ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1885/17 от 05.06.2017 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Лобзова Л.В. Дело № 33-1885/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2017 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ватолиной Ю.А., Морозовой Л.С.,

при секретаре Путинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Романовой В.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Жуковского районного суда Калужской области от 22 марта 2017 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Жуковском районе о назначении досрочно страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛА:

10 мая 2016 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Жуковском районе Калужской области и, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение ответчика № 22 от 24 марта 2016 года, засчитать в специальный стаж периоды работы в качестве бортпроводника: с 11.09.2008 года по 31.12.2008 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 21 ч. 28 мин.), с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 612 ч. 16 мин.), с 01.01.2010 года по 09.06.2010 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 331 ч. 03 мин.), с 06.07.2010 года по 31.12.2010 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 367 ч. 30 мин.), с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 778 ч. 10 мин.), с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 671 ч. 55 мин.), с 01.01.2013 года по 17.04.2013 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 240 ч. 50 мин.), с 18.04.2013 года по 31.12.2013 года ООО «Ай Флай» (налет часов 518 ч. 16 мин.), с 01.01.2014 года по 17.04.2014 года ООО «Ай Флай» (налет часов 125 ч. 06 мин.), с 22.04.2014 года по 31.12.2014 года ЗАО «АК «Абакан-Авиа» (налет часов 487 ч. 57 мин.), с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года АО «Авиакомпании «Роял Флайт» (налет часов 600 ч. 55 мин.), с 01.01.2016 года по 29.02.2016 года АО «Авиакомпании «Роял Флайт» (налет часов 95 ч. 20 мин.), возложить обязанность по назначению пенсии с 15 марта 2016 года.

В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по старости досрочно за работу в летном составе гражданской авиации по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Жуковском районе Калужской области № 22 от 24 марта 2016 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии. Данный отказ истица считает незаконным.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Жуковском районе Калужской области Миклаш Е.С. исковые требования не признала.

Решением Жуковского районного суда Калужской области от 22 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.

Выслушав истицу ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в качестве бортпроводника с 11.09.2008 года по 31.12.2008 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 21 ч. 28 мин.), с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 612 ч. 16 мин.), с 01.01.2010 года по 09.06.2010 года ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (налет часов 331 ч. 03 мин.), с 06.07.2010 года по 31.12.2010 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 367 ч. 30 мин.), с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 778 ч. 10 мин.), с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 671 ч. 55 мин.), с 01.01.2013 года по 17.04.2013 года ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (налет часов 240 ч. 50 мин.), с 18.04.2013 года по 31.12.2013 года ООО «Ай Флай» (налет часов 518 ч. 16 мин.), с 01.01.2014 года по 17.04.2014 года ООО «Ай Флай» (налет часов 125 ч. 06 мин.), с 22.04.2014 года по 31.12.2014 года ЗАО «АК «Абакан-Авиа» (налет часов 487 ч. 57 мин.), с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года АО «Авиакомпании «Роял Флайт» (налет часов 600 ч. 55 мин.), с 01.01.2016 года по 29.02.2016 года АО «Авиакомпании «Роял Флайт» (налет часов 95 ч. 20 мин.).

Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Жуковском районе Калужской области с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Жуковском районе Калужской области № 22 от 24 марта 2016 года ФИО1 было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа, указано, что имеется страховой стаж - 10 лет 3 месяца 15 дней, специальный стаж по Списку № 1 - 6 лет 8 месяца 17 дней.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. было принято Постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.

Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у ФИО1 отсутствовал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Жуковского районного суда Калужской области от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: