ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1871/13 от 04.07.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Рогова Н.К. Дело № 33-1871/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи – председательствующего Арзина И.В.,

судей Богдановой О.Н., Клепчи С.Н.,

при секретаре Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 июля 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1  к Администрации г. Кургана о признании истцов нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности о включении в программу «Жилище»,

по апелляционной жалобе ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 . на решение Курганского городского суда Курганской области от 17.04.2013 г., которым постановлено:

отказать ФИО1 , ФИО1 , ФИО1 , ФИО1  в иске к Администрации города Кургана о признании истцов нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности о включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 г.

Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения истцов ФИО1 ., ФИО1 ., представителя истцов ФИО2, представителя третьего лица Правительства Курганской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

К-вы  обратились в суд с иском к Администрации г. Кургана о признании их нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности по включению в программу «Жилище».

В обоснование иска с учетом уточнения ранее заявленных исковых требований указали, что являются вынужденными переселенцами.  поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 4 человека.  у ФИО1 . родилась дочь ФИО1 .,  родился сын ФИО1 ., которые статуса вынужденных переселенцев не имеют. После рождения детей ФИО1  получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на средства которого приобрела жилой дом в  и в последующем подарила по 1/2 доли данного дома несовершеннолетним ФИО1  и ФИО1  Полагали, что поскольку истцы являются вынужденными переселенцами, то каждый из них имеет самостоятельное право на льготы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 г. № 561 и постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.» с момента постановки ФИО1  на учет.

Просили признать ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 . нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, с ; обязать Администрацию г. Кургана включить ФИО1  ФИО1 ., ФИО1  ФИО1 . в список граждан-участников данной подпрограммы.

В судебном заседании ФИО1 ., ее представитель ФИО2, действующая по устному ходатайству, на исковых требованиях настаивали. Полагали, что каждый из истцов вправе самостоятельно участвовать в подпрограмме «Жилище» и получить жилье, однако с заявлениями о постановке на учет отдельно каждого из истцов К-вы в Администрацию г. Кургана не обращались. Указали также, что 27.04.2013 г. вопрос о сохранении статуса вынужденных переселенцев территориальными органами миграционного учета в отношении них будет пересматриваться и возможно будет утрачен, а также утрачено право на получение жилья.

Истцы ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1  в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на отсутствие оснований для включения каждого из истцов в Сводный список граждан - участников подпрограммы.

Представитель третьего лица УФМС России по Курганской области ФИО5, действующая на основании доверенности, оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки не уведомил.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять новое решение суда. В обоснование доводов жалобы ссылаются на нарушение прав истцов, которые имеют отдельные семьи и лишены возможности получить государственный жилищный сертификат, поскольку в отношении каждого из них отсутствует отдельная выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке их на учет с  В настоящее время при предоставлении необходимых документов истцы будут поставлены на учет лишь с даты принятия органом местного самоуправления документов, в то время как К-вы .,  . уже были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в  г. в составе семьи ФИО1  и их жилищные условия не улучшились. Считают необоснованным вывод суда о самостоятельном обращении истцов в Администрацию г. Кургана о принятии их на учет и включении в Сводный список, поскольку включение К-вых в Сводный список с момента предъявления заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении будет означать снятие К-вых с учета с  Указали также на то, что  УФМС России по Курганской области в отношении ФИО1  принято решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с чем при формировании Сводного списка и включении в него граждан – участников подпрограммы К-вы   . будут включены в данный список с составом семьи 3 человека.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области выражает не согласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

В заседании суда апелляционной инстанции истцы ФИО1 ., ФИО1 ., представитель истцов ФИО2, действующая по устному ходатайству, на доводах жалобы настаивали.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области ФИО3 с доводами жалобы была не согласна.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1  является матерью ФИО1   года рождения, ФИО1 .,  года рождения, ФИО1 ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении.

Решением Миграционной службы Курганской области от  ФИО1  была признана вынужденным переселенцем. На момент рассмотрения спора срок действия статуса вынужденного переселенца был продлен до

ФИО1  ФИО1 ., ФИО1 . также имеют статус вынужденных переселенцев, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Из учетного дела ФИО1  следует, что распоряжением мэра г. Кургана от  р ФИО1  с составом семьи 3 человека, включая сына ФИО1  и дочерей ФИО1 ., ФИО1 ., принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 ФИО1  обратилась к руководителю Администрации г. Кургана с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 имеет статус вынужденного переселенца, признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий с  Также указала, что она и члены ее семьи, в качестве которых перечислены дочь – ФИО1 ., дочь – ФИО1  сын – ФИО1 ., жилых помещений на территории Российской Федерации не имеют.

 у ФИО1  родилась дочь ФИО1 , что подтверждается свидетельством о рождении.

Постановлением Администрации г. Кургана от   внесены изменения в сведения о составе семьи ФИО1 ., состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, составом семьи 5 человек.

Согласно свидетельству о рождении I-БС  от  ФИО1 . является матерью ФИО1 ,  года рождения.

 ФИО1  обращалась в Администрацию г. Кургана с заявлением о включении несовершеннолетнего ФИО1  в состав семьи для получения государственного жилищного сертификата.

Согласно карточке очередника, на момент рассмотрения спора ФИО1  состояла в очереди на улучшение жилищных условий в Администрации г. Кургана с составом семьи 6 человек.

 ФИО1  был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-1 , в соответствии с которым  ею были приобретены 2 жилых дома общей площадью 18,6 кв.м. (лит. А) и 62,7 кв.м. (лит. Б, Б1) соответственно, а также земельный участок, расположенные по адресу:

Договором от  ФИО1  подарила своим несовершеннолетним детям ФИО1  и ФИО1  по 1/2 доле указанных выше жилых домов и по 1/2 доле земельного участка.

ФИО1  ФИО1  ФИО1 ., ФИО1  отказались от получения доли в праве собственности на жилые дома и земельный участок по адресу:

В период 2006-2012 гг. ФИО1  обращалась к руководителю Администрации г. Кургана с заявлениями о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в планируемых 2007-2013 гг. соответственно.

В силу п. п. 4 п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. «б» п. 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8.11.2000 г. № 845, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

В соответствии с п. 37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 г. № 845, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

В силу п. 38, 39 указанного Положения, для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца. Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы»
утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. (далее - Правила), а также установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (подп. «ж» п. 5 Правил).

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п.6 Правил).

В соответствии с абз. 15 разд. 2 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее по тексту Постановление), право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств пообеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг. осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 «Онекоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг.».

Согласно п. п. 24, 26 Правил, в целях предварительного распределения средств Федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

При этом, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сводный список в отношении граждан, указанных в подп. «ж» п. 5 данных Правил до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Как следует из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 г., ФИО1  с составом семьи 6 человек включена в списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2013 г. из числа граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоит в списке под №  с датой постановки на учет –

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, с , а также возложении обязанности на Администрацию г. Кургана включить их в список граждан - участников данной подпрограммы, поскольку ФИО1  с составом семьи 6 человек, включая истцов ФИО1 ., ФИО1 ., ФИО1 ., с  признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, включена с тем же составом семьи в Сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2013 г., право истцов состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также право на включение в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» никем не оспаривалось.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства истцы в Администрацию г. Кургана с заявлениями о постановке каждого из них на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с определенной даты, об изменении состава семьи лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, несмотря на то, что ФИО1  ежегодно, начиная с 2006 г., обращалась в Администрацию г. Кургана с заявлениями о предоставлении ей государственной финансовой поддержки, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и была осведомлена о процедуре ее получения.

Вместе с тем, согласно п. 24 гл. 3 Административного регламента предоставления Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденной постановлением Администрации города Кургана от 23.08.2012 г. № 5936 (далее по тексту Административный регламент), предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов; 2) проверка заявления и прилагаемых к нему документов; 3) принятие решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в постановке на учет; 4) оформление постановки заявителя на учет и выдача (направление) заявителю уведомления о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении либо отказ в постановке на учет.

Решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в постановке на учет принимается постановлением Администрации города Кургана. Результатом административной процедуры является принятие решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в постановке на учет (абз. 2 п.37, п.39 Административного регламента).

Довод апелляционной жалобы о нарушении прав К-вых ., ., ., которые, по их мнению, в связи с утратой ФИО1  статуса вынужденного переселенца, будут включены в сводный список составом семьи 3 человека, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения спора доказательств нарушения прав истцов последними не представлено.

На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 17.04.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 , ФИО1 , ФИО1 , ФИО1  – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru