Докладчик Семенов Н.В. апел. дело № 33-1834-13
Судья Мальчугин А.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 июня 2013 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Нестеровой Л.В., Ярадаева А.В., при секретаре Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности, поступившее по апелляционной жалобе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и апелляционному представлению прокурора на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2013 года, которым постановлено:
- обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в здании МБДОУ «Детский сад «...» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, расположенном по адресу: ..., нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: провести ремонт кровли здания; в младшей, средней и старшей группах установить детские унитазы вместо взрослых; в умывальных всех групп установить душевые поддоны, огороженные трансформируемым ограждением и гибкими шлангами с душевыми насадками; во всех умывальных установить раковины для мытья рук персоналом;
- отказать в удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении установить умывальники на высоте 0,5 м. в помещениях для детей среднего и старшего возраста.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и просил обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «...» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее также - детский сад «...») нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести ремонт кровли здания; в помещениях для младшей, средней и старшей групп установить детские унитазы вместо установленных; в помещениях для детей среднего и старшего дошкольного возраста установить умывальники от пола до борта прибора на высоте 0,5 м, в умывальных помещениях всех групп установить душевые поддоны, огороженные трансформируемым ограждением и оборудованные гибкими шлангами с душевыми насадками, во всех умывальных помещениях установить раковины для мытья рук персоналом.
Заявленные требования прокурор мотивировал следующими обстоятельствами.
По результатам проверки в дошкольном образовательном учреждении исполнения требований санитарного законодательства были выявлены нарушения требований законодательства. Так, в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отдельных положений СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» не содержится в надлежащем состоянии крыша здания детского сада (имеются следы протечек), в помещениях для младшей, средней и старшей групп вместо детских установлены унитазы для взрослых; во всех группах установлены умывальные раковины на высоте 0,4 м. от пола, что не учитывает рост и возраст детей; в умывальных всех групп не установлены душевые поддоны, огороженные трансформируемым ограждением и оборудованные гибкими шлангами с душевыми насадками, во всех умывальных отсутствуют раковины для мытья рук персоналом. Прокурор полагает, что эти нарушения стали возможными вследствие неправомерного бездействия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, повлекшего в конечном итоге нарушение прав неопределенного круга лиц, прежде всего несовершеннолетних граждан, воспитывающихся в данном учреждении.
В судебном заседании 1 апреля 2013 года прокурор Краснова Е.В. иск поддержала.
Представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО1 возражала против иска, сославшись на правовую позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, т.е. со ссылкой на то, что в силу закона собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
ФИО2, представляя интересы третьего лица – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «...», пояснила, что образовательное учреждение согласится с любым усмотрением суда по спору, пояснив также, что отдельные выявленные прокурором нарушения уже устранены, а остальные предполагается устранить за счет бюджетных средств и за счет средств из других источников.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии ФИО3 также пояснила, что Управление согласится с усмотрением суда по спору.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене судебного решения в части требований прокурора, которые удовлетворены.
На решение суда первой инстанции прокурором принесено апелляционное представление на предмет отмены судебного решения в части требования прокурора, в удовлетворении которого отказано.
До начала судебного заседания суда апелляционной инстанции прокурор, принесший апелляционное представление на решение суда, отказался от апелляционного представления.
Выслушав объяснения представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Ивановой И.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения и прекратить производство по апелляционному представлению прокурора в связи с отказом прокурора от апелляционного представления, согласно ст.327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч.2 ст.327.1 ГПК РФ проверив законность и обоснованность решения суда лишь в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения, и о принятии отказа от апелляционных жалобы и представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Отказ от апелляционного представления на решение суда подан в установленной форме прокурором, принесшим апелляционное представление. Соответственно, отказ прокурора от апелляционного представления на решение суда необходимо принять и производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.
Что касается решения суда в части, обжалуемой ответчиком, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Удовлетворяя иск прокурора к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в части, указанной выше, районный суд исходил из того, что именно на ответчике как на собственнике имущества, переданного муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, лежит обязанность по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении.
Этот вывод суда первой инстанции не учитывает характер заявленных прокурором исковых требований, а также изменения статуса бюджетных учреждений в связи с введением в действие Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, в связи с введением в действие названного Закона существенно изменилось гражданско-правовое положение бюджетных учреждений - бюджетное учреждение, приобретя самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, и только бюджетное учреждение может отвечать за управление имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления (в рассматриваемом случае - муниципальным), включая случаи строительства, ремонта объектов, входящих в состав указанного имущества. Это означает, что осуществляет организацию необходимых для нужд бюджетного учреждения работ, включая подписание гражданско-правовых договоров, только руководитель бюджетного учреждения.
Между тем из буквального толкования принятых к рассмотрению судом исковых требований следует, что прокурор просил обязать учредителя бюджетного учреждения произвести ремонт кровли здания, переданного на праве оперативного управления бюджетному учреждению, установить в помещениях указанного здания соответствующее оборудование, и при изложенных выше обстоятельствах с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ о том, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, адресованные к учредителю бюджетного учреждения вышеприведенные требования прокурора удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь изложенным, статьями 326, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Отменить решение Мариинско- Посадского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2013 года в части исковых требований прокурора об обязании администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики произвести ремонт кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, установить в помещениях указанного учреждения детские унитазы, душевые поддоны, раковины для мытья рук персоналом и принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики об обязании администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики произвести ремонт кровли здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «...», установить детские унитазы в помещениях для младшей, средней и старшей групп, установить в умывальных помещениях всех групп душевые поддоны, огороженные трансформируемым ограждением и оборудованные гибкими шлангами с душевыми насадками, установить во всех умывальных помещениях раковины для мытья рук персоналом.
2. Принять отказ прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от апелляционного представления на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 1 апреля 2013 года по исковому требованию прокурора к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении установить умывальники на высоте 0,5 м в помещениях для детей среднего и старшего дошкольного возраста и прекратить производство по указанному апелляционному представлению прокурора.
Председательствующий
Судьи: