ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1657/2010 от 18.05.2010 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

  Дело № 33-1657/2010г. Судья Маслюкова А.В.

  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  18 мая 2010 года город Ульяновск

  Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

  председательствующего Болбиной Л.В.,

  судей Кинчаровой О.Е., Гурьяновой О.В.,

  с участием прокурора Николаевой Н.А.,

  при секретаре Трифоновой А.И.

  рассмотрела дело по кассационной жалобе Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 апреля 2010 года, которым постановлено:

  Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить частично.

  Обязать Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в срок до 01 июня 2010 года устранить несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г. Ульяновск, поселок Винновка, ул. Хрустальная, д. 1 (за хозяйственной постройкой школы - интерната), ул. Первомайская, за домами №№31, 33, 35, 37, 39 (за огородами домов на территории ООПТ), ул. Соловьева, дом 100-а, рядом вымоина-рекультивация отходами).

  В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалки отказать.

  Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

  У с т а н о в и л а:

  Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ульяновска об обязании ликвидировать свалки в пос. Винновка, по ул. ул. Хрустальная, д. 1 (за хозяйственной постройкой школы - интерната), ул. Первомайская, за домами №№31, 33, 35, 37, 39 (за огородами домов на территории ООПТ), ул. Соловьева, дом 100-а, выявленные в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, указывая на неисполнение органом местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора, образующих несанкционированные свалки по указанным адресам, и нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия окружающей среды.

  К участию в деле судом в качестве соответчика было привлечено Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (Минприроды), в качестве третьих лиц – Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

  Рассмотрев заявление по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

  В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области не соглашаясь с решением суда в части обязания Министерства устранить несанкционированные свалки просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом ссылается на то, что территория Винновской рощи находится в муниципальной собственности, а обязанность по содержанию спорных участков лежит на муниципальном образовании «город Ульяновск». Кроме того, указывает, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие факт наличия свалки, расположенной по ул. Первомайская, за домами №№ 31, 33, 35, 37, 39 (за огородами домов на территории ООПТ).

  В возражениях на кассационную жалобу мэрия г. Ульяновска соглашаясь с решением суда, просит оставить его без изменения.

  В возражениях на кассационную жалобу Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области не соглашается с решением суда, при этом указывает, что обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды должна быть возложена на причинителя вреда.

  Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области М***., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя мэрии города Ульяновска Б***., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

  Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска в 2010 году были обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов в пос. Винновка, по ул. Хрустальная, д. 1 (за хозяйственной постройкой школы-интерната), ул. Соловьева, 100 а, ул. Первомайская, за домами №№31, 33, 35, 37, 39 (за огородами домов на территории ООПТ).

  В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

  Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

  В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть  безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

  Факт наличия несанкционированных свалок, расположенных по адресу:

  г. Ульяновск, пос. Винновка, ул. Хрустальная, 1 (за хозяйственной постройкой школа-интерната), ул. Первомайская, за домами №№ 31,33,35,37,39 (за огородами домов на территории ООПТ), ул. Соловьева, дом 100-а, подтверждается материалами дела.

  Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению несанкционированных свалок по адресам, указанным в исковом заявлении на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

  При этом суд обоснованно исходил из того, что указанные свалки находятся в границах особо охраняемой природной территории «Винновская роща», которая является памятником природы регионального значения. Данный факт подтверждается Решением Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 15.03.1961г. №296 «Об охране природы, озеленении и благоустройстве городов, райцентров, рабочих поселков и населенных пунктов области», Решением Исполнительного комитета Ульяновского городского Совета народных депутатов №1235 от 21.11.1985 «О закреплении границ парков города Ульяновска», паспортом на государственный памятник природы. Сторонами по делу данное обстоятельство не оспаривалось.

  Анализируя нормы действующего законодательства в отношении особо охраняемых природных территорий, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по содержанию памятника природы регионального значения лежит на субъекте Российской Федерации, для чего из бюджета субъекта выделяются соответствующие финансовые средства. (Статьи 2, 26,27 35 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33 –ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

  Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство), согласно Положению о данном органе, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.12.2008 №512-П, является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, и создается в целях обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Ульяновской области.

  Вышеуказанным Положением предусмотрена и компетенция данного органа по содержанию памятника природы регионального значения.

  Таким образом, возложение на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обязанности по устранению несанкционированных свалок по указанным выше адресам является законным и обоснованным.

  Доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

  Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

  Руководствуясь статьями 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

  О п р е д е л и л а:

  Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

  Председательствующий

  Судьи: