ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1621/2012 от 29.05.2012 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

                                                                                    Верховный Суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        КОПИЯ

Судья Ефимов С.Л. Дело №33-1621/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи

Рябова Д.В.,

судей

Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,

при секретаре

Утробине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО5 на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к главе муниципального образования «Камбарское» о возложении обязанности отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение главы МО «Камбарское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении от занимаемой должности главы администрации муниципального образовании «Камбарское» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» и назначением по результатам конкурса нового главы администрации муниципального образования «Камбарское» и выплате компенсации и социальной гарантии (пособия)» и к муниципальному образованию «Камбарское» в лице администрации муниципального образования «Камбарское» о возложении обязанности восстановить (продолжить) выплату ФИО1 пособия в соответствии с Уставом муниципального образования «Камбарское» за счет казны муниципального образования «Камбарское».

Заслушав доклад судьи Дубовцева Д.Н., объяснения истца ФИО1 и его представителя - ФИО5 (действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя администрации муниципального образования «Камбарское» и главы муниципального образования «Камбарское» ФИО4 – ФИО6 (действующего на основании доверенностей от 3 февраля и ДД.ММ.ГГГГ), просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к главе муниципального образования «Камбарское» (далее – глава МО «Камбарское») ФИО4 с требованиями:

1. Признать действия главы МО «Камбарское» ФИО4 по принятию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными.

2. Признать распоряжение главы МО «Камбарское» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и недействующим со дня принятия полностью.

3. Обязать главу МО «Камбарское» ФИО4 восстановить (продолжить) выплату ФИО1 пособия в соответствии с Уставом МО «Камбарское».

В судебном заседании истец и его представитель неоднократно изменяли и уточняли исковые требования.

В окончательном виде представителем истца к главе МО «Камбарское» заявлены требования о возложении обязанности отменить распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ и к МО «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» заявлены требования о возложении обязанности восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «Камбарское» за счет казны МО «Камбарское» (л.д. 116).

Исковые требования мотивированы тем, что Главой МО «Камбарское» ФИО4 принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение главы МО «Камбарское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении от занимаемой должности главы администрации МО «Камбарское» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское» и назначением по результатам конкурса нового главы администрации МО «Камбарское» и выплате компенсации и социальной гарантии (пособия)».

Указанным распоряжением нарушаются конституционные права на социальные пособия, социальное обеспечение истца (статьи 7, 39 Конституции Российской Федерации).

Истец считает, что нарушены положения статьи 52 Устава МО «Камбарское», которыми предусмотрены социальные гарантии, связанные со статусом должностных лиц МО «Камбарское», в том числе главы администрации МО «Камбарское», который при прекращении полномочий (в том числе при досрочном прекращении полномочий) получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами РФ, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Пункт 3 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № принят без каких-либо ссылок на нормативные правовые акты, без внесения изменений в Устав МО «Камбарское».

Порядок внесения изменений в Устав МО «Камбарское» установлен статьей 45 Устава, следовательно, распоряжение главы МО «Камбарское» ФИО4 принято с превышением должностных полномочий, является незаконным и нарушает права истца.

Согласно статье 12 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) закон или нормативный правовой акт (Устав МО «Камбарское»), содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие только в связи с истечением срока его действия; вступления в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы. Статья 52 Устава МО «Камбарское» не утратила свою силу, действует до настоящего времени.

Отменить действие этой статьи можно только путем внесении изменения в Устав МО «Камбарское» в порядке статьи 45 Устава МО «Камбарское», а не распоряжением главы МО «Камбарское».

Истец ФИО1, представитель ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Представитель истца ФИО5 на заявленных требованиях своего доверителя настаивал.

Ранее, участвуя в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела, представитель ответчиков - администрации МО «Камбарское» и главы муниципального образования «Камбарское» ФИО4 – ФИО6 исковые требования не признал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО5 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что выводы суда первой инстанции не основаны на законодательных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда постановлено с нарушением норм материального права.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО5 указанные в жалобе доводы поддержали.

Представитель ответчиков ФИО6 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы, изложенные апелляционной жалобе, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по результатам проведенного конкурса назначен главой администрации муниципального образования «Камбарское» (решение городского Совета депутатов МО «Камбарское» от ДД.ММ.ГГГГ №).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и городским Советом депутатов МО «Камбарское» заключен трудовой контракт.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобожден от занимаемой должности главы администрации МО «Камбарское» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское».

В пункте 3 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № главы МО «Камбарское» ФИО4 определено: руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 52 Устава МО «Камбарское», ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установить и начать выплату пособия в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы, но не более 1 года.

С принятием распоряжения главы МО «Камбарское» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение главы МО «Камбарское» № от ДД.ММ.ГГГГ» пункт 3 распоряжения главы МО «Камбарское» № от ДД.ММ.ГГГГ был изложен в следующей редакции:

«С ДД.ММ.ГГГГ установить и начать выплату пособия в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы, но не более трех месяцев».

ФИО1 выплата пособия производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев была выплачена общая сумма .

Понятие гарантий, предоставляемых работникам при осуществлении трудовой деятельности, дано в статье 164 ТК РФ.

В соответствии с указанной нормой гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии, в том числе в следующих случаях: при исполнении государственных или общественных обязанностей; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Статья 172 ТК РФ устанавливает гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления.

В соответствии с указанной нормой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности выборного должностного лица органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статей 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальными служащими являются граждане, осуществляющие на постоянной основе на основании контракта профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы, которые установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, и получающие денежное содержание за счет средств местного бюджета.

В статье 2 Закона Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ « О муниципальной службе в Удмуртской Республике» определен реестр должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике. В соответствии с ч.12 ст.2 вышеуказанного Закона должность главы администрации городского поселения является главной должностью муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения.

В соответствии с п.2 ст.1 Устава МО « Камбарское» муниципальное образование « Камбарское» наделено статусом городского поселения.

В соответствии с п.1 ст.33 Устава МО «Камбарское» глава администрации назначается на должность городским Советом депутатов по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации, и осуществляет свои полномочия до назначения нового главы администрации муниципального образования « Камбарское».

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 24 октября 2008 года № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» (далее - Закон УР №43-РЗ) установлены социальные гарантии и гарантии трудовых прав депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе (далее - член выборного органа), и выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборное должностное лицо). При этом, в данном Законе выборное должностное лицо понимается как лицо, замещающее муниципальную должность в органах местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - лицо, замещающее муниципальную должность).

Таким образом, разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно, исходя из приведенных выше норм законодательства, а также положений Устава МО «Камбарское», пришел к выводу, что должность главы администрации МО «Камбарское» является должностью муниципальной службы Российской Федерации. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся муниципальным служащим Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Удмуртской Республики № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» лицу, замещающему муниципальную должность, уставом муниципального образования может быть предусмотрена следующая гарантия: пособие на период трудоустройства после прекращения осуществления полномочий.

В соответствии со статьей 15 Закона УР № 43-РЗ лицо, замещавшее муниципальную должность в муниципальном образовании, наделенном статусом городского округа или муниципального района, после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение периода, установленного уставом муниципального образования, но не более 1 года со дня прекращения полномочий.

Статьей 52 Устава МО «Камбарское» предусмотрены социальные гарантии, связанные со статусом должностных лиц муниципального образования «Камбарское». Из содержания данной статьи следует, что глава администрации МО «Камбарское» после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленном в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение 1 года со дня прекращения полномочий, в том числе при досрочном прекращении полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское».

Таким образом, из содержания изложенных выше положений Закона УР от 24 октября 2008 года № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» следует, что субъект Российской Федерации установил возможность выплаты пособия за счет средств бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании их полномочий по определенным основаниям.

Вместе с тем, согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц.

Пособие за счет средств бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании срока их полномочий по определенным основаниям, выплата которого установлена Законом УР № 43-РЗ, не связана с обеспечением исполнения публичных полномочий, соответственно, не является гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц.

Таким образом, судебная коллегия полагает правильным выводы суда первой инстанции о том, что предоставление муниципальным служащим гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения (пособия) после освобождения от должности выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, соответственно, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулировано ТК РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (ст. 164, 165 ТК РФ).

Вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы.

В соответствии со статьей 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции, основанный на положении части 2 статьи 11 ГПК РФ, о том, что статья 52 Устава МО «Камбарское» не соответствуют требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», положениям ТК РФ, Закона Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года №10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике».

Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы и подтверждает законность и обоснованность выводов суда.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для выплаты пособия ФИО1 не имеется, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана оценка, материальный закон применен верно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО5 - без удовлетворения.

Председательствующий Д.В. Рябов

Судьи Д.Н. Дубовцев

Э.В. Нургалиев