Судья Аврамова Н.В. Дело № 33-1769/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Григорьевой Н.А., Тимофеевой С.В.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 07.08.2012 дело по иску прокурора Курганской транспортной прокуратуры к ООО «Аметист» о возложении обязанности произвести действия
по апелляционному представлению транспортного прокурора, апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Аэропорт Курган» на решение Курганского городского суда Курганской области от 24.04.2012, которым постановлено: исковые требования Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аметист» о возложении обязанности обратиться в ОАО «Аэропорт-Курган» и в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области с заявками на согласование строительства двух многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями в оставить без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Григорьевой Н.А., объяснения представителя Курганской транспортной прокуратуры Кабаевой И.А., представителя 3-го лица ОАО « Аэропорт Курган» ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Аметист» о возложении обязанности произвести действия.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной в январе 2012 года Курганской транспортной прокуратурой в рамках исполнения земельного и градостроительного законодательства установлено, что два многоэтажных многоквартирных жилых дома со встроенными нежилыми помещениями в расположены в пределах приаэродромной территории.
Размещение указанных объектов недвижимости не согласованно застройщиком ООО «Аметист» со старшим авиационным начальником аэродрома Курган и собственником аэродрома Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области.
Невыполнение ответчиком требований, предусмотренных ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации и п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации влияет на обеспечение безопасности полетов, при этом ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров и может повлечь разрушение воздушных судов и объектов наземной инфраструктуры.
Просил возложить на ответчика обязанность обратиться в ОАО «Аэропорт Курган» с заявкой на согласование строительства двух жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, расположенных в , обязать обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области с заявкой на согласование строительства указанных домов.
В судебном заседании представитель Курганской транспортной прокуратуры Кабаева И.А. на исковых требованиях настаивала.
Пояснила, что целью согласования является внесение данных домов в схему расположения объектов в зоне 30 км от контрольной точки аэропорта и внесении их координат для того, чтобы они не являлись препятствием для безопасных полетов.
Представитель ответчика ООО «Аметист» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества по Курганской области, действующая на основании доверенности ФИО2 с иском не согласилась, пояснила, что согласование производится на стадии проектирования и получения разрешения на строительство с собственником аэропорта. Российская Федерация в лице ТУ Росимущества Курганской области не является собственником аэродрома, в реестре федеральной собственности данное имущество не значится.
Представитель третьего лица ОАО «Аэропорт Курган» по доверенности ФИО1 иск поддержала.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана, действующая на основании доверенности ФИО3 полагала требования транспортного прокурора необоснованными.
Представитель третьего лица Уральского межрегионального территориального управления воздушным транспортом в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении транспортный прокурор просит решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить.
Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии собственника аэродрома, поскольку, согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Полагает, что ответчик ООО « Аметист», передав объекты в собственность и перестав быть застройщиком, не снял с себя обязательства по согласованию строительства со старшим авиационным начальником аэродрома Курган.
В апелляционной жалобе третье лицо ОАО «Аэропорт Курган» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что ОАО «Аэропорт Курган» неоднократно информировало администрацию г. Кургана и Курганской области о необходимости согласования размещения объектов в районе аэропорта со старшим авиационным начальником.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно ст. ст. 46, 47 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В силу п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
В ходе проверки, проведенной в январе 2012 года Курганской транспортной прокуратурой, в рамках исполнения земельного и градостроительного законодательства, установлено, что два многоэтажных многоквартирных жилых дома со встроенными нежилыми помещениями в расположены в пределах приаэродромной территории.
Распоряжением мэра г. Кургана от утвержден проект границ и выдача застройщику ООО «Аметист» акта о выборе земельного участка (л.д. 43).
Акт о выборе земельного участка для проектирования многоэтажного жилого дома подписан . (л.д. 20)
Распоряжением Администрации ( Правительства) Курганской области предварительно согласовано Обществу с ограниченной ответственностью « Аметист» место размещения двух многоэтажных жилых домов на земельном участке площадью 0,96 га на землях поселений (л.д. 48).
Распоряжениями мэра города Кургана от и от ООО « Аметист» разрешено проведение проектно-изыскательских работ по размещению двух многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями на земельном участке площадью 0, 96 га в (л.д. 49 - 50).
Распоряжением мэра г. Кургана от ООО «Аметист» выдано разрешение на проведение проектирования двух многоэтажных домов по указанному выше адресу (л.д. 26).
Распоряжением Правительства Курганской области от ООО «Аметист» предоставлен в аренду земельный участок, площадью 0,6099 га с кадастровым номером для строительства двух многоквартирных домов в ( л.д. 25).
Администрацией г. Кургана 27.12.2007 выдано ООО « Аметист» разрешение на строительство двух многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями (л.д. 52).
В газете «Курган и Курганцы» от 27.12.2007, 10.01.2008, 12.01.2008 опубликовано решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 «Об утверждении правил землепользования и застройки г. Кургана».
Постановлениями Администрации г. Кургана от и от ООО «Аметист» выданы разрешения на ввод в эксплуатацию двух многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, расположенных в (л.д. 23-24, 27-28).
Отказывая транспортному прокурору в иске, суд исходил из того, что согласование строительства жилых домов предусмотрено на стадии отвода земельного участка и получения согласия на строительство, обязанность довести данные о границах расположения приаэродромной территории до сведения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации лежит на владельцах аэродромов, или уполномоченных ими лицах, чтобы впоследствии данные особые зоны были учтены в планах застройки и позволили определить границы территории, в пределах которых необходимо получение согласования на строительство определенных объектов.
Судом принято во внимание, что решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 « об утверждении правил землепользования и застройки г. Кургана» никем не оспорено, в том числе Курганским транспортным прокурором или ОАО « Аэропорт Курган». В плане застройки г. Кургана не отражены границы зоны с особыми условиями использования территории как приаэродромная территория аэропорта г. Кургана, между тем в соответствии с п.127 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1084 « Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» границы зоны с особыми условиями использования территории ОАО « Аэропорт Курган» должны были быть сообщены владельцем аэродрома или уполномоченным им лицом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для учета при планировании строительства и развития городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.
Указанные действия не были выполнены ОАО « Аэропорт Курган», доказательств обратному в ходе судебного разбирательства ни Курганским транспортным прокурором, ни представителем ОАО « Аэропорт Курган» не представлено.
На момент рассмотрения спора жилые дома введены в эксплуатацию, ОАО « Аметист» перестал быть застройщиком, передав объекты долевого участия в собственность иных лиц, и соответственно в силу положений Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации ответчик не является организацией, заинтересованной в размещении объектов в районе аэродрома, обязанным обращаться за получением согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Российская Федерация является собственником земельных участков с кадастровыми номерами образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером и объектов недвижимости, расположенных на них (рулежная дорожка, взлетно-посадочная полоса, перрон, светосигнальное оборудование, грунтовое летное поле, склад ГСМ).
Судом установлено, что собственником аэродрома ни Российская Федерация, ни ТУ Росимущество в Курганской области не являются.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 полномочия собственника федерального имущества осуществляет ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( Росимущество). В соответствии с Приказом Росимущество от 27.02.2009 № 49, Приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 № 374 полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории Курганской области, осуществляет ТУ Росимущество по Курганской области в случаях, когда указанные полномочия возложены на территориальные органы Росимущество непосредственно Правительством РФ.
Правительством РФ на ТУ Росимущество в Курганской области не возложено полномочий согласовывать строительство и размещение зданий и сооружений на приаэродромной территории, доказательств обратного транспортным прокурором не представлено.
В соответствии с положениями ст.ст. 56,57 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность получения заинтересованными лицами и обязанность органов местного самоуправления в предоставлении информации по построенным объектам, в том числе сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, что по выводам суда позволит ОАО « Аэропорт Курган» получить всю интересующую информацию о построенных и введенных в эксплуатацию объектов для отражения в соответствующих схемах воздушных полетов, поскольку по пояснениям прокурора, именно для достижения данной цели им предъявлены исковые требования в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного, требования Курганского транспортного прокурора о возложении обязанности на ООО « Аметист» обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области и в ОАО « Аэропорт Курган» с заявками на согласование строительства двух многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями в 6 микрорайоне по проспекту Голикова в городе Кургане суд посчитал необоснованными.
Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24.04.2012 оставить без изменения, апелляционное представление Курганского транспортного прокурора, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Аэропорт Курган» без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи: