ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1733/14 от 10.06.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Противодействие коррупции     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                                   


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Клещ Е.Г. Дело № 33-1733/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 июня 2014 года гражданское дело по исковому заявлению  к государственному унитарному предприятию Курганской области «Кургантехинвентаризация», федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области о возложении обязанности передать техническую документацию на объект недвижимости и поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учет

по апелляционной жалобе  на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 31 марта 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований  к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области о возложении обязанности по внесению сведений в Единый государственный кадастр, к ГУП «Кургантехинвентаризация» о возложении обязанности передать техническую документацию, отказать».

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области – Жилинской К.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рубцова А.Е. обратилась в суд с иском к Мишкинскому филиалу государственного унитарного предприятия Курганской области «Кургантехинвентаризация», федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее по тексту – ГУП «Кургантехинвентаризация», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) о возложении обязанности передать техническую документацию на объект недвижимости и поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учет.

В обоснование требований указывала, что решением Мишкинского районного суда Курганской области от  удовлетворены заявленные ею исковые требования, за ней признано право собственности на земельный участок площадью  кв.м с кадастровым номером  и жилой дом общей площадью  кв.м по адресу:  19.12.2013 она обратилась в органы государственной регистрации с заявлением о регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного решения. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, в регистрации права на жилой дом отказано, так как данный объект недвижимости не поставлен на государственный кадастровый учет. С указанным решением не согласна, поскольку в ходе рассмотрения Мишкинским районным судом Курганской области заявленных ею исковых требований о признании права собственности на земельный участок и жилой дом обращалась в Мишкинский филиал ГУП «Кургантехинвентаризация» за изготовлением кадастрового паспорта на спорный жилой дом. Данную услугу оплатила, паспорт изготовлен, но на руки ей выдан не был, в связи с отсутствием документального подтверждения права собственности на объект недвижимости. Полагала, что ГУП «Кургантехинвентаризация» обязано было предоставить данные сведения в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области. Отсутствие сведений о постановке жилого дома на государственный кадастровый учет нарушает ее права и законные интересы, поскольку без постановки на данный учет не может быть зарегистрировано право собственности.

С учетом изменения исковых требований Рубцова А.Е. просила суд обязать ГУП «Кургантехинвентаризация» передать техническую документацию на объект недвижимости – одноэтажный жилой дом общей площадью  кв.м по адресу:  в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области обязанность внести в Единый государственный кадастр сведения об объекте недвижимости – одноэтажном жилом доме общей площадью  кв.м по адресу: .

В судебном заседании истец Рубцова А.Е. и ее представитель на основании ордера Денисова М.Я. на удовлетворении исковых требований настаивали. Дополнительно поясняли, что поскольку на жилой дом имеются похозяйственные книги, данный объект недвижимости ранее был учтен органами технической инвентаризации и раз в пять лет представителями колхоза производилась его плановая техническая инвентаризация. Указывали, что с ГУП «Кургантехинвентаризация» Рубцова А.Е. договор на выполнение кадастровых работ не заключала, оплату не производила, специалисты бюро технической инвентаризации дом не обследовали.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области – Жилинская К.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Поясняла, что для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо оформить техническую документацию, поставить объект на кадастровый учет и только после этого обращаться за регистрацией права собственности. Техническая инвентаризация жилого дома до 01.01.2013 не проводилась, в связи с чем он не является ранее учтенным объектом недвижимости. Технический паспорт от 15.04.2013, изготовленный по обращению Рубцовой А.Е. в период рассмотрения судом спора о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, не является основанием для признания объекта недвижимости ранее учтенным. Для постановки на кадастровый учет необходимо оформление кадастрового паспорта, которым истец не располагает. Кроме того, постановка на кадастровый учет носит заявительный характер. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Рубцова А.Е. в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области не обращалась, в связи с чем права истца действиями ответчика не нарушены.

Представитель ответчика ГУП «Кургантехинвентаризация» по доверенности Меньщикова О.В. с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что сведения о постановке спорного объекта недвижимости на учет до 01.01.2013 отсутствуют, в подтверждение чего представила на обозрение суда реестровую книгу регистрации жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности с 29.02.1996 по 04.12.2013. Указывала также, что 15.04.2013 истец обращалась с заявлением о проведении технической инвентаризации и выдаче справки для суда, при этом за производством кадастровых работ в отношении спорного объекта недвижимости никто не обращался, договор на выполнение данных работ не заключался. Поскольку спорный объект не является ранее учтенным, информация о нем не подлежит передаче в порядке межведомственного  взаимодействия в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Рубцова А.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Не соглашаясь с выводами суда, указывает, что в силу п. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» спорный объект недвижимости является ранее учтенным, несмотря на то, что государственный кадастровый и технический учет не произведены, поскольку право собственности на спорное жилое помещение она приобрела до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и имеются похозяйственные книги на дом. Согласно Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 № 83, строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали. Таким образом, право на жилой дом возникло в порядке, установленном до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указывала также, что к участию в деле в качестве третьего лица не привлечено Управление Росреестра по Курганской области (Мишкинский отдел).

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области и ГУП «Кургантехинвентаризация» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Жилинская К.В. выражала согласие с постановленным решением, против удовлетворения жалобы возражала.

Истец Рубцова А.Е., представитель ответчика ГУП «Кургантехинвентаризация» в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что решением Мишкинского районного суда Курганской области от , вступившим в законную силу , удовлетворены исковые требования Рубцовой А.Е., за ней признано право собственности на земельный участок площадью  кв.м с кадастровым номером  и жилой дом общей площадью  в.м, в том числе жилой –  кв.м, остаточной стоимостью  рубля, находящиеся по адресу:  (л.д. 7-8).

19.12.2013 Рубцова А.Е. обратилась в Мишкинский отдел Управления Росреестра по Курганской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом по адресу:  на основании вступившего в законную силу судебного решения.

25.12.2013 Управлением Росреестра по Курганской области произведена государственная регистрация права собственности Рубцовой А.Е. на земельный участок категории земель – земли населенных пунктов, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, площадью  кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу:  и выдано свидетельство о государственной регистрации права  (л.д. 23). Регистрация права на жилой дом была приостановлена на срок до 25.01.2014 в связи с отсутствием сведений в государственном кадастре недвижимости на данный объект (уведомление Управления Росреестра по Курганской области от 25.12.2013, уведомление ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 25.12.2013 – л.д. 10, 11).

Требуя возложить на предприятие технической инвентаризации обязанность передать в орган кадастрового учета техническую документацию на жилой дом и обязать орган кадастрового учета внести сведения о жилом доме в государственный кадастр недвижимости, истец ссылалась на то, что в ходе рассмотрения судом спора о праве собственности на указанный жилой дом по ее заявлению ГУП «Кургантехинвентаризация» производило техническую инвентаризацию и паспортизацию данного объекта недвижимости, в связи с чем в рамках межведомственного взаимодействия необходимые сведения должны быть представлены в ФГУП «ФКП Росреестра» по Курганской области.

Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд установил, что государственный кадастровый учет спорного объекта не был осуществлен, ранее учтенным объектом недвижимости жилой дом также не является, в связи с чем не усмотрел нарушений прав истца в действиях ответчиков.

Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 13 - 20, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 9 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п.п. 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В силу ч. 4 ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

До 1 января 2013 года согласно ч. 1 ст. 43 Закона о государственном кадастре недвижимости был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применялись в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлялся в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2.1 ст. 43 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В ходе рассмотрения дела установлено, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений об объекте недвижимости – здании, расположенном по адресу: . Первичная техническая инвентаризация и технический учет указанного здания осуществлены ГУП «Кургантехинвентаризация» только 15.04.2013, то есть после окончания переходного периода (технический паспорт – л.д. 26-40). Сведений о регистрации прав на спорный объект с присвоением условного номера в установленном законом порядке не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что по смыслу ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости жилой дом по адресу:  не является ранее учтенным объектом недвижимости.

Сведения в отношении спорного объекта не подлежат передаче в орган государственного кадастра недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия и не являются основанием для его постановки на кадастровый учет. Также при отсутствии необходимых документов (технического плана здания) объект не может быть поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.

Из материалов дела следует, что Рубцова А.Е. не обращалась в ГУП «Кургантехинвентаризация» с заявлением о подготовке технического плана жилого дома по адресу: , договор на выполнение соответствующих работ не заключала. В ФГУП «ФКП Росреестра» по Курганской области с заявлением о постановке жилого дома на государственный кадастровый учет с приложением технического плана объекта Рубцова А.Е. также не обращалась. Следовательно, никакие права и законные интересы истца ответчиками не нарушены. Оснований для удовлетворения иска не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Рубцовой А.Е. о том, что расположенные в сельской местности строения не подлежали регистрации и оформление похозяйственных книг на дом является достаточным доказательством того, что объект был ранее учтен, судебная коллегия находит несостоятельными.

Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденная приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 № 83, на которую ссылается апеллянт, не является единственным нормативным документом, регламентирующим порядок регистрации и учета объектов недвижимого имущества в период до принятия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Часть 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (действовавшего с 1993 по 2005 годы) предусматривала, что частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 было утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 7 указанного Положения государственному учету подлежали независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Основу государственного учета составлял технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагался на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации. БТИ осуществляли технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда.

С 1985 года действовало постановление Совета министров СССР от 10.02.1985 № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда», согласно п.п. 1, 3, 5 которого государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации. Государственному учету подлежали жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Не учитывались в составе жилищного фонда дачи дачно-строительных кооперативов, летние садовые домики членов садоводческих товариществ, другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан. Регистрация и техническая инвентаризация жилищного фонда проводились за счет средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, в ведении (собственности) которых находился жилищный фонд.

Таким образом, принадлежащий Рубцовой А.Е. жилой дом подлежал до 01.01.2013 технической инвентаризации и учету. Похозяйственная книга не является документом инвентаризационного учета и ее наличие не свидетельствует о постановке объекта на соответствующий учет.

Непривлечение к участию в деле в качестве третьего лица Управления Росреестра по Курганской области не повлияло на правильность, законность и обоснованность постановленного решения суда. Права Управления Росреестра по Курганской области оспариваемым решением не затронуты. Оснований для отмены решения суда по данному доводу жалобы судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем сомнений в законности не вызывает.

Доводы апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств дела не опровергают и основаны на избирательном толковании норм материального права исходя из процессуальной позиции стороны истца, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены судебного решения.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мишкинского районного суда Курганской области от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru