ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1622/2012 от 31.12.9999 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

                                                                                    Верховный Суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        КОПИЯ

Судья Ефимов С.Л. Дело №33-1622/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи

Копотева И.Л.,

судей

Дубовцева Д.Н., Костенковой С.П.,

при секретаре

Утробине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к главе муниципального образования «Камбарское» о возложении обязанности отменить распоряжение от 30 июня 2011 года № 13 «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования «Камбарское» № 4 от 14 марта 2011 года «Об увольнении главы администрации муниципального образовании «Камбарское» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов муниципального образования «Камбарское» и выплате социальной гарантии (пособия)» и к муниципальному образованию «Камбарское» в лице администрации муниципального образования «Камбарское» о возложении обязанности восстановить (продолжить) выплату ФИО1 пособия в соответствии с Уставом муниципального образования «Камбарское».

Заслушав доклад судьи Д.Н.Дубовцева, объяснения представителя ФИО1 – ФИО2 (действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к главе муниципального образования «Камбарское» (далее - МО «Камбарское») ФИО5 с требованием:

1.Признать действия главы МО «Камбарское» ФИО5 по принятию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными.

2.Признать распоряжение главы МО «Камбарское» от 30 июня 2011 года № 13 «Об увольнении главы МО «Камбарское» в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское» и выплате социальной гарантии (пособия)» незаконным и недействующим со дня его принятия.

3.Обязать главу МО «Камбарское» восстановить (продолжить) выплату пособия в соответствии с Уставом МО «Камбарское».

В судебном заседании истец и его представитель неоднократно изменяли и уточняли исковые требования.

В окончательном виде представителем истца к главе МО «Камбарское» заявлены требования о возложении обязанности отменить распоряжение № 13 от 30 июня 2011 года и к МО «Камбарское» в лице администрации МО «Камбарское» заявлены требования о возложении обязанности восстановить (продолжить) выплату истцу пособия в соответствии с Уставом МО «Камбарское» за счет казны МО « Камбарское» (л.д.109).

Исковые требования мотивированы тем, что Главой МО «Камбарское» ФИО5 принято распоряжение от 30 июня 2011 года № 13 «О внесении изменений в распоряжение главы МО «Камбарское» № 4 от 14 марта 2011 года «Об увольнении Главы муниципального образования в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское» и выплате социальной гарантии».

Истец считает, что нарушены положения статьи 52 Устава МО «Камбарское», которыми предусмотрены социальные гарантии, связанные со статусом должностных лиц МО «Камбарское», в том числе главы МО «Камбарское», который при прекращении полномочий (в том числе при досрочном прекращении полномочий) получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами РФ, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Порядок внесения изменений в Устав МО «Камбарское» установлен статьей 45 Устава, следовательно, распоряжение главы МО «Камбарское» ФИО5 принято с превышением должностных полномочий, является незаконным и нарушает права истца.

Отменить действие этой статьи можно только путем внесении изменения в Устав МО «Камбарское» в порядке статьи 45 Устава МО «Камбарское», а не распоряжением главы МО «Камбарское».

Истец ФИО1, представитель ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 на заявленных требованиях своего доверителя настаивал.

Ранее, участвуя в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела, представитель ответчиков - администрации МО «Камбарское» и главы муниципального образования «Камбарское» ФИО5 – ФИО6 исковые требования не признал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что выводы суда первой инстанции не основаны на законодательных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда постановлено с нарушением норм материального права.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 - ФИО2 указанные в жалобе доводы поддержал.

Представитель ответчиков ФИО6 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы, изложенные апелляционной жалобе, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 избран главой муниципального образования «Камбарское» (решение сессии городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и городским Советом депутатов МО «Камбарское» заключен трудовой контракт.

ДД.ММ.ГГГГ полномочия главы муниципального образования «Камбарское» ФИО1 прекращены в связи с досрочным прекращением полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское».

В пункте 2 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № главы МО «Камбарское» ФИО1 определено:

- руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 52 Устава МО «Камбарское», ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установить и начать выплату пособия в размере среднего ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы, но не более 1 года ( пункт 2) ;

- в соответствии с п.2 статьи 52 Устава МО « Камбарское», в случае, если на новом месте работы Глава муниципального образования « Камбарское» будет получать заработную плату ниже размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном частью 1 ст.52 Устава МО « Камбарское», производить доплату до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий Главы муниципального образования ( пункт 3).

С принятием распоряжения главы МО «Камбарское» ФИО5 от 30 июня 2011 года № 13 «О внесении изменений в распоряжение главы МО «Камбарское» № 4 от 14 марта 2011 года» пункты 2 и 3 распоряжения главы МО «Камбарское» № 4 от 14 марта 2011 года был изложены в следующей редакции:

Пункт 2 - « руководствуясь п.2 ст.52 Закона УР от 24 октября 2008 года (ред. от 13.04.2010) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установить и начать выплату пособия в размере среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы, но не более трех месяцев»;

Пункт 3 - « в соответствии с п.5 статьи 15 Закона УР от 24 октября 2008 года (ред. от 13.04.2010 года), в случае, если на новом месте работы Глава муниципального образования «Камбарское» будет получать заработную плату ниже размера средней заработной платы по замещавшейся должности, производить доплату до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, но не более 3 месяцев со дня прекращения полномочий».

ФИО1 выплата пособия производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев была выплачена общая сумма .

Понятие гарантий, предоставляемых работникам при осуществлении трудовой деятельности, дано в статье 164 ТК РФ.

В соответствии с указанной нормой гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии, в том числе в следующих случаях: при исполнении государственных или общественных обязанностей; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Статья 172 ТК РФ устанавливает гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления.

В соответствии с указанной нормой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности выборного должностного лица органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статей 1, 2, 6, 7, 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальными служащими являются граждане, осуществляющие на постоянной основе на основании контракта профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы, которые установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, и получающие денежное содержание за счет средств местного бюджета.

В статье 2 Закона Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ « О муниципальной службе в Удмуртской Республике» определен реестр должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике.

Из анализа ч.12 ст.2 Закона УР от 20 марта 2008 года № 10-РЗ, устанавливающей должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения, следует, что должность Главы муниципального образования « Камбарское» не является должностью муниципальной службы.

Глава МО « Камбарское» является выборным должностным лицом местного самоуправления ( лицом, замещающим муниципальную должность, в смысле придаваемом статьей 1 Закона УР от 24 октября 2008 года № 43-РЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 24 октября 2008 года № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» (далее - Закон УР №43-РЗ) установлены социальные гарантии и гарантии трудовых прав депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе (далее - член выборного органа), и выборного должностного лица местного самоуправления (далее - выборное должностное лицо). При этом, в данном Законе выборное должностное лицо понимается как лицо, замещающее муниципальную должность в органах местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее - лицо, замещающее муниципальную должность).

Согласно статье 8 Закона Удмуртской Республики № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» лицу, замещающему муниципальную должность, уставом муниципального образования может быть предусмотрена следующая гарантия: пособие на период трудоустройства после прекращения осуществления полномочий.

В соответствии со статьей 15 Закона УР № 43-РЗ лицо, замещавшее муниципальную должность в муниципальном образовании, наделенном статусом городского округа или муниципального района, после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение периода, установленного уставом муниципального образования, но не более 1 года со дня прекращения полномочий.

Статьей 52 Устава МО «Камбарское» предусмотрены социальные гарантии, связанные со статусом должностных лиц муниципального образования «Камбарское». Из содержания данной статьи следует, что глава МО «Камбарское» после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленном в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение 1 года со дня прекращения полномочий, в том числе при досрочном прекращении полномочий городского Совета депутатов МО «Камбарское».

Финансирование расходов на выплату указанного пособия, производится за счет средств местного бюджета.

Таким образом, из содержания изложенных выше положений Закона УР от 24 октября 2008 года № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» следует, что субъект Российской Федерации установил возможность выплаты пособия за счет средств бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании их полномочий по определенным основаниям.

Вместе с тем, согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц.

Пособие за счет средств бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании срока их полномочий по определенным основаниям, выплата которого установлена Законом УР № 43-РЗ, не связана с обеспечением исполнения публичных полномочий, соответственно, не является гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц.

По существу, установив возможность выплаты пособия лицу, замещавшему муниципальную должность, после окончания срока его полномочий, субъект РФ предоставил дополнительную гарантию отдельной категории работников, не предусмотренную федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Таким образом, полномочия по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере.

В силу ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции, основанный на положении части 2 статьи 11 ГПК РФ, о том, что статья 15 Закона УР от 24.10.2008 года № 43-РЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Удмуртской Республике» и статья 52 Устава муниципального образования «Камбарское» в части установления дополнительной гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности, по окончании срока их полномочий по определенным основаниям, в виде выплаты пособия до устройства на новое место работы, противоречило положениям Трудового кодекса РФ, и, в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не подлежит применению.

Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы и подтверждает законность и обоснованность выводов суда.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для выплаты пособия ФИО1 не имеется, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана оценка, материальный закон применен верно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий И.Л. Копотев

Судьи Д.Н. Дубовцев

С.П. Костенкова