Краснодарский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья- Ващенко Н.П. дело № 33-18196/12 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «11» сентября 2012 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.
с участием прокурора Дьяченко А.В.
слушала в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Т.П. Невдах на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года
Заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Сочи, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа » об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения, получить паспорта доступности с положительным заключением.
В обосновании требований указал, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. При проведении указанной проверки установлено, что МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорта доступности объекта, МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи для маломобильных групп граждан. Однако, при проведении проверке выявлено, что администрация города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов. А значит, бездействие администрации г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Просил суд обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи; обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи в срок до .
Обжалуемым решением требования Прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа » об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа »
обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения, получить паспорта доступности с положительным заключением- удовлетворены.
Обязал администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МБОУ ДОД МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи.
Обязал администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи в срок до .
С данным решением администрация города Сочи не согласилась и была подана в Краснодарский краевой суд апелляционная жалоба, в которой просит суд решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе прокурору Центрального района города Сочи в заявленных требованиях в полном объеме, считает, данное решение незаконным и необоснованным.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы, в материалах дела не представлено.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, выслушав пояснения прокурора Дьяченко А.В. судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, отношении неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, объекта социальной инфраструктуры МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи. В ходе проверки, были выявлены нарушения законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской. Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 4 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192, к объектам городской инфраструктуры. подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНнП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ №184 от 27.12.2000 года «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
В соответствии со ст. ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04,2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением или органами местного самоуправления самостоятельно.
На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.
Материалами дела подтверждается, что согласно Уставу МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры, согласно паспорта доступности объекта. МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи для маломобильных групп граждан.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что администрация города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г, Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов.
Таким образом, бездействие администрации г.Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г.Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Также суд первой инстанции правильно посчитал, что имеется основания для удовлетворения требований прокурора Центрального района в части обязания администрацию Центрального района г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
По мнению судебной коллегии, в части требований прокурора об обязании администрации г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи в срок до следует исключить срок до , так как на указанную дату решение не вступило в законную силу и не может быть исполнимо.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года в этой части подлежит изменению, необходимо исключить срок до 01.09.2012г..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 июля 2012 года изменить.
В резолютивной части решения исключить срок до ., которым обязывали администрацию г.Сочи и МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа » г. Сочи, в остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: