ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1827/2012 от 28.06.2012 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

                                                                                    Верховный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Гасанбеков Г.М.

Дело № 33-1827/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2012 г. г. Махачкала

Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего Мамаева И.М.

судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.

при секретаре судебного заседания Батырове А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы муниципального образования «Курахский район» ФИО1 на решение Сулейман-Стальского районного суда от 28 декабря 2011 года, которым постановлено: заявление ФИО2 удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Курахский район» назначить ФИО2 ежемесячную доплату к пенсии начиная со дня обращения с 27.06.2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Джарулаева А.К., объяснения ФИО2, просившего решение суда оставить без изменения, объяснения ФИО3 (дов. от 30 мая 2012 г. №), просившего решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД

установил:

ФИО2 обратился в суд с заявлением об обязании администрации МО Курахский район» о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии со дня обращения. В обоснование требований указал, что с 21 июля 2005 года до 15 октября 2010 года работал председателем Собрания депутатов МО «Курахский район» и был освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий

6 июня 2011 года ему назначена пенсия по инвалидности.

24 июня 2011 года он обратился к главе МО «Курахский район» ФИО1 3.3. с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должность председателя Собрания депутатов района. Однако в назначении доплаты к пенсии ему было отказано со ссылкой на п.п. 1-2 Закона РД № 55 от 11.10.2010г. «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РД».

С данным отказом ФИО2 не согласен, так как считает, что в его случае необходимо применять п. 3 ст. 3 Закона РД № 55 от 11.10.2010 г.

ФИО2 просил суд удовлетворить его заявление и обязать администрацию муниципального образования «Курахский район» назначить и выплачивать ему ежемесячную доплату к пенсии со дня обращения, а именно с 27.06.2011 года.

Считает, что отказывая ему в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, ответчик ошибочно сослался на п.п. 1-2 ст. 3 Закона РД № 55 от 11.10.2010 г. «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РД», тогда как в этой статье речь идет о назначении пенсии за выслугу лет гражданским служащим, к которым он не относится.

Согласно Приложению № 1 Закона РД от 10.06.2008г. № 28 «О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в РД», должность Председателя представительного органа муниципального образования является муниципальной должностью Республики Дагестан. В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона РД № 55 от 11.10.2010 г. «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РД» условия предоставления права на пенсию лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, за счёт средств местных бюджетов определяются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством в законодательством РД. Согласно п. 2 Положения «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Курахского района», принятым Курахским районным собранием решением №6 от 22.02.2006 года, лица, замещавшие выборную муниципальную должность на постоянной профессиональной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета Курахского района, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в т.ч., досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной либо досрочно оформленной в соответствии с законодательством. Ежемесячная доплата к пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии к ней составляла при смещении выборной муниципальной должности от одного года до трех лет- 55 %, свыше грех лет- 75 % их месячного денежного вознаграждения.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 просил суд отказать в удовлетворении заявления ФИО2 Свои возражения обосновал тем, что ФИО2 при освобождении от занимаемой должности председателя районного собрания 15.10.2010г. в связи с истечением установленного срока полномочий прав на трудовую пенсию по старости, пенсии по инвалидности и пенсию за выслугу лет не имел, и с учетом того, что стаж муниципального службы у ФИО2 составляет менее 15 лет, и пенсия по инвалидности ему назначена только 06.06.2011г. ежемесячная доплата к пенсии ему не полагается.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе главы администрации МО «Курахский район» содержится просьба об отмене состоявшегося по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного Суда РД находит, что решение Сулейман-Стальского районного суда от 28 декабря 2011 г. подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции допущено такое нарушение.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации), правовое положение (статус) гражданского служащего установлены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, а также компенсировать установленные для гражданских служащих ограничения, данный Федеральный закон называет государственное пенсионное обеспечение.

В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые вправе - при отсутствии федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленной этим лицам пенсии, назначаемой на общих основаниях, что само по себе не противоречит предписаниям статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодательный орган Республики Дагестан принял Закон от 11 октября 2010 г. № 55 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан».

Помимо этого закона вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в республике Дагестан урегулированы Законом РД от 29 сентября 2005 года № 32 «О государственной гражданской службе в Республике Дагестан» (пп. 11 ч. 1 ст. 50), Законом Республики Дагестан от 08.04.2008 № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» (п. 11 ст. 13)

Согласно приведенным нормативным актам, лицу, замещающему государственную должность Республики Дагестан, предоставляется государственная гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее - доплата к пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом;

Согласно ч. 1 ст. 15 закона от 08.04.2008 № 18 лицо, замещавшее государственную должность Республики Дагестан на постоянной основе и получавшее денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, освобожденное от государственной должности Республики Дагестан в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

Частью 3 ст. 15 приведенного закона установлено, что лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, одновременно имеющему право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную настоящим Законом, на пенсию за выслугу лет, на ежемесячное пожизненное содержание, на ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, иные выплаты) в соответствии с законодательством Республики Дагестан, законодательством других субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Республики Дагестан, государственных должностей других субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы Республики Дагестан, государственной гражданской службы других субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Законом, или одна из названных выплат по его выбору.

Законом Республики Дагестан от 11.03.2008 № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан» (ч. 1 ст. 24) определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Республики Дагестан.

В соответствии с приложением № 1 к Закону РД от 29 мая 2008 г. № 28 «О перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» председатель представительного органа муниципального образования входит в указанный перечень при условии, если осуществлял свои полномочия на постоянной основе.

Согласно ст. 3 Закона № 55 от 11 октября 2008 г. гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Республики Дагестан (далее - гражданская служба) по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 6-9 части 1 статьи 31, пунктом 1 части 1 статьи 35, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 37 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (далее - Закон Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан") (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи).

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 31, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 35 и пунктом 4 части 2 статьи 37 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6, 8 и 9 части 1 статьи 31, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 35, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 37 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Принимая решение, суд первой инстанции сослался на указанные выше нормативные акты и Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Курахского района, принятое Курахским районным собранием 22 февраля 2006 г. № №

Между тем право на доплату к пенсии, согласно перечисленным нормативным актам, возникает у лиц, замещавших выборную муниципальную должность либо замещавшие должности муниципальной службы при условии наличия стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев, либо если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Муниципальная должность, занимаемая ФИО2 в период с 21.07.2005 по 15.10.2010, не является выборной (ст. ст. 22, 34 Закона РД «О местном самоуправлении). Следовательно, критериям назначения доплаты к пенсии ФИО2 не отвечает, поскольку отсутствует необходимый стаж работы на муниципальной должности и к моменту прекращения полномочий у него не было права на назначение пенсии по старости (инвалидности). В связи с этим право на доплату к пенсии у ФИО2 не возникло.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД

определил:

Решение Сулейман-Стальского районного суда от 28 декабря 2012 г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2.

Председательствующий

Судьи