства нарушения ответчиком прав потребителей при оказании указанных услуг, в том числе незаконного завышенного размера взимаемой им по сравнению с полномочными агентами оплаты, прокурором не представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на оказание платных услуг потребителям в подборе и оформлении авиабилетов и бронировании пассажирских мест в электронном виде с официальных Интернет-сайтов авиакомпаний (с использованием автоматизированных информационных систем оформления воздушных перевозок) решение суда об удовлетворении указанного иска прокурора нельзя признать законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым в силу п. 3 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, постановленное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 06.09.2011 отменить и принять по делу новое решение, которым

в удовлетворении иска Свердловского транспортного прокурора к ООО «Европа Эйр» о признании действий при бронировании и реализации авиабилетов с Интернет - сайтов ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», авиакомпания «Вим Авиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «IBERIA», авиакомпания «Скайэкспресс», ОАО «Авиационные линии Кубани», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «WIND JET», авиакомпания «Авианова», авиакомпания «Эмирейтс» незаконными и обязании ООО «Европа Эйр» прекратить их отказать.




Председательствующий:

Судьи: