ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1854/2021 от 15.09.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Лебедев В.К. № 33-1854/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» сентября 2021 года

г. Кострома

Костромской областной суд в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Пыльновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе администрации Солигаличского муниципального района Костромской области на определение Чухломского районного суда Костромской области от 25 июня 2021 г., которым заявление администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения,

у с т а н о в и л:

Решением Чухломского районного суда Костромской области от 23 августа 2017 г. на администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить Яруллину Ринату Игоревичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, из специализированного жилищного фонда Солигаличского муниципального района Костромской области, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы площади предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение на территории городского поселения город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 30 октября 2017 года вышеуказанное решение оставлено без изменения.

15 июня 2021 года администрация Солигаличского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда до 01 января 2023 года, мотивировав заявление тем, что выполнить указанное решение, администрация Солигаличского муниципального района Костромской области возможности не имеет в силу объективных причин. Со ссылками на положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекс РФ указывает, что органы местного самоуправления осуществляют переданные государственные полномочия за счет субвенций областного бюджета. Солигаличский муниципальный район Костромской области относится к муниципальным образованиям с низким уровнем долговой устойчивости. Органы местного самоуправления Солигаличского муниципального района Костромской области не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. 25 января 2021 г. заключено соглашение между администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области и Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету Солигаличского муниципального района Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 2.1. соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется субвенция, составляет в 2021 году <данные изъяты> То есть, в 2021 году общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Солигаличского муниципального района Костромской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется субвенция, составил <данные изъяты>. Администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области на выделенные средства осуществлена закупка двух жилых помещений. Остаток неизрасходованных денежных средств составляет <данные изъяты> рублей. В настоящее время сохраняется потребность в приобретении помещений для указанной выше категории граждан. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Солигаличском муниципальном районе Костромской области, утвержденным постановлением администрации Солигаличского муниципального района Костромской области от 08 ноября 2016 года № 556 предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей производится администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в порядке, исходя из даты регистрации вступившего в законную силу решения суда. Одно приобретенное жилое помещение предоставлено ребенку-сироте, второе жилое помещение готовится к предоставлению следующему, состоящему в очереди лицу. Яруллин Р.И. находится в очереди на получение жилья третьим. Таким образом, предоставить жилое помещение Яруллину Р.И. возможно лишь после получения субвенции на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретения жилья и отсутствия лиц, поставленных в очередь ранее, чем Яруллин Р.И. Поскольку выделенная на текущий год субвенция на финансовое обеспечение расходных обязательств по приобретению жилых помещений в размере <данные изъяты> рублей практически полностью освоена, то приобретение жилого помещения Яруллину Р.И. в 2021 году становится невозможным. Приобрести жилое помещение Яруллину Р.И. возможно в течение 2022 года за счет средств субвенции, выделенной на исполнение переданных государственных полномочий.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 203 ГПК РФ, глава Солигаличского муниципального района Костромской области Чичерина О.Н. просила суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок до 01 января 2023 года.

Судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В частной жалобе администрация Солигаличского муниципального района Костромской области, повторяя доводы, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки, просит отменить определение судьи, принять новое определение об удовлетворении заявления администрации, предоставив отсрочку до 01 января 2023 г.

В возражениях относительно частной жалобы прокурор Солигаличского района просит оставить частную жалобу без удовлетворения.

На основании ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, возражений относительно неё, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения.

Право должника обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения предусмотрено также ст. 37 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из необходимости соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, принципа обязательности судебного постановления и необходимости его неуклонного исполнения в разумный срок, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Отказывая администрации Солигаличского района в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции верно руководствовался тем, что сведений о каких-либо исключительных обстоятельствах, которые могут служить основанием для предоставления отсрочки, не имеется.

Ссылки заявителя жалобы на невозможность предоставить жилое помещение Яруллину Р.И. до получения субвенций из бюджета Костромской области, к исключительным обстоятельствам предоставления отсрочки исполнения решения суда не относятся.

Суд апелляционной инстанции полагает, что отсрочка не будет способствовать более быстрому исполнению решения суда, а необоснованно затянет его исполнение.

Доводы частной жалобы оснований для отмены оспариваемого определения суда не создают.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Определение судьи Чухломского районного суда Костромской области от 25 июня 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу администрации Солигаличского муниципального района Костромской области – без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в течение трех месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья: О.А. Иванова

Мотивированное определение изготовлено 20 сентября 2021 г.