Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Противодействие коррупции Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Шелепов С.А. Дело № 33-1840/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Прасол Е.В.,
судей Аврамовой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 июня 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области к о признании регистрации по месту жительства незаконной, снятии с регистрационного учета
по апелляционной жалобе на решение Кетовского районного суда Курганской области от 11 апреля 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации Кетовского сельсовета Курганской области к о признании регистрации по месту жительства незаконной, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать регистрацию по месту жительства по адресу: , незаконной.
Снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу:
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя ответчика Никитина П.И. – Егоровой С.Н., представителя истца Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области Бессоновой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее по тексту Администрация Кетовского сельсовета) обратилась в суд с иском к Никитину П.И. о признании регистрации по месту жительства незаконной, снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований указала, что 29.08.2013 Никитин П.И. обратился в Администрацию Кетовского сельсовета с заявлением о переводе земельного участка площадью кв.м, расположенного по адресу: , из категории земель – земли особо охраняемых объектов для оздоровительной деятельности в категорию земель – земли населенных пунктов. К заявлению были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Никитина П.И. на нежилое здание штаба площадью кв.м, расположенное на указанном земельном участке, а также копия паспорта заявителя с отметкой о регистрации по месту жительства в пионерлагере В целях проверки законности регистрации заявителя в нежилом помещении Администрация Кетовского сельсовета обратилась в правоохранительные органы. В результате проверки установлено, что для регистрации в нежилом помещении – здании штаба в пионерлагере Никитин П.И. представил в органы местного самоуправления изготовленную им с помощью копировального аппарата копию свидетельства о регистрации права на данный объект недвижимости с указанием в графе «назначение» объекта права: «жилое». Представив для регистрации по месту жительства поддельный документ, ответчик нарушил Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, поэтому подлежит снятию с регистрационного учета.
Администрация Кетовского сельсовета просила суд признать регистрацию Никитина П.И. от 26.11.2009 по месту жительства по адресу: незаконной, обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Курганской области снять Никитина П.И. с регистрационного учета по данному адресу.
В судебном заседании представитель истца Администрации Кетовского сельсовета Шабурова А.А., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в заявлении, настаивала. Считала Администрацию Кетовского сельсовета надлежащим истцом, поскольку с заявлением о постановке на регистрационный учет ответчик обратился к должностному лицу данного органа местного самоуправления, а сохранение регистрации ответчика по месту жительства в нежилом помещении повлечет наступление для истца определенных правовых последствий, так как Никитиным П.И. заявлено об изменении категории земельного участка, на котором расположено нежилое помещение.
Представитель ответчика Никитина П.И. по доверенности Егорова С.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, считала, что Администрация Кетовского сельсовета не является надлежащим истцом, доказательств нарушения ее прав регистрацией Никитина П.И. по спорному адресу не представлено. Фактически спорное жилое помещение является жилым, отсутствие документального подтверждения перевода нежилого помещения в жилое не должно нарушать права и законные интересы собственника.
Представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы России по Курганской области Докучаева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддерживала, поясняла, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 должностные лица органа местного самоуправления принимают документы и заполняют карточку регистрации, после чего органами миграционного учета осуществляется регистрация граждан по месту жительства. В отсутствие судебного решения самостоятельно отменить регистрацию и снять Никитина с учета по указанному адресу Управление Федеральной миграционной службы России по Курганской области не имеет полномочий.
Третье лицо Никитина Г.П., являющаяся также законным представителем третьего лица – Никитина Г.П., в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Никитин П.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Не соглашаясь с выводами суда о признании регистрации по месту жительства незаконной, указывает, что в 2009 году произвел реконструкцию здания штаба, расположенного на территории пионерлагеря Кетовского района Курганской области, в настоящее время по данному адресу располагается жилой дом, о чем свидетельствует копия технического паспорта. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации регистрация может быть осуществлена и по месту фактического проживания в помещении, не являющемся жилым, но пригодным для проживания. Вновь указывает на отсутствие у истца права на оспаривание его регистрации по месту жительства, так как регистрация и снятие граждан с регистрационного учета осуществляется уполномоченными органами. Таковым на территории Кетовского района Курганской области, по его мнению, является Отдел УФМС России по Курганской области в Кетовском районе. Специалист Администрации Кетовского сельсовета осуществляет лишь прием документов и заполнение регистрационных карт. Полагает, что истцом не представлены доказательства нарушения или угрозы нарушения прав его регистрацией по месту жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Кетовского сельсовета выражает согласие с постановленным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Никитина П.И. – Егорова С.Н. доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Администрации Кетовского сельсовета – Бессонова Н.М., действующая на основании доверенности, просила жалобу ответчика оставить без удовлетворения, решения суда – без изменения
Иные лица в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, другими международными и международно-правовыми актами, в том числе ст. 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции прав человека.
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.
Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст. 150 ГК РФ). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Поэтому реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской Федерации. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Так же и согласно ч. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом (постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производиться органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Из материалов дела следует, что ответчику Никитину П.И. на основании договора купли-продажи от 15.10.2004 на праве собственности принадлежит нежилое здание штаба общей площадью кв.м, расположенное по адресу: (свидетельство о государственной регистрации права от 04.11.2004, выданное 17.01.2005, договор купли-продажи от 15.10.2004 – л.д. 6, 13).
Данное нежилое здание расположено в границах земельного участка площадью кв.м с кадастровым номером категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, имеющих целевое назначение – для оздоровительной деятельности, принадлежащего Никитину П.И. на основании договора купли-продажи от 16.03.2009 и соглашения о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственности от 31.10.2009 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.11.2009, соглашение о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственности от 31.10.2009 – л.д. 5, 14).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось участниками судебного заседания, 26.11.2009 Никитин П.И. обратился в Администрацию Кетовского сельсовета с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: , предоставив договор купли-продажи от 15.10.2004 и свидетельство о государственной регистрации права от 17.01.2005, согласно которому здание штаба общей площадью кв.м, расположенное по адресу: , является жилым помещением (л.д. 27, 28). На основании данных документов 26.11.2009 ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу: (паспорт, справка УФМС России по Курганской области – л.д. 10, 31).
29.08.2013 Никитин П.И. обратился в Администрацию Кетовского сельсовета с заявлением о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по адресу: в границы населенного пункта – и переводе земельного участка из состава земель рекреационного назначения в категорию земель населенных пунктов. При этом ответчик ссылался на то обстоятельство, что с 2009 года зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу и фактически реконструировал нежилое здание штаба в жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (л.д. 9).
На основании обращения Администрации Кетовского сельсовета правоохранительными органами была проведена проверка, в результате которой установлено, что Никитин П.И. в целях изменения категории принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в пионерлагере с помощью копировального аппарата изготовил копию свидетельства о регистрации права на здание штаба, изменив в графе «назначение» объекта права слово «нежилое» на «жилое». Поддельный документ представил в Администрацию Кетовского сельсовета в приложении к заявлению о регистрации по месту жительства (объяснения Никитина П.И. – л.д. 29).
Постановлением УУП ОМВД РФ по Кетовскому району капитана полиции Лаптева К.В. от 26.10.2013 в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, отказано в связи с небольшой тяжестью преступления и истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности (л.д. 12).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для регистрации ответчика по месту жительства в нежилом помещении и постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, в ч. 2 ст. 3 предусматривает обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Положения п. 1 ст. 20 ГК РФ о том, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, конкретизированы ст. 2 указанного закона, согласно которой местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации).
Подпункт 2 п. 3 Правил регистрации аналогично ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяет место жительства гражданина.
Понятие жилого помещения содержится в главе 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относится жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что объектами жилищных прав являются только жилые строения, гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в жилом помещении, отвечающем принципу пригодности для постоянного проживания.
Вопреки доводам апеллянта гражданин не может быть зарегистрирован в нежилом помещении, используемом в качестве жилого и являющимся единственным местом жительства.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Сведений о том, что ответчик обращался в межведомственную комиссию с заявлением по вопросу признания спорного строения жилым помещением, пригодным для проживания, и ему было в этом отказано, материалы дела не содержат. Ввиду отсутствия обращения в уполномоченный орган оценка помещения на предмет пригодности его для проживания в установленном порядке не производилась. Также суду не представлены доказательства принятия уполномоченным органом решения о переводе нежилого помещения в жилое в соответствии со ст.ст. 22, 23 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что спорное здание штаба фактически является жилым помещением, о чем свидетельствует технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на 06.03.2012 и справка ГУП «Кургантехинвентаризация» от 16.04.2012 № 598 (л.д. 43-48, 38-42), обоснованно не принят судом первой инстанции.
Согласно подп. 2 п. 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Органами регистрационного учета в силу п. 2 Правил регистрации в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах – органы местного самоуправления.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (п. 4 Правил регистрации).
Согласно должностной инструкции, утвержденной Главой Кетовского сельсовета 12.03.2009 и действующей в период обращения и регистрации Никитина П.И. по месту жительства в нежилом помещении, специалист общего отдела Кетовского сельсовета совместно с Отделом УФМС России по Курганской области в Кетовском районе осуществляет регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания на территории муниципального образования Кетовский сельсовет (л.д. 37).
Действующим законодательством предполагается, что регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица. Это означает, что для регистрации необходимо предоставить только предусмотренные законом надлежащие документы, а регистрирующие органы обязаны при соблюдении формальных оснований лицом зарегистрировать его, однако, если впоследствии выяснится, что гражданин злоупотребил своим правом, это является основанием для признания решения о регистрации недействительным.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в соответствии с подп. «ж» п. 31 Правил регистрации в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами (п. 32 Правил регистрации).
Поскольку Администрация Кетовского сельсовета является органом регистрационного учета на территории муниципального образования Кетовский сельсовет Кетовского района Курганской области и наделена полномочиями по приему документов для осуществления регистрационного учета соответствующим отделом УФМС России по Курганской области, то по смыслу п. 32 Правил регистрации является надлежащим истцом по требованиям о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства, осуществленного на основании не соответствующих действительности документов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании закона, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств по делу. Правильность выводов суда первой инстанции они не опровергают, в связи с чем не влекут отмену законного и обоснованного судебного решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru