Председательствующий: Дементьев Е.П. Дело № 33-1865/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Кутыревой О.М., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Жуковой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Омске 04 апреля 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Калачинский Водоканал» на решение Калачинского городского суда Омской области от 30 января 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Калачинский Водоканал», удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Калачинский Водоканал» по применению с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», признанного решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 года противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия.
Обязать ООО «Калачинский Водоканал» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, начиная с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года, для абонентов, не имеющих в настоящее время, а также не имевших в период времени с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года индивидуальных приборов учета жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, путем замены нормативов, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», на нормативы, утвержденные постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг»
Взыскать с ООО «Калачинский Водоканал» в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей».
Заслушав доклад судьи Старостиной Г.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Калачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Калачинский Водоканал». В обосновании требований указал, что по результатам проверки в деятельности ООО «Калачинский Водоканал» выявлен ряд нарушений требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. С 01.02.2011 года ответчиком применяются нормативы, установленные Решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения».
Решением Калачинского городского суда 25 апреля 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 08.06.2011 г., признано противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия Решение Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» в части утверждения нормативов. Однако несмотря на имеющееся решение ООО «Калачинский Водоканал» продолжил применение указанных нормативов.
Утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения Калачинского муниципального района, а также соответствующие изменения в тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные для ООО «Калачинский Водоканал», относится к исключительной компетенции РЭК Омской области. Согласно пункту 20.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области).
По информации РЭК Омской области до утверждения соответствующих нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг РЭК Омской области, ООО «Калачинский Водоканал» надлежало руководствоваться нормативами потребления, утвержденными постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 № 182-п.
В представлении Калачинского межрайонного прокурора от 15.07.2011 г. директору ООО «Калачинский Водоканал» ФИО1 было указано на необходимость применения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», а также произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение с 01.02.2011 года, используя при расчетах нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденные данным нормативно-правовым актом (для абонентов, не имеющих индивидуальных приборов учета воды), однако, на момент проведения проверки нарушения не устранены.
С учетом уточнений прокурор просил признать незаконными действия ООО «Калачинский Водоканал» по применению с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», обязав ООО «Калачинский Водоканал» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, начиная с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года, для абонентов, не имеющих в настоящее время (а также не имевших в периоды с 01.02.2011 г. по день вынесения судом решения) индивидуальных приборов учета жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, с 01.02.2011 г. по 31.10.2011 г. индивидуальных приборов учета.
В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора Макаров Д.С. уточненные требования поддержал, пояснил, что с 01.11.2011 года ООО «Калачинский Водоканал» осуществил возврат к применению нормативов, установленных Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», однако не произвел перерасчет с целью возврата гражданам потребителям излишне уплаченных денежных средств.
Представители ответчика ООО «Калачинский Водоканал» Александрия В.А., ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года были установлены нормативы по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, с учетом которых, РЭК Омской области, приказами № 448/70 и 449/70 от 29 декабря 2010 года были установлены тарифы на холодную воду и на водоотведение и очистку сточных вод, подлежащие применению с 01.02.2011 года. Данные тарифы превышали предыдущие лишь на 2 %, в то время как допускалось их повышение до 15 %. После признания судом незаконным решения Совета, установившего нормативы по водоснабжению и водоотведению, без установления нового размера тарифов, учреждение, осуществляющее оказание услуг коммунального характера, не имело материальной возможности применять нормативы, действовавшие ранее. Но с 01.11.2011 года, при отсутствии правоустанавливающих актов, был осуществлен возврат к применению нормативов, установленных Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг». В настоящее время услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются ООО «Водоканал Калачинский», однако ООО «Калачинский Водоканал» не ликвидировано.
Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебном заседании иск поддержали по изложенным основаниям, просили при перерасчете посчитать излишне уплаченные ими денежные средства в качестве авансирования расходов по оплате коммунальных услуг предшествующего времени с учетом их размера.
Третьи лица: ООО «Коммунальник», ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в судебном заседании участия не принимали.
Представитель третьего лица Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО16 в судебном заседании требования иска поддержала, пояснила, что нормативы, установленные решением Совета признаны судом незаконными, вследствие чего, при обращении в РЭК представителей юридических лиц по вопросу установления нормативов потребления услуг, РЭК был дан ответ о том, что в Калачинском муниципальном районе действуют нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Главы Калачинского муниципального района от 25.07.2006 г. № 182-п. Оснований к их пересчету не имеется. Тарифы на холодную воду, водоотведение были установлены РЭК приказами № 448/70 и 449/70 от 29.12.2010 года, приказами № 373/59, № 374/59 от 30.11.2011 года предусмотрено изменение тарифов в виде фактического их увеличения с 01.07.2012 года, при этом увеличение тарифов незначительно.
Представитель третьего лица Администрации Калачинского муниципального района ФИО17 в судебном заседании исковые требования не признала, показала, что признание судом незаконными нормативов и возврат к ранее действовавшим нормативам создает материальные трудности для осуществления оказания услуг по водоснабжению и водоотводу с очисткой воды, вследствие чего оснований к пересчету расходов не усматривает.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Калачинский Водоканал» просит отменить решение суда, разрешить дело по существу. Указывает, что норматив горячего водоснабжения на территории Калачинского муниципального района не утвержден, поэтому данный вид услуги не предоставляется, при этом для расчета холодного водоснабжения применяется норматив удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, так как многоквартирные дома оборудованы бойлерами. Отсутствие горячего водоснабжения привело к тому, что нормативы холодного водоснабжения в отопительный и неотопительный периоды дифференцируются. В домах, оборудованных общедомовыми тепловыми счетчиками, плата за подогрев воды не взимается. Указывает, что отмена Решения Совета Калачинского муниципального района Омской области от 29.04.2010 № 4-РС приведет к тому, что будут продолжать действовать нормативы, утвержденные в 2006 г. Представителями ООО «Калачинский Водоканал» велись переговоры с РЭК Омской области о досрочном пересмотре тарифа для ООО «Калачинский Водоканал», однако в перерасчете тарифа было отказано. С момента применения ресурсоснабжающей организацией норматива потребления населением воды, утвержденного постановлением главы Калачинского муниципального района от 25.07.2006 № 182-п несет дополнительные расходы, не включённые в расчет экономического обоснования при утверждении тарифа, установленного приказом РЭК Омской области от 29.12.2010 г. № 448/70.
В возражениях на жалобу ФИО18 просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу Калачинский межрайонный прокурор указал на необоснованность доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Указывает, что доводы жалобы об убыточности деятельности ООО «Калачинский Водоканал» несостоятельны, поскольку производственная и инвестиционная программы общества на протяжении 2010-1011 г.г. формировались и утверждались с учетом нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы Калачинского муниципального района от 25.07.2006 № 182-п, с учетом прогнозируемых прибылей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, третьи лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 3 п. 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пункты 1, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306, определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Указом Губернатора Омской области от 28 мая 2003 г. № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» в целях совершенствования деятельности органов исполнительной власти Омской области утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области, которая является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и контроль за применением тарифов на электрическую и тепловую энергию, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование и контроль в электроэнергетике, государственное регулирование розничных цен на природный и сжиженный газ, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» (в редакции от 29 мая 2009 г.) нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.
Нормативные правовые акты Омской области принимаются органами государственной власти Омской области в соответствии с их компетенцией.
Судом первой инстанции установлено, что решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 г. признаны противоречащими закону и не подлежащими применению с момента принятия пункт 2.1, приложение № 1 решения Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения».
Таким образом, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, утвержденные названным выше решением, не подлежали применению с момента их утверждения, вследствие чего подлежали перерасчету, а также перерасчету подлежала плата за коммунальные услуги для потребителей ООО «Калачинский Водоканал» на нормативы, действовавшие ранее, до 01.02.2011 г.
Действия по перерасчёту тарифов, а также и расчетов начислений ответчиком произведены не с 01.02.2011 г., а с 01.11.2011 г.
В связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований Калачинского межрайонного прокурора судебная коллегия находит правильным.
По информации Региональной энергетической комиссии Омской области до утверждения соответствующих нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг РЭК Омской области, ООО «Калачинский Водоканал» надлежало руководствоваться нормативами потребления, утвержденными постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 г. № 182-п.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы в части, содержащей несогласие с решением Калачинского городского суда от 25 апреля 2011 г., поскольку данное решение вступило в законную силу. Соответственно, доводы ответчика о том, что отмена Решения Совета Калачинского муниципального района Омской области от 29.04.2010 № 4-РС приведет к тому, что продолжат действовать нормативы, утвержденные в 2006 г., являются неубедительными и не могут повлечь отмену решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что ООО «Калачинский Водоканал» отказано РЭК Омской области в досрочном пересмотре тарифа для ООО «Калачинский Водоканал».
Довод о том, что изменение норматива влечет возникновение убытков ООО «Калачинский Водоканал», не включённых в расчет экономического обоснования при утверждении тарифа, установленного приказом РЭК Омской области от 29.12.2010 г. № 448/70, подлежит отклонению, поскольку доказательств, подтверждающих нарушение прав ответчика принятым решением, не представлено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие правовое значение определены судом правильно, их оценка дана с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калачинского городского суда Омской области от 30 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Калачинский Водоканал» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи