ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1844 от 01.03.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Медведева Е.А. Дело № 33 – 1844

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 марта 2016 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Чикаловой Е.Н.,

судей Кравченко А.И., Ильиных Е.А.,

при секретаре Сылко Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю о признании незаконным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю и администрацией муниципального образования город Владивосток о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий по апелляционному представлению прокурора г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кравченко А.И., выслушав возражения прокурора Познер И.А., пояснения представителя администрации г. Владивостока – ФИО1, представителей Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации г. Владивостока – ФИО2, ФИО3, представителя главного Управления МЧС России по ПК – ФИО4, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Владивостока обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что заключенное ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС России по Приморскому краю и администрацией г.Владивостока соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и локализации их последствий противоречит нормам законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Передача органами местного самоуправления собственных полномочий органам государственной власти в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления и соответственно ограничивает право граждан на осуществление местного самоуправления. Вопреки установленным нормам в соответствии с оспариваемым соглашением управление по делам ГО и ЧС при администрации г.Владивостока возглавляет должностное лицо управления МЧС Росси по ПК, тогда как указанный территориальный орган должен осуществлять методическое руководство, а также контроль в этой области, а руководство гражданской обороной на территории муниципального образования должны осуществлять руководители органов местного самоуправления. Созданная оспариваемым соглашение система ГО и ЧС при администрации г.Владивостока фактически совмещает в себе деятельность двух органов (федерального и органа местного самоуправления) по исполнению полномочий органа местного самоуправления, что приводит к невозможности осуществления федерального и государственного надзора. Руководство управлением по делам ГО и ЧС администрации г.Владивостока должностным лицом федерального органа ограничивает полномочия Департамента по осуществлению регионального надзора, что является предпосылкой к коррупционным проявлениям в управлении ГО и ЧС администрации г.Владивостока.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений по иску, прокурор просил суд признать соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю и администрацией муниципального образования город Владивосток о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий незаконным.

В судебном заседании представитель прокуратуры настаивал на заявленных требованиях в их уточненной редакции.

Представитель администрации г.Владивостока возражал против заявленного иска, указав что оспариваемое соглашение фактически не перераспределяет полномочия в области организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне между сторонами. Управление по делам ГО и ЧС при администрации г.Владивостока самостоятельным органом управления не является, в связи с чем его создание и возложение руководства указанным органом на заместителя начальника ГУ МЧС России по Приморскому краю не противоречит принципу самостоятельности местного самоуправления.

Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю иск не признал, возражая указал, что оспариваемое соглашение является законным, не противоречит нормам действующего законодательства в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заключена исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности. Учитывая, что должность начальника в штатном расписании Управления по делам ГО и ЧС при администрации г.Владивостока отсутствует, финансирование данной должности из городского бюджета не производиться.

Представители Управления по делам ГО и ЧС при администрации г.Владивостока, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица поддержали позицию администрации г.Владивостока.

Представитель Департамента гражданской защиты Приморского края, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором поддержал иск прокурора.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился прокурор г. Владивостока, подано апелляционное представление, в котором ставиться вопрос об отмене решение суда, как незаконного постановленного с нарушением норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании п.п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое соглашение заключено исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга, и в целях повышения уровня гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

Указанное соглашение не противоречит положениям ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», поскольку не предусматривает передачу сторонами соглашения друг другу каких-либо конкретных полномочий в области организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат положениям закона.

Одним из основных принципов организации местного самоуправления является их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 15 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1 статьи 15).

Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также установлены в ч.2 ст.8 Федерального закона «О гражданской обороне», ч.2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно ст. 11 Федерального закона от 12.,02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Вопреки названным нормам оспариваемое соглашение предусматривает передачу органом местного самоуправления своих полномочий в ведение территориального государственного органа управления.

Так из п. 2 ст. 1 соглашения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС России по ПК и администрацией г.Владивостока следует, что с ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Владивостока и ГУ МЧС России по ПК передают друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

При этом в целях выполнения соглашения, администрация <адрес> передает, а ГУ МЧС России по ПК принимает на себя руководство и оперативное управление Управлением по делам ГО и ЧС при администрации г. Владивостока (п.1 ст.2). Администрация города обеспечивает финансовым и материально-техническим средствами осуществление части полномочий, переданных ГУ МЧС России по ПК (п.2 ст.2).

Руководство Управлением по делам ГО и ЧС при администрации г. Владивостока возлагается на помощника начальника Главного управления по взаимодействию с территориальными органами ГУ МЧС России по ПК (п.4 ст.2).

Статьей 3 соглашения предусмотрено, что ГУ МЧС России по Приморскому краю передает в прямое подчинение начальника УГОЧС, а начальник УГОЧС принимает на себя руководство отделом по г. Владивостоку.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 года №687, утверждено положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 5,11,12 которого установлено, что ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.

При этом, территориальные органы МЧС России, согласно приказу МЧС РФ от 6.08.2004 №372 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, а также надзор и контроль в этой области.

Таким образом, передача руководства управлением по делам ГО и ЧС администрации г.Владивостока должностному лицу ГУ МЧС России по Приморскому краю, наделенному полномочиями контроля и надзора противоречит Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Несмотря на то, что в штатном расписании Управления ГО и ЧС администрации г. Владивостока должность начальника Управления отсутствует, руководство управлением по делам ГО и ЧС администрации г.Владивостока, и как следствие фактическое исполнение полномочий органа местного самоуправления в области ГО и ЧС осуществляется должностным лицом Федеральной системы МЧС, что может привести к конфликту интересов.

Выводы суда о том, что возложение на зам.начальника ГУ МЧС России по ПК функций руководителя управления ГО и ЧС при администрации г.Владивостока не противоречит принципу самостоятельности местного самоуправления, а кроме того прямо предусмотрено п.9 Примерного положения об органе управления гражданского обороны и чрезвычайным ситуациям, утв. Приказом МЧС РФ от 13.03.1997 № 137, являются ошибочными, обоснованы недействующим нормативным актом.

Приказ МЧС от 13.03.1997 года № 137, на который сослался суд, был издан во исполнение утративших силу постановлений правительства РФ №1113 от 5.11.1995 г. и №1396 от 23.11.1996. Данный приказ отменен приказом МЧС № 470 от 13.09.2000.

Учитывая изложенное судебная коллегия полагает, что требования прокурора о признании соглашения от 29.11.2010 незаконным являются обоснованными.

Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства материалами дела установлены, судебная коллегия считает, что решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 6 октября 2015 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора г. Владивостока.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 6 октября 2015 года отменить.

Исковое заявление прокурора г.Владивостока удовлетворить.

Признать незаконным соглашение заключенное 29.112010 года между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю и администрацией муниципального образования город Владивосток о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

Председательствующий

Судьи