ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1884 от 02.09.2013 Ивановского областного суда (Ивановская область)

  Судья Сизова И.Ю. Дело № 33-1884

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 2 сентября 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе

 председательствующего Неупокоевой Л.В.,

 судей Акуловой Н.А., Рябцевой О.В.,

 при секретаре П.,

 заслушав в открытом судебном заседании по докладу Рябцевой О.В.

 дело по апелляционной жалобе городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области

 на решение Вичугского городского суда Ивановской области от 13 июня 2013г по заявлению Вичугского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011г. года № … (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 года № …),

 установила:

 Решением городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года №… утверждена Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга на 2012-2014 годы. Решением городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 №… в данное решение внесены изменения.

 Решение городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 №… опубликовано в Вестнике городского округа Вичуга от 11.10.2011 №1 и вступило в силу с 01.01.2012. Решение городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012г. №…. опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления городского округа Вичуга от 25.12.2012г. №19 и вступило в силу с момента принятия, т.е. с 20.12.2012.

 Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения городской Думы городского округа Вичуга от 29.09.2011 года № …. (в редакции решения городской Думы городского округа Вичуга от 20.12.2012 года № ….).

 Заявление мотивировано тем, что указанное решение принято городской Думой городского округа Вичуга с нарушением компетенции, предоставленной представительному органу власти. Принятие нормативно-правовых актов в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства отнесено к полномочиям исполнительного органа местного самоуправления.

 Решением суда заявление прокурора удовлетворено.

 С решением суда не согласна городская Дума городского округа Вичуга Ивановской области, считает, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, поэтому просит решение отменить.

 Выслушав представителей городской Думы городского округа Вичуга С.Е.А. и К.В.Н., поддержавших жалобу, представителя прокуратуры Ивановской области Х.А.П. и представителя администрации городского округа Вичуга Б.Р.М., возражавших на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст.2 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Согласно ст.11 того же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

 Понятие муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства приведено в ст.3 указанного Федерального закона. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - это нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

 В соответствии с п.4 ч.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

 Реализуя указанное полномочие, городская Дума городского округа Вичуга своим решением от 27.10.2011г. № … утвердила Комплексную программу социально- экономического развития г.о.Вичуга на 2011 - 2014 годы, которая включает в себя три основных направления: экономическое, социальное развитие, развитие жилищно-коммунального хозяйства. В рамках экономического развития выделяется развитие малого и среднего бизнеса.

 Однако, в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

 Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

 Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

 Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

 Анализ правовых норм, содержащихся в Программе, утвержденной решением городской Думы от 29.09.2011г., позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что эта программа не является Программой развития муниципального образования, так как регулирует определенные направления деятельности. По своей сути она является долгосрочной целевой   программой развития малого и среднего предпринимательства, предусматривает расходы бюджета по мероприятиям целевой программы, т.е. регулирует отношения по исполнению бюджета.

 Долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований и достижение конечных результатов. Целевые программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.

 Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что принятие оспариваемого прокурором нормативно-правового акта федеральным законодателем отнесено к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.

 Федеральным законом от 07.05.2013 года № 104-ФЗ изменена редакция статьи 179 БК РФ, в результате чего понятие «долгосрочная целевая программа», равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса РФ исключены.

 Между тем, положения ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) применяются к правоотношениям, возникающим при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение городской Думы от 29.09.2011г. принято с нарушением предоставленной представительному органу местного самоуправления компетенцией, в связи с чем является незаконным, противоречащим федеральному законодательству.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемая Программа является программой развития муниципального образования, судом первой инстанции обсуждались и признаны необоснованными, исходя из содержания утвержденной решением городской Думы от 29.09.2011г. Программы.

 Иные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании и применении приведенных выше норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными.

 Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, верно применил нормы материального права, в результате чего вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

 Нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судебная коллегия не усматривает.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

 Решение Вичугского городского суда Ивановской области от 13 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: