ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1752/2012 от 25.10.2012 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Семенова Л.Л. дело № 33-1752/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 октября 2012 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Басангова Н.А. и Кашиева М.Б.,

при секретаре Б,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Мэрии г. Элисты и Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения как одиноко проживающему гражданину по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснение представителя истца Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Мэрии г. Элисты, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения как одиноко проживающему гражданину.

В обоснование иска указала, что она родилась *** 1980 года, является сиротой, так как ее мать ФИО3 умерла 27 июня 1987 года. Отца у нее нет. Решением исполкома Юстинского районного Совета на­родных депутатов КАССР от 31 марта 1989 года № 134 ее опекуном назначен ФИО4 (отец ее матери). С 1 сентября 1989 года по 10 июня 1995 года она обучалась в Цаган-Аманской санаторной школе-интернате. С 1995-1999 годы в Элистинском педаго­гическом колледже им. Х.Б. Канукова. 21 ноября 1997 года умер ее опекун ФИО4 С 1995 года она проживает в г. Элисте на съемных квартирах. Воспитывает сына *** ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В марте 2012 года жилищная комиссия Мэ­рии г. Элисты отказала ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С данным решением она не согласна, поскольку собственного жилья она не имеет, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Просила признать незаконным решение жилищной комиссии Мэрии г.Элисты № Б-1632 от 29 марта 2012 года, обязав Мэрию г. Элисты принять ее на учет граждан по категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия выплатить ей субсидию на приобретение жилья.

Истец ФИО1 в суд не явились.

Представитель истца Н. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным отказ жилищной комиссии Мэрии г.Элисты № Б-1632 от 29 марта 2012 года и обязать Мэрию г. Элисты принять ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении.

Представитель Мэрии г. Элисты Б. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся сторон.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2012 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Признан незаконным отказ Мэрии г. Элисты в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей.

На Мэрию г. Элисты возложена обязанность принять ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попе­чения родителей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика И. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку ФИО1 достигла возраста 23 лет, в связи с чем право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение представителя истца ФИО5, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 обладает статусом сироты, нуждается в жилом помещении, и по­сле прекращения над ней опеки и окончания высшего учебного заведения у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом органы опеки и попечительства своевременно не оказали помощь ФИО1 в постановке на учет нуждающихся в получении жилья по категории дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 названного Федерального закона право на дополнительные гарантии по социальной защите имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

По смыслу указанной нормы, действие данного Федерального закона распространяется только на лиц указанных категорий граждан, с предоставлением им права пользования соответствующими мерами социальной поддержки до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктом 2 «Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата). При этом пунктом 19 указанного Порядка предусмотрено, что после предоставления социальной выплаты дети-сироты снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Как видно из материалов дела, истец ФИО1 родилась *** 1980 года. В возрасте до 18 лет у нее умер единственный родитель (мать). В Мэрию г. Элисты для постановки на учет в качестве нуждающейся в получения жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей она обратилась 29 марта 2012 года. Постановлением Мэрии г. Элисты № 699 от 28 апреля 2012 года ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, на момент обращения в Мэрию г. Элисты с заявлением о постановке на учет ФИО1, в связи с достижением 23-летнего возраста, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относилась, в связи с чем право на меры государственной поддержки, в том числе на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью и получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, не имела.

Вывод суда первой инстанции о том, что ФИО1 не была постановлена на учет нуждающихся в получении жилья по категории дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по вине органов опеки и попечительства, не основан на норме закона и материалами дела не подтвержден.

Ссылка представителя истца ФИО5 на то, что Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не является стороной спорных правоотношений, в связи с чем не имеет право на обжалование судебного решения является необоснованной, поскольку как видно из материалов дела истец от своих требований к Министерству не отказывалась, определения о прекращения производства по делу в отношении Министерства судом первой инстанции не выносилось.

При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2012 года по иску ФИО1 к Мэрии г. Элисты и Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия – отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения жилищной комиссии Мэрии г.Элисты № Б-1632 от 29 марта 2012 года; обязать Мэрию г. Элисты принять ее на учет граждан по категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия выплатить ей субсидию на приобретение жилья - отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика - удовлетворить.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.А. Басангов

М.Б. Кашиев