ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1579/14 от 27.05.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Противодействие коррупции     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                                   


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Брагина Е.В. Дело № 33-1579/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,

судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,

при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 мая 2014 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах ФИО1 к Администрации города Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения

по апелляционным жалобам Администрации города Шадринска, Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 марта 2014 года, которым постановлено:

исковые требования Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах ФИО1  к Администрации города Шадринска и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию города Шадринска предоставить ФИО1  по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Обязать Администрацию (Правительство) Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения ФИО1.

Заслушав доклад судьи Арзина И.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указывал, что Шадринской межрайонной прокуратурой Курганской области проведена проверка соблюдения жилищных прав лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей, в ходе которой установлено, что  ФИО1,  года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать лишена родительских прав на основании решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18.06.2006 года, отец  умер в 1994 году. Опекуном ФИО1 на основании постановления Администрации Шадринского района Курганской области № 261 от 28.05.2007 г. назначена  В июне 2011 г. ФИО1 закончила 9 классов МОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа». С 01.09.2011 г. ФИО1 обучается в ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» по специальности адаптивная физическая культура по очной форме обучения. За ФИО1 не закреплено жилое помещение, в настоящее время снимает жилое помещение, расположенное по адресу: Курганская область, г. Шадринск, . В соответствии с постановлением Администрации города Шадринска Курганской области от 12.12.2013 г. № 2936 ФИО1 принята на учет нуждающихся в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Шадринска.

По изложенным основаниям просил возложить обязанность на Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить ФИО1 по договору специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.; возложить обязанность на Правительство Курганской области профинансировать расходы Администрации города Шадринска по предоставлению жилого помещения.

Представитель Шадринской межрайонной прокуратуры Курганской области – Петров Д.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Шадринска Курганской области по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение ст. 17 и ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а именно, предоставление жилого помещения ФИО1 нарушит права аналогичной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приняты на учет в более ранние сроки.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела, был извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Возражая против исковых требований, в своих возражениях ответчик ссылается на то, что с 01.01.2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Указывает, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год.

Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации города Шадринска Курганской области по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, пояснила, что ФИО1 до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в общежитии жильем обеспечению не подлежит, поскольку имеет малолетнего ребенка, а семейное общежитие по месту учебы отсутствует. Денежные средства, выделенные из областного бюджета на данные цели, недостаточны.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация города Шадринска выражает несогласие с решением суда и просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что ФИО1 в настоящее время проходит обучение в ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» в связи с чем, в соответствии со ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой в приемной семье» должна быть обеспечена временным жильем государственным образовательным учреждением до окончания обучения. Кроме того, удовлетворяя требования истца, суд нарушил требования ст. 17 и ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, поскольку предоставление жилого помещения ФИО1 нарушает права аналогичной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приняты на учет в более ранние сроки.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области также выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 1 января 2013 г. внесены изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот исключено. Полагает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот вновь установленными положениями закона не предусмотрено. Ссылаясь на ст.ст. 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области», Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», закона Курганской области от 3 декабря 2013 г. № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. № 633 «Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству», полагает, что истец не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Указывает, что вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования и считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья отсутствовали.

В возражении на апелляционную жалобу Правительства Курганской области прокурор Шадринской межрайонной прокуратуры выражает согласие с судебным решением и просит оставить его без изменения.

Лица, участвующие в дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель Правительства Курганской области, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены судебного решения.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктом «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. № 83, от 26 декабря 2012 г. № 90) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

Из материалов дела следует, что ФИО1 , родилась . Ее матерью является , которая решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 01.08.2006г. лишена родительских прав. Отец  умер в 1994 году.

Постановлением главы Шадринского района Курганской области от 28.05.2007 г. № 261 в отношении ФИО1 была установлена опека.

ФИО1 обучается в ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» по специальности «адаптивная физическая культура», сроком обучения с 01.09.2011 г. по 30.06.2016 г.

С 24.10.2011 года по 30.06.2012 г. ФИО1 была зарегистрирована и проживала в общежитии колледжа по ул. Р. Люксембург, 5 в г. Шадринске Курганской области.

В настоящее время проживает в съемном жилье по  в г. Шадринске Курганской области, принадлежащем на праве собственности 

Постановлением Администрации города Шадринска Курганской области от 12.12.2012 года № 2936 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированным и жилыми помещениями на территории города Шадринска.

ФИО1 в собственности жилых помещений не имеет, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и виды мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Разрешая спор, с учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм закона суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность ФИО1 к категории детей сирот.

С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ).

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

ФИО1 является нуждающейся в получении жилья, данный факт признан Администрацией города Шадринска Курганской области при включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Право на получение жилья истцом не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 жильем не обеспечена. Данный факт нарушает жилищные права истца и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав ФИО1 в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.

Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. № 83-ФЗ, от 26 декабря 2012 г. № 90-ФЗ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. № 83-ФЗ, от 26 декабря 2012 г. № 90-ФЗ) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.

С 1 января 2013 г. граждане из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с этим, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья ФИО1 судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку ни Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации города Шадринска Курганской области предоставления жилья ФИО1, судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения.

Согласно Закону Курганской области от 25 декабря 2012 г. № 83 (принят Постановлением Курганской областной Думы от 25 декабря 2012 г. № 573) «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).

Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее–орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

Таким образом, на органы местного самоуправления Курганской области возложена обязанность по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.

В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется на основании законов субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 года (в редакции от 12 ноября 2012 года).

В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. № 83-ФЗ, от 26 декабря 2012 г. № 90-ФЗ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 г. № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Соответственно, исходя из правового анализа приведенных выше правовых норм следует, что в случае выявления отсутствия финансирования либо недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения лицу, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд первой инстанции, рассматривая спор по существу предъявленных требований, пришел к правомерному выводу о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения.

В силу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, с учетом наличия у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, признания ее нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Доводы жалобы Администрации города Шадринска Курганской области о том, что ФИО1 является студенткой ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» и жилье ей должно быть предоставлено по месту учебы, не принимаются судебной коллегий во внимание, поскольку не имеют правового значения для разрешения данного спора.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялось право получение вне очереди жилого помещения по договорам социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях признан утратившим силу с 1 января 2013 года.

Доводы апелляционных жалоб, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных сторонами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Шадринска Курганской области, Правительства Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru