ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1693/11 от 02.06.2011 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Тихонова О.А. Дело № 33-1693/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.

судей Иванкив Н.П., Литвиновой И.В.

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 июня 2011 года гражданское дело по иску Кузьминой Л.С., Тарасова А.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании дома благоустроенным, предоставлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты,

по кассационной жалобе Кузьминой Л.С., Тарасова А.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 апреля 2011 года, которым постановлено: «в удовлетворении иска Кузьминой Л.С., Тарасову А.А. к Главному управлению социальной защиты населения о признании дома благоустроенным; выплате ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в размере 50% как льготным категориям граждан, перерасчете ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с января 2011 года отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения Кузьминой Л.С., ее представителя Неупокоева А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузьмина Л.С., Тарасов А.А.обратились в суд с иском к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУСЗН Курганской области) о признании дома благоустроенным, предоставлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты (далее - ЕЖКВ). В обоснование иска указав, что они проживают в частном двухквартирном доме по адресу: г. Курган, микрорайон Увал, ул.2-я Трактовая, 28. Кузьмина Л.С. является ветераном труда, Тарасов А.А. - инвалидом 2 группы, в связи с чем они имеют право на меры социальной поддержки в виде ЕЖКВ. В 2011 году без их предупреждения ответчик ГУСЗН Курганской области снизило размер ЕЖКВ, в связи с изменением регионального стандарта стоимости жилищных услуг. Полагали, что дом, в котором они проживают, является благоустроенным, так как дом оборудован ванной, септиком, санузлом, газовым отоплением, в нем есть горячая вода и скважинное водоснабжение. Кроме того, они оплачивают услуги по вывозу мусора, откачке септика, электроснабжению, отоплению (газовому), водоснабжению (установка скважины), в связи с чем просили признать дом благоустроенным, обязать ГУСЗН Курганской области отнести их дом по расходам ЖКХ к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг для лиц, проживающих в благоустроенных многоквартирных домах, составляющему на одного члена семьи из 3 и более человек - ., выплачивать истцам ЕЖКВ с января 2011 года из расчета 50% от указанной суммы.

Впоследствии истцы дополнили обоснование иска, указав, что, являясь собственниками жилых помещений, также несут расходы на содержание и текущий ремонт дома, просили обязать ответчика ежемесячно выплачивать ЕЖКВ Кузьминой Л.С. в сумме ., взыскав недополученную с 01.01.2011 сумму ., Тарасову А.А. выплачивать ЕЖКВ в размере ., взыскать недополученную сумму в размере ..

В судебном заседании истец Кузьмина Л.С. на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что в доме нет централизованного отопления, у них собственный газовый котел, водопровод из скважины.

Истец Тарасов А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУСЗН Курганской области с иском не согласился, пояснил, что для многоквартирных домов и домов индивидуального жилищного фонда в зависимости от наличия централизованного отопления установлен различный размер ЕЖКВ. Степень благоустроенности индивидуального жилого дома не влияет на размер выплаты.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Кузьмина Л.С., Тарасов А.А. просят решение суда отменить, в обоснование ссылаясь на доводы, приведенные в суде первой инстанции. Настаивают на том, что спорный дом является благоустроенным, в связи с чем ЕЖКВ должно выплачивать в размере, установленном для многоквартирных благоустроенных домов.

В суде кассационной инстанции истец Кузьмина Л.С., ее представитель доводы кассационной жалобы поддержали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что истец Кузьмина Л.С. является собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: , на основании договора мены от 05.04.1995 (л.д. 19-20).

В спорном доме проживает и зарегистрирован по месту жительства истец Тарасов А.А. (л.д. 5).

Согласно техническому паспорту дом по адресу:  относится к индивидуальному жилищному фонду (л.д.22-23).

Истец Кузьмина Л.С. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения серии Т № (л.д.7).

Истец Тарасов А.А. является инвалидом 2 группы, что подтверждено справкой МСЭ № (л.д. 8).

Согласно сведениям, представленным филиалом ГУСЗН Курганской области - отделом социальной защиты населения по городу Кургану, ЕЖКВ назначена истцам с 01.01.2008 с учетом общей площади (77,1 кв.м.), состава семьи - 4 человека и регионального стандарта стоимости коммунальных услуг.

С 01.01.2011 размер ЕЖКВ у Кузьминой Л.С. составил - ., у Тарасова А.А. - . Выплаты произведены по апрель 2011 года включительно, задолженности не имеется (л.д. 51-55).

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.02.2005 № 33 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утверждено «Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что жилищно-коммунальная выплата назначается следующим гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

- инвалидам, проживающим в семьях, - в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из количества кв. метров площади жилого помещения, приходящихся на его долю, и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр, определяемой путем деления соответствующего составу семьи регионального стандарта на региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.

Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы принят Закон Курганской области от 03.12.2004 № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области», согласно ст. 1 которого к категориям граждан, проживающих на территории Курганской области, в отношении которых настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки, относятся ветераны труда.

В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона Курганской области ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Согласно ч. 6 ст. 159 Жилищного кодекса РФ размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Пунктом 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, определено, что размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам одного субъекта Российской Федерации.

Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.

Во исполнение приведенных нормативных актов ч.1 ст. 5 Закона Курганской области № 845 от 03.12.2004 установлено, что при определении размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом следующих особенностей:

в случае проживания лиц, указанных в статьях 2, 3 и 4 настоящего Закона, в:

многоквартирных домах, не имеющих централизованного отопления, кроме оборудованных газовыми отопительными котлами, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для жилых домов индивидуального жилищного фонда;

жилых домах индивидуального жилищного фонда, имеющих централизованное отопление, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для граждан, проживающих в домах с централизованным отоплением;

жилых помещениях, имеющих отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых и жидких бытовых отходов), за исключением централизованного отопления, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для жилых домов индивидуального жилищного фонда с учетом размера платы за предоставленные услуги.

Согласно п. 10 Положения, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.02.2005 № 33, размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям применяется в зависимости от наличия централизованного отопления в жилых помещениях:

- в многоквартирных домах, не имеющих централизованного отопления, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для жилых домов индивидуального жилого фонда;

- в домах индивидуального жилого фонда, имеющих централизованное отопление, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов, находящихся в различных жилых фондах. Жилищно-коммунальная выплата производится гражданам, проживающим в домах, независимо от вида жилого фонда;

- в жилых помещениях, имеющих отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых и жидких бытовых отходов), за исключением централизованного отопления, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для жилых домов индивидуального жилищного фонда с учетом размера платы за предоставленные услуги.

Из приведенных положений следует, что региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг применяется для определения размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в зависимости от того, имеется ли в жилом доме централизованное отопление.

Уровень благоустройства, определяемый в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, как наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), по присоединенной сети в жилое помещение, не влияет на применяемый размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования являются жилыми домами блокированной застройки.

Из материалов дела следует, что дом по адресу:  относится к индивидуальному жилищному фонду, к централизованному отоплению не подключен, отапливается индивидуальным газовым котлом, водоснабжение осуществляется из индивидуальной скважины.

Учитывая указанные обстоятельства, то, что истцом Кузьминой Л.С. в судебном заседании не отрицалось отсутствие в доме централизованного отопления, суд пришел к обоснованному выводу о правильном установлении истцам размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.

Не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения и доводы кассационной жалобы о том, что фактические расходы истцов на оплату жилого помещения превышают установленную региональным стандартом сумму, поскольку они, также как и собственники квартир в многоквартирных домах, несут расходы на содержание и текущий ремонт дома, оплату холодной и горячей воды, откачку септика.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 под "коммунальными услугами" понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из материалов дела следует, что договоры на оказание коммунальных услуг в виде содержания и текущего ремонта дома, водоснабжению, водоотведению с организациями, оказывающими коммунальные услуги населению, истцы не заключают, поэтому приведенные истцом Кузьминой Л.С. расходы на ремонт внутридомового и внедомового оборудования (труб, насоса, газового котла) не могут быть отнесены к расходам на содержание дома и коммунальные услуги.

Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке, по существу доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств, между тем, оценка представленных доказательств произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Курганского городского суда Курганской области от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьминой Л.С., Тарасова А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: