Верховный Суд Республики Хакасия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Председательствующий Кондратенко О.С.
Дело № 33–1678 / 2010 год
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Капустиной Т.М., Орешковой О.Р.,
при секретаре Коноплевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 августа 2010 года
кассационную жалобу представителя Администрации города Абакана ФИО1 на решение Абаканского городского суда от 17 июня 2010 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора города Абакана о признании постановления мэра города Абакана №750 от 30 апреля 2010 года «Об окончании отопительного сезона» незаконным.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя администрации города Абакана ФИО1, настаивавшего на доводах жалобы, прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Абакана обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления мэра г.Абакана №750 от 30 апреля 2010 года «Об окончании отопительного сезона» и обязании Администрации г.Абакана восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на комфортное проживание в жилище путем принятия мер к восстановлению теплоснабжения, мотивируя требования тем, что на основании оспариваемого постановления с 04 мая 2010 года ресурсоснабжающими организациями города преждевременно с нарушением п.12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», прекращено обеспечение населения г.Абакана тепловой энергией, что привело к нарушению прав граждан на комфортное проживание в жилище.
В судебном заседании старший помощник прокурора Филатова О.В. поддержала требования в части признания оспариваемого постановления мэра г.Абакана незаконным, на удовлетворении требования об обязании восстановить нарушенные права граждан на комфортное проживание путем принятия мер к восстановлению теплоснабжения не настаивала.
В судебном заседании представитель Администрации г.Абакана ФИО1 возражал против удовлетворения заявления.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал постановление мэра г.Абакана от 30 апреля 2010 года №750 «Об окончании отопительного сезона» незаконным. В удовлетворении требований об обязании Администрации г.Абакана восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на комфортное проживание в жилище путем принятия мер к восстановлению теплоснабжения отказал.
С решением не согласен представитель администрации г.Абакана ФИО1.
В кассационной жалобе он просит отменить решение суда в удовлетворенной части, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права. Кассатор выражает несогласие с выводом суда об отсутствии необходимости в предоставлении доказательств нарушения прав граждан оспариваемым постановлением, поскольку, по его мнению, само по себе отключение отопления не влечет автоматического нарушения прав граждан. Полагает неправильным приведенное в решение суда толкование п.12 Правил и настаивает, что среднесуточная температура должна измеряться как единая средняя за промежуток времени в пять суток. Кассатор выражает несогласие с выводом суда о том, что отношения между Администрацией г.Абакана и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, регулируются гражданским законодательством, полагает необоснованным применение предусмотренных ст.190 ГК РФ сроков. По мнению кассатора не основаны на законе выводы суда о необходимости учета прогноза погоды за предыдущий изданию постановления период, а также о необходимости отмены вынесенного постановления в случае понижения температурного режима. Полагает, что в связи с отсутствием нарушения чьих-либо прав оспариваемым постановлением на момент вынесения решения, дело подлежит прекращению производством. Указывает на то, что резолютивная часть решения, в нарушении ч.1 ст.258 ГПК РФ, не содержит обязанности администрации города Абакана об устранении нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ
(ред. от 27 июля 2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 1 п.4 статьи 9 Устава города Абакана к вопросам местного значения относится организация в границах города Абакана электро-,тепло-,газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом (л.д.61)
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Пунктом 9 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 30 (ред. от 21 июля 2008 года) предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Отопительный сезон 2009-2010 года в г. Абакане окончен с 4 мая 2010 года в 8-00часов, что предусмотрено Постановлением Главы администрации г. Абакана от 30 апреля 2010 года (л.д.8).
Судом установлено, что на момент вынесения постановления № 750 от 30 апреля 2010 года среднесуточная температура в течение 5 дней с 26 по 30 апреля 2010 года была выше +8 градусов С. л.д.5).
Однако согласно письму ФГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» среднесуточная температуры воздуха в г. Абакане за период с 29 апреля по 4 мая 2010 года была ниже +8 град. С(л.д.13).
Между тем, оспариваемое постановление было исполнено, что подтверждается ответом МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети», из которого следует, что подача энергии на отопление была прекращена Абаканской ТЭЦ 04 мая 2010 года в 9-00 часов.
Поскольку окончание отопительного сезона в городе Абакане устанволено с 04 мая 2010 года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что администрацией города Абакана должна была учитываться среднесуточная температура в течение 5 дней до 04 мая 2010 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку нарушает права граждан на комфортное проживание.
Пунктом 3 ст. Правил предусмотрено, что "коммунальные услуги" – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В связи с вышеизложенным, довод кассатора о том, что прокурором не представлено доказательств нарушения указанным постановлением прав граждан, является несостоятельным, поскольку как указано в вышеприведенных нормах права, и как правильно указал суд первой инстанции, граждане имеют право на комфортное проживание. Ссылка кассатора о том, что суд необоснованно не прекратил производство по делу, является несостоятельной как основанная на ошибочном толковании норм материального права.
Довод кассатора о том, что резолютивная часть решения, в нарушении ч.1 ст.258 ГПК РФ, не содержит обязанности администрации города Абакана об устранении нарушений, не может повлечь отмену решения по мотивам, изложенным в решении суда, с которыми судебная коллегия согласна. Кроме того, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, ответчиком не обжаловано.
Доводы кассатора о том, что не основаны на законе выводы суда о необходимости учета прогноза погоды за предшествующий изданию постановления период, а также о необходимости отмены вынесенного постановления в случае понижения температурного режима не влияют на основополагающий вывод суда о нарушении оспариваемым постановлением права граждан на комфортное проживание.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно истолковал закон, не учел все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Таким образом, нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущены, и постановленное по делу решение в обжалуемой части является законным, а доводы, приведенные в кассационной жалобе, необоснованными.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 17 июня 2010 года по настоящему делу в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации города Абакана ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.М. Капустина
О.Р. Орешкова