ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1666/2017 от 24.07.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья ФИО1 Дело

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2017 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО7,

судей ФИО2, ФИО3,

при секретаре ФИО4,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО7 дело по апелляционной жалобе ООО «Ветеран – 2000-СБ» на решение Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ветеран – 2000-СБ» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму,

У С Т А Н О В И Л А:

Кинешемский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кинешемский городской суд <адрес> с иском к ООО «Ветеран-2000-СБ» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму, а именно обязать ООО «Ветеран-2000-СБ» в отношении комнаты хранения оружия, расположенной по адресу: ХХХ, провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, категорированию указанного объекта в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Ветеран-2000-СБ» согласовать с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утвердить паспорт безопасности на комнату хранения оружия по адресу: ХХХ. - в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272.

Заявление мотивировано тем, что Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Кинешемского межмуниципального отдела вневедомственной охраны - филиала федерального государственного казённого учреждения «УВО ВИГ РФ по <адрес>» о законности исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, по результатам которой было установлено, что ООО «Ветеран-2000-СБ» в отношении комнаты хранения оружия по адресу: ХХХ, не проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно не проведено категорирование указанного объекта, отсутствует паспорт безопасности.

Решением Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворены в полном объеме; ООО «Ветеран-2000-СБ» обязано в отношении комнаты хранения оружия (КХО), расположенной по адресу: ХХХ провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, категорированию указанного объекта в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; ООО «Ветеран-2000-СБ» обязано согласовать с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утвердить паспорт безопасности на комнату хранения оружия по адресу: ХХХ. - в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272.

В соответствии с дополнительным решением Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ветеран-2000-СБ» в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

С решением суда не согласился ответчик - ООО «Ветеран-2000-СБ», который в апелляционной жалобе считает принятое решение незаконным и необоснованным. Со ссылкой на устав общества и нормы законодательства полагает ошибочным отнесение ООО «Ветеран-2000-СБ» к юридическим лицам с особыми уставными задачами. В обоснование доводов жалобы ответчик также указал, что порядок выдачи разрешения на хранение и использования оружия и патронов к нему для юридических лиц с особыми уставными задачами установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 609. В то время как ООО «Ветеран-2000-СБ» разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему выдано на основании Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 529. Кроме того, ООО «Ветеран-2000-СБ» реализовало свое право на приобретение служебного оружия на основании пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», поскольку не является субъектом, поименованным в статье 10 Закона «Об оружии». С учетом изложенного, апеллянт делает вывод, что законодатель определяет разный порядок контроля над юридическими лицами с особыми уставными задачами и за частными охранными организациями, а государственный орган, контролирующий оборот гражданского и служебного оружия, не признает частные охранные организации юридическими лицами с особыми уставными задачами. Полагает, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии, но и на пульты охраны организаций, занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны. В связи с этим ООО «Ветеран-2000-СБ» не попадает в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии. При таких обстоятельствах считает, что у суда не имелось оснований обязать ООО «Ветеран-2000-СБ» провести мероприятия по категорированию и подготовки паспорта безопасности комнат хранения оружия. Просит решение Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Кинешемский городской прокурор, Кинешемский МОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» просили решение Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения по мотивам правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленным доказательствам.

Выслушав представителя ООО «Ветеран-2000-СБ» ФИО8, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора ФИО5 и представителя третьего лица – ФИО6, возражавших на жалобу, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возложены задачи участия в борьбе с терроризмом и экстремизмом; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

В силу п.3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Кинешемский межмуниципальный отдел вневедомственной охраны – филиал федерального государственного казённого учреждения «УВО ВНГ РФ по <адрес>» входит в состав войск национальной гвардии.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии осуществляют контроль за деятельностью частных охранных организаций, а также участвуют в осуществлении контроля за соблюдением образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки частных охранников и дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Кинешемского межмуниципального отдела вневедомственной охраны - филиала федерального государственного казённого учреждения «УВО ВИГ РФ по <адрес>» о законности исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму. В ходе проведения проверки было установлено, что ООО «Ветеран-2000-СБ» имеет комнату хранения оружия, расположенную по адресу: ХХХ.

Из материалов гражданского дела следует, что ООО «Ветеран-2000-СБ» в соответствии со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица.

В соответствии с абзацем 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Одним из Федеральных законов, предусматривающих ношение, хранение и применение служебного оружия определенными категориями лиц, является Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Статья 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет исчерпывающий перечень услуг, оказываемых в целях охраны, которые полностью воспроизведены в положениях раздела 2 Устава ООО «Ветеран-2000-СБ».

Доводы апелляционной жалобы сводятся, по своей сути, к утверждению о том, что ООО «Ветеран-2000-СБ» не относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами, поэтому на данное лицо не могут быть распространены требования, о понуждении к исполнению которых заявлено в иске прокурора.

Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции.

Выводы суда об отнесении ответчика к юридическим лицам с особыми уставными задачами судом мотивированы. Судебная коллегия с выводами и мотивами соглашается, поскольку они согласовываются с доказательствами по делу, которым судом дана оценка по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, и соответствуют правильно примененным нормам материального права, отраженным в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ООО «Ветеран-2000-СБ» имеется разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии ХХХ № ХХХ, выданное ДД.ММ.ГГГГ на основании административного регламента, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 529, не влияют на законность принятого решения, поскольку указанный регламент определяет порядок получения разрешения на хранение и использование определенных видов, типов и моделей оружия, в том числе, для юридических лиц с особыми уставными задачами.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оружии» частные охранные организации являются юридическими лицами с особыми уставными задачами, однако имеют право приобретать не любое гражданское и служебное оружие, а лишь служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с этим довод апелляционной жалобы о реализации ООО «Ветеран-2000-СБ» своего права на приобретение оружия на основании пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» является не обоснованным, поскольку именно Федеральный закон «Об оружии» устанавливает право на приобретение оружия и временное пользование оружием частным охранным организациям. В то время как пункт 3 статьи 11 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешается охранным организациям оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "Об оружии", гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел России.

Согласно п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 814", комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

По смыслу приведенных норм, служебное оружие постоянно должно храниться в условиях, обеспечивающих состояние защищенности объекта от противоправных посягательств и отсутствия недопустимого риска причинения вреда.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы в части предоставления права подключения пожарно-охранной сигнализации не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии, но и на пульты охраны организаций, занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, на законность решения суда не влияют.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Пункт 10 указанного Перечня ограничивает сферу охранной деятельности частных организаций и определяет служебное оружие в качестве объекта, услуги по охране которого эти организации оказывать не могут.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших разрешение на хранение или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

В соответствии с п. 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1629-р (действовавшего на дату принятия судом решения, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России, подлежат обязательной охране полицией.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что комната хранения оружия ООО «Ветеран-2000-СБ», расположенная по адресу: ХХХ, в силу указанных положений относится к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

На основании п.4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 утверждены требования, которые определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).

Из материалов дела следует, что во исполнение указания УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ руководителям организаций, имеющим комнаты хранения оружия, подлежащие обязательной охране войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р (действовавшего на дату принятия судом решения, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), руководством Кинешемского муниципального отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казённого учреждения «УВО ВНГ РФ по <адрес>» были направлены информационные письма с разъяснением о необходимости проведения категорирования и паспортизации подведомственных им комнат хранения оружия.

Доказательств, подтверждающих исполнение требований законодательства в сфере противодействия терроризму, в частности проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, проведение категорирования и паспортизации комнаты хранения оружия, ООО «Ветеран-2000-СБ» не представлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и обязании ООО «Ветеран-2000-СБ» в отношении комнаты хранения оружия (КХО), расположенной по адресу: ХХХ, провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, категорированию указанного объекта в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязании ООО «Ветеран-2000-СБ» согласовать с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) и утвердить паспорт безопасности на комнату хранения оружия по адресу: ХХХ - в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272.

Суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения вышеуказанных норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в целом сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, судебная коллегия считает, что оснований к отмене обжалуемого судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Ветеран – 2000-СБ» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: