ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1747/13 от 25.06.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Столбов И.В. Дело № 33-1747/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Богдановой О.Н., Тимофеевой С.В.,

при секретаре Абакумовой Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 июня 2013 года гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Менщиковой  к Правительству Курганской области, Администрации Варгашинского района Курганской области, Отделу образования Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,

по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 05 апреля 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах Менщиковой  к Правительству Курганской области, Администрации Варгашинского района Курганской области, Отделу образования Администрации Варгашинского района Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области и Отдел образования Администрации Варгашинского района Курганской области предоставить Менщиковой ,  года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Менщиковой ,  года рождения, жилого помещения из специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, объяснения представителя прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Варгашинского района Курганской области в интересах Менщиковой Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского района, Отделу образования Администрации Варгашинского района о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Менщикова Е.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать лишена родительских прав в  году, отец записан со слов матери. Жилое помещение за Менщиковой Е.Н. не закреплено. С  года она отчислена из ГОУ НПО «Профессиональный лицей  г.Кургана», с  года состоит на очереди на получение жилья. Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и также Закона Курганской области, регулирующего вопросы дополнительных гарантий прав на жилое помещение для лиц из числа указанной категории граждан, просил обязать Администрацию Варгашинского района, Отдел образования Администрации Варгашинского района предоставить Менщиковой Е.Н. жилое помещение, расположенное на территории р.п. Варгаши, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.

Впоследствии исковые требования неоднократно изменял, указал в качестве ответчика также Правительство Курганской области. Просил обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области и Отдел образования Администрации Варгашинского района Курганской области предоставить Менщиковой Е.Н. жилое помещение из специализированного жилого фонда, соответствующее санитарно- техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши, общей площадью не менее 18 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Менщиковой Е.Н. жилого помещения.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал.

Истец Менщикова Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Колосова Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования оставила на усмотрение суда, право Менщиковой Е.Н. на обеспечение жилым помещением не оспаривала, ссылалась на недостаточность финансирования на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации Варгашинского района, третьего лица Отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации Варгашинского района Бронских Н.Ю., действующая на основании доверенности, разрешение спора оставила на усмотрение суда, поддержала пояснения представителя Администрации Варгашинского района.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск исковые требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Ссылался также на отсутствие доказательств, подтверждающих включение истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Считал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку государственные полномочия Курганской области по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 г.

Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что предоставление жилых помещений специализированного фонда детям-сиротам и лицам указанной категории осуществляется на основании субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не соблюден установленный законодательством с 1 января 2013 г. заявительный порядок, истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, а также судом не установлено нарушение прав истца. Указывает, что с 1 января 2013 г. наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями связано исключительно с датой включения истца в указанный выше список. Однако довод ответчика о том, что истец не включен в данный список, не принят судом во внимание. Также указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области прокурор Варгашинского района считает указанные в жалобе доводы необоснованными.

В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало доводы Правительства Курганской области, полагая решение суда подлежащим отмене в части возложения обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилья.

В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области также выражает не согласие с решением суда, указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе Правительства Курганской области. Считает также, что судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права, поскольку Финансовое управление Курганской области не было извещено о дате рассмотрения дела, тем самым было лишено права представления интересов Финансового управления в суде первой инстанции.

Представитель прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалоб, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в письменном ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, поскольку судом были допущены нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению дела.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Подпунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ).

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

Из материалов дела усматривается, что истец Менщикова  родилась  в , что подтверждается свидетельством о рождении I-БС  от  (л.д.15).

Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении  от  – л.д.75).

Решением Варгашинского районного суда Курганской области от  мать истца - Менщикова Т.Н. лишена родительских прав в отношении Менщиковой  (л.д.10).

Постановлением Администрации  сельсовета Варгашинского района от   Менщикова Е.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.12).

Постановлением Администрации Варгашинского поссовета от   Менщикова Е.Н. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Варгашинского района от   Отделом образования Администрации Варгашинского района Менщикова Е.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.118).

В период с  по  Менщикова Е.Н. обучалась в ГБОУ СПО «», приказом  от  была отчислена из указанного образовательного учреждения (л.д.93).

В период с  по  Менщикова Е.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу:  (л.д.11).

Сведения о закреплении за истцом жилья в материалах дела отсутствуют, жилое помещение на праве собственности за Менщиковой Е.Н. не зарегистрировано (л.д.16-17).

Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, истец Менщикова Е.Н. являлась и является нуждающейся в получении жилья и была признана таковой соответствующим решением Администрации Варгашинского поссовета, что подтверждает факт постановки Менщиковой Е.Н. на учет по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом установленных обстоятельств дела и на основании приведенной выше нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Менщиковой Е.Н. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ).

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01.01.2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» (далее по тексту Закон Курганской области № 6).

Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.

Доводы апелляционных жалоб о несоблюдении Менщиковой Е.Н. заявительного порядка включения в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права, по следующим основаниям.

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.

Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции от 26.12.2012 г.) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в ред. от 04.06.2013 г.), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.

Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013г.

В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).

Доводы апелляционных жалоб о несоблюдении заявительного порядка включения Менщиковой Е.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях не может являться основанием к отмене решения суда.

Как указано выше, Менщикова Е.Н. включена в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, который сформирован Отделом образования Варгашинского района в соответствии с требованиями действующего законодательства, состоит в указанном списке под № , ранее с  г. состояла на учете в Администрации  сельсовета Варгашинского района, с  – в Администрации Варгашинского поссовета для получения жилого помещения, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учета не снята, кроме того, не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 г.

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья Менщиковой Е.Н. являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в связи со следующим.

С 01.01.2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

С учетом наличия у Менщиковой Е.Н. не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением данной обязанности на Администрацию Варгашинского района.

Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Варгашинской поселковой Думы от 27.03.2008 г. № 14 установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Варгашинского поссовета в размере не менее 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, истцу должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2013 г.) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1203 (в редакции от 24.12.2012 г.) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 г. (в редакции от 12.11.2012 г.) утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В связи с этим, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что субвенций, выделенных Администрации Варгашинского района, явно недостаточно для обеспечения истца Менщиковой Е.Н. жилым помещением, поскольку на 2013 год для Администрации Варгашинского района на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрены субвенции областного бюджета в размере 3 546 тыс. руб., однако в связи со строительством нового жилья для детей-сирот в Администрацию Варгашинского района на указанные цели планируется направить не менее 8860,5 тыс. руб. Финансирование мероприятий по предоставлению жилья в 2013 г. не производилось.

Как следует из представленных в материалы дела документов, денежные средства, которые планируется выделить Администрации Варгашинского района, будут затрачены на приобретение жилых помещений в стоящемся многоквартирном доме в р.п. Варгаши для обеспечения жилья детей-сирот на основании состоявшихся ранее судебных решений. На приобретение жилья детям-сиротам и лицах из числа детей-сирот, состоящим на учете, дополнительно требуется выделение денежных средств в размере 15424544 руб.

Поскольку Администрация Варгашинского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным доводы апелляционных жалоб о необоснованном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области об отсутствии извещения о дате и времени судебного разбирательства, соответственно, о лишении возможности осуществлять свои права и представлять возражения, нарушением норм процессуального закона, влекущим отмену решения суда, не является.

В силу ст.155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Частью 3 названной нормы установлено, что лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Как разъяснено в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» в подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (ст.ст. 113, 114 ГПК РФ). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.

При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Определением Варгашинского районного суда Курганской области от  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Финансовое управление Курганской области. Извещение о дате судебного разбирательства с приложенными к нему документами было направлено третьему лицу  (л.д.144).

Согласно почтовому уведомлению, имеющемуся в материалах дела, извещение о дате судебного разбирательства по настоящему делу получено представителем Финансового управления Курганской области  (л.д.154).

При указанных обстоятельствах данный довод апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанности по предоставлению Менщиковой Е.Н. жилого помещения подлежащим отмене по причине нарушения судом норм материального права (п. 4 ч. 1ст. 330ГПК РФ).

Возлагая на Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору специализированного найма, суд первой инстанции со ссылкой на Положение об организации работы по опеке и попечительству на территории Варгашинского района, указал на имеющиеся у Отдела образования полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Варгашинского района, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Однако, как следует из Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству, в частности, по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений наделены органы местного самоуправления муниципального образования - Варгашинский район. Отдел образования Администрации Варгашинского района, являясь согласно Положения об отделе образования Администрации Варгашинского района и Положения об организации работы по опеке и попечительству на территории Варгашинского района, органом Администрации Варгашинского района, реализующим государственную политику в сфере образования, с учетом программ развития образования Курганской области и Варгашинского района, обеспечивающим создание условий развития муниципальной системы образования Варгашинского района и осуществляющим функции по вопросам образования, такими полномочиями не наделен.

Так как обстоятельства по делу установлены в полном объеме, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда в части возложения обязанности на Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанности по предоставлению Менщиковой Е.Н. жилого помещения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данной части иска.

В остальной части решение суда постановлено в соответствии с представленными доказательствами, закону не противоречит, предусмотренных законом оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Варгашинского районного суда от 5 апреля 2013 года в части возложения на Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанности предоставить Менщиковой  жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отменить, в удовлетворении данной части исковых требований прокурору Варгашинского района отказать.

В остальной части решение Варгашинского районного суда от 5 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru