ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1733/13 от 25.06.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                          


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

                                                                                                                                                                                                                                                Просмотр документа                                                                                                           



Судья Анохин В.В. Дело № 33-1733/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

судьи - председательствующего Арзина И.В.,

судей Клепчи С.Н. и Пшеничникова Д.В.,

при секретаре Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 июня 2013 г. гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области о признании нормативного правового акта недействующим,

по апелляционной жалобе Главы Гладышевского сельского совета Мишкинского района Курганской области на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 24 апреля 2013 г., которым постановлено:

заявленные требования прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить.

Признать решение местного референдума жителей Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской области, состоявшегося 14.03.2010 г., которым принято решение о введении на территории Гладышевского сельсовета с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Гладышевского сельсовета, в размере  рублей, для решения вопросов местного значения на территории Гладышевского сельсовета, противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Арзина И.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательств, в ходе которой установлено, что в бюджет Гладышевского сельсовета в качестве дохода поступают средства самообложения граждан. Также установлено, что решением Гладышевской сельской Думы от 28.12.2009 г. № 17 назначено проведение местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Гладышевского сельсовета, в размере  рублей для решения вопросов местного значения на территории Гладышевского сельсовета: организация в границах сельсовета водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомо­бильных дорог местного значения в границах населенною пункта: организация освещения улиц: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения?». Решением избирательной комиссии Гладышевского сельсовета от 14.03.2010 № 46 местный референдум признан состоявшимся, решение о введении самообложения граждан принятым. Решением местного референдума платежам по самообложению придан регулярный характер и фактически, при данных условиях на пятилетний срок они станут постоянным источником пополнения местного бюджета, будут носить обязательный характер. В данном случае платежи по самообложению граждан имеют признаки налога. Кроме того, решение местного референдума имеет внутреннее противоречие, поскольку одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей. Понятие «разовый платеж» подразумевает, что при введении средств самообложения граждан на местном референдуме (сходе граждан) для решения конкретного вопроса местного значения можем быть установлен только один платёж, взимаемый с граждан однократно, а не на систематической основе в течение определённою периода времени. Неопределённость юридического содержания рассматриваемого муниципального правового акта даёт правоприменителю возможность произвольного его толкования, что является нарушением провозглашённого Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и основанием для признания правового акта незаконным.

Просит признать решение референдума Гладышевского сельсовета от 14.03.2010 г. противоречащим закону и недействующим с 01.01.2011 г.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что указанное решение местного референдума противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Налоговому кодексу РФ. Просила признать решение местного референдума недействующим с 01.01.2011 г. в связи с тем, что в связи с разовым характером средств самообложения решение референдума не может действовать более года.

Заинтересованное лицо Глава Гладышевского сельсовета и представитель Гладышевской сельской Думы ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что средства самообложения граждан являются единственным доходом бюджета муниципального образования.

Представитель избирательной комиссии Гладышевского сельсовета в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской ФИО2 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Считает, что судом дано неверное толкование положения статей 55, 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не применен подлежащий применению Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выражает несогласие с выводом суда о том, что платежи по самообложению имеют налоговый характер. Указывает, что Бюджетным кодексом Российской Федерации средства самообложения граждан отнесены к неналоговым доходам местных бюджетов. Таким образом, являясь законным средством пополнения местного бюджета, самообложение, тем не менее не приобретает характер налога. В решении суда указано, что решением референдума самообложению граждан придан обязательный характер, при этом, судом не учтено, что оспариваемое решение референдума не содержит формулировок как период уплаты, периодичность, регулярный, обязательный платеж. Вывод суда о том, что решение референдума принято для решения местных задач в общем, а не для решения конкретных вопросов местного значения, не соответствует требованиям закона. В решении референдума перечислены конкретные вопросы местного значения, предлагаемые для разрешения в порядке использования самообложения граждан. Судом не учтено, что средства самообложения граждан в силу ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ, положений Бюджетного кодекса РФ не имеют налоговую природу, являясь, с одной стороны, средством для решения определенных вопросов местного значения населением непосредственно путем проведения местного референдума, с другой – источником неналоговых доходов местного бюджета. Основанные на необоснованном применении налогового законодательства выводы суда положены в основу судебного решения, что свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Выразив свое отношение к введению разовых платежей, граждане непосредственно на местном референдуме выразили свою волю на решение определенных вопросов местного значения сверх того объема средств, который определен решением о местном бюджете на соответствующий год, придав решению указанных вопросов местного значения первостепенный, наиболее важный характер.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Мишкинского района выражает согласие с решением суда, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Прокурор Мишкинского района, представители Гладышевского сельсовета, Гладышевской сельской Думы, Избирательной комиссии Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской области извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.03.2010 г. по решению Гладышевской сельской Думы от 28.12.2009 г. № 17 на территории Гладышевского сельсовета, по совместной инициативе Гладышевской сельской Думы и главы Гладышевского сельсовета проведен местный референдум по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лег ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет. мест жительства которых расположено на территории Гладышевского сельсовета, в размере  рублей для решения вопросов местного значения на территории Гладышевского сельсовета: организация в границах Гладышевского сельсовета водоснабжения населения, водоотведения. снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Гладышевского сельсовета; организация освещения улиц; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения?».

Решением избирательной комиссии Гладышевского сельсовета от 14.03.2010 г. № 46 местный референдум признан состоявшимся и действительным, решение о введении самообложения граждан в размере  рублей на период 5 лет признано принятым.

Данное решение избирательной комиссии опубликовано в информационном бюллетене «Официальный вестник Администрации Гладышевского сельсовета».

Из сведений, представленных Администрацией Гладышевского сельсовета, следует, что во исполнение решения референдума, жителями сельсовета было внесено средств по самообложению за 2010 год –  руб., за 2011 год –  руб., за 2012 год –  руб., за 2013 год –  руб.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Согласно п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Порядок проведения местных референдумов на территории Курганской области урегулирован Законом Курганской области от 29.12.2003 г. № 365 «О местном референдуме в Курганской области», а также ст. 9 Устава Гладышевского сельсовета.

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод: противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. № 365 «О местном референдуме в Курганской области» вопросы референдума не должны противоречить федеральному и областному законодательству.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов кроме прочего относятся средства самообложения граждан.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Из буквального толкования указанной нормы закона следует, что средства самообложения могут носить только разовый характер и направлены на решение конкретного вопроса местного значения.

Вместе с тем, из содержания принятого на местном референдуме решения следует, что дееспособные граждане, достигшие 18 лет; место жительства которых расположено на территории Гладышевского сельсовета, в соответствии с данным решением будут обязаны в течение 5 лет уплачивать ежегодно в бюджет муниципального образования  рублей.

Формулировка принятого решения свидетельствует о том, что на референдуме решен вопрос о регулярных, а не разовых платежах.

Исходя из содержания пункта 3 указанного решения местного референдума, решение референдума имеет признаки нормативно правового акта, поскольку устанавливает правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование общественных отношений.

В соответствии со ст.ст. 13-15 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, является налогом.

Судом правильно установлено, что решением, принятым на референдуме, платежам по самообложению придан регулярный и обязательный характер, самообложение граждан фактически явилось постоянным источником пополнения бюджета Гладышевского сельсовета в течение 5 лет. Кроме того, платежи в порядке самообложения установлены не для решения какой-то конкретной цели (решения конкретного вопроса местного значения), а для обеспечения деятельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем.

Таким образом, решением референдума платежам по самообложению граждан придан налоговый характер.

В силу ч.ч. 5. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные названным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено названным Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно ч. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

При изложенных выше обстоятельствах дела и норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение местного референдума противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права граждан и является незаконным, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требований прокурором Мишкинского района Курганской области требования о признании решения референдума Гладышевского сельсовета от 14.03.2010 г. недействующим.

Вопреки доводам жалобы решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах в совокупности и при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что платежи по самообложению имеют не налоговый характер, не принимаются во внимание, поскольку являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции, суд дал им правильную оценку, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мишкинского районного суда Курганской области от 24 апреля 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Гладышевского сельского совета Мишкинского района Курганской области ФИО2 – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2013                                                oblsud@mail.kurgan.ru