Орловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №33-1911
Докладчик: Склярук С.А.
Судья: Тишаева Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей: Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.
с участием прокурора Агкацевой А.Ч.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Советского района г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г и включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла.
Обязать администрацию г.Орла совестно с МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого в Единый реестр муниципального имущества г. Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам которой принять решение о дальнейшем использовании дома»
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителей администрации г.Орла - Борисовой О.В., Итальянцевой Г.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения прокурора Агкацевой А.Ч., представителя Авериной Т.И. – Авериной М.С. и представителя управления государственного строительного надзора и жилищной инспекции Орловской области – Бабенко В.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г.Орла в интересах Авериной Т.И. и несовершеннолетнего Аверина О.В. обратился в суд с заявлением о принятии жилого дома в муниципальную собственность и проведении оценки соответствия дома установленным требованиям.
В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства по обращению Авериной Т.И., проживающей по адресу: по вопросу ненадлежащего технического состояния жилого дома, в котором она проживает. Проверкой было установлено, что после признания ТОО «Луневское» несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим в адрес администрации г.Орла были направлены уведомления о передаче муниципальному образованию 7-ми квартирного жилого дома, расположенного по адресу: . Однако указанный дом в муниципальную собственность принят не был, в связи с тем, что конкурсный управляющий не представил документы, подтверждающие регистрацию права собственности ООО «» на указанный дом. Затем Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла было издано распоряжение о принятии в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: на основании заявления УМИЗ администрации г.Орла в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о принятии на учет указанного жилого дома, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества. До настоящего времени дом в муниципальную собственность не принят, проверка технического состояния указанного жилого дома межведомственной комиссией не проведена. Указанный многоквартирный жилой дом находится в ненадлежащем техническом состоянии, поскольку в течение длительного времени не имеет управляющей организации, услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома жителям не оказываются. Проживание граждан в данном доме сопряжено с постоянной угрозой их жизни и здоровью, что было подтверждено проверкой, проведенной Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области по заключению которой жилой дом, расположенный по адресу: не соответствует требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение по пункту №10 раздела 2 Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.
С учетом уточнения заявленных требований, прокурор просил суд:
обязать администрацию г.Орла принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г по истечении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию г. Орла и МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» после включения на основании судебного решения в Единый реестр муниципального имущества г.Орла жилого дома , за счет бюджетных средств незамедлительно организовать проведение обследования жилого дома , по результатам которого принять решение о его дальнейшем использовании.
К участию в деле в качестве соответчиков судом были привлечены Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла и муниципальное казенное учреждение «Управление коммунального хозяйства г. Орла».
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит решение суда отменить, как незаконное.
Приводит доводы о том, что суд неправомерно обязал администрацию г.Орла принять многоквартирный жилой дом в муниципальную собственность, поскольку статья 225 ГК РФ, устанавливающая процедуру принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимости, является диспозитивной нормой и не обязывает, а только предоставляет право органу местного самоуправления, совершить действия по принятию таких объектов в муниципальную собственность.
Ссылается на то, что суд неправомерно обязанность по принятию в муниципальную собственность многоквартирного дома и включения его Единый реестр муниципального имущества г.Орла возложил на администрацию г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла, поскольку Управление муниципального имущества и землепользования является самостоятельным юридическим лицом.
Полагает, что суд неправомерно в решении сослался и на положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 №6-ФЗ, так как он утратил силу со дня вступления Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ и на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском уже не действовал.
Приводит довод о пропуске прокурором срока обращения в суд, в связи с тем, что Аверина Т.И., в интересах которой действовал прокурор при обращении в суд, знала о нарушенном праве с 2001 года, однако в суд с соответствующим заявлением по неустановленным причинам не обращалась.
Указывает, на незаконность вывода суда о возложении на администрацию г.Орла совместно с МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла», обязанности по проведению в течении двух месяцев, оценки соответствия жилого дома требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г., так как администрация г.Орла после принятия в собственность дома самостоятельно принимает решение о дальнейшем использовании муниципальной собственности. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено понятие «совместная обязанность».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах этих доводов законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из материалов дела усматривается, что Аверина Т.И. и ее несовершеннолетний сын Аверин О.В. зарегистрированы в квартире Указанный дом до 2000 года находился на балансе ТОО «».
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.02.2000 года ТОО «» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.( Т.1 л.д.8-13)
На момент признания ТОО «Луневское» на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (утратил силу со дня вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), статьей 104 которого предусматривалось, что жилищный фонд социального использования, подлежит передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, путем направления конкурсным управляющим соответствующему органу местного самоуправления уведомления об этом. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагалась на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим ТОО «Луневское» 19.01.2001г. и 27.09.2001г. в адрес администрации г.Орла были направлены уведомления о принятии в муниципальную собственность дома , в связи с тем, что указанный объект располагаются на территории муниципального образования Город Орел, а ТОО «Луневское» признано банкротом. (Т.1 л.д.13,16,17)
23.01.2001г. мэром г.Орла, вопреки приведенным выше требованиям ст.104 Федерального закона от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в адрес конкурсного управляющего ТОО «Луневское» было направлено письмо об отказе в принятии вышеуказанного многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность, в котором также конкурсному управляющему было предложено принять меры по сносу указанного дома, и приведении прилегающей территории в надлежащее состояние. (Т.1л.д.15)
В то же время, мэром г.Орла на основании ст.104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и решения Арбитражного суда Орловской области от 23.02.2000 года о признании ТОО «» банкротом было принято постановление № 2848 «О приеме в муниципальную собственность домов № 64 и № 66 по Московскому шоссе г. Орла», согласно которому указанные дома подлежали принятию в муниципальную собственность от конкурсного управляющего ТОО «Луневское» с инженерными сетями безвозмездно. (т.2 л.д.20).
Сведений об отмене данного постановления в материалах гражданского дела не имеется.
и.о. начальника Управления муниципального имущества и землепользования г. Орла ФИО9 было издано распоряжение № 607 «О принятии в муниципальную собственность жилого дома (Т.1 л.д.27)
Вместе с тем, судом было бесспорно установлено, что постановление мэра г. Орла от 12.11.2001 года № 2848 исполнено не было и дом № 64 не принят в муниципальную собственность, так как в реестр муниципального имущества не включен.
Дом в Реестре государственной собственности Орловской области, Реестрах федерального имущества и муниципального имущества г. Орла не значится, право собственности на квартиры в указанном доме ни за кем не зарегистрировано.
При этом на основании заявления администрации г. Орла 21.06.2011 года жилой дом был принят на учет Управлением Росреестра по Орловской области как бесхозяйный объект недвижимости.(Т.1. л.д.28)
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами и не оспаривались сторонами.
Учитывая вышеизложенное, суд, установив, что дом », который находился на балансе ТОО «Луневское», относится к жилищному фонду социального использования, однако администрация г.Орла уклоняется от принятия его в муниципальную собственность, правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав ответчиков совершить установленные законом действия и принять данный дом в муниципальную собственность в течение месяца со дня вступления решения в силу.
Кроме того, прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, заявлял требования об обязании проведения обследования жилого дома и принятии решения о его дальнейшем использовании.
Согласно п.2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящим Положениям требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
В соответствии с техническим паспортом на дом он представляет собой одноэтажное шлакоблочное строение с деревянными перекрытиями, с печным отоплением общей площадью 190, 5 кв.м., включает в себя 5 квартир.
Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области по поручению прокуратуры Советского района г. Орла было проведено визуальное обследование строительных конструкций и конструктивных элементов дома по результатам которого составлено заключение , согласно которому при обследовании дома были выявлены многочисленные деформации фундамента, стен, несущих конструкций, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В соответствии с выводами обследования жилой дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно п. 10 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
Постановлением администрации г. Орла от 10.04.2006 года № 149 «О создании Орловской городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утверждены состав Орловской городской межведомственной комиссии и Положение, в соответствии с которым Орловская городская межведомственная комиссия создана при администрации г. Орла для организации деятельности для оценки и принятия решений на основании оценки о признании: помещения жилым помещением; жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
27.04.2012г. Орловской городской межведомственной комиссией была проведена оценка технического состояния указанного дома, однако процедура оценки не была завершена в связи с отсутствием заключения специализированной организации, проводящей обследование дома.
В судебном заседании представитель администрации г.Орла ФИО10, являющаяся членом Орловской городской межведомственной комиссии, суду пояснила, что межведомственная комиссия не имеет статуса самостоятельного юридического лица и может принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу только на основании заключения специализированной организации, то есть проектной организации, имеющей доступ к проведению обследования.
Учитывая необходимость проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией за счет средств бюджета муниципального образования, суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию г.Орла и МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла», созданного с целью осуществления управленческих функций в сфере обеспечения функционирования коммунального хозяйства г.Орла, обязанности по проведению оценки соответствия спорного жилого дома требованиям, установленным действующим законодательством для жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не усматривается, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены полно.
В апелляционной жалобе ответчика и не приведено доказательств о неправильном определении судом юридически значимых обстоятельств, влекущих отмену решения суда.
Вместе с тем, суд, правильно разрешив спор по существу, ошибочно в резолютивной части решения указал, что обязанность по принятию в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, следует возложить на администрацию г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, а обязанность по организации проведения оценки соответствия данного жилого дома установленным требованиям – на администрацию г.Орла совестно с МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла», тогда как Управление муниципального имущества и администрации г. Орла и МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» являются самостоятельными юридическими лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в пределах своей компетенции.
В связи с этим, судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в новой редакции об обязании администрации г.Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: и включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла, а также об обязании администрации г.Орла и МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого дома в Единый реестр муниципального имущества г. Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома установленным требованиям.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года в следующей редакции:
«Исковое заявление прокурора Советского района г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла.
Обязать администрацию г.Орла, МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого дома в Единый реестр муниципального имущества г.Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам которой принять решение о дальнейшем использовании дома».
Председательствующий: судья
Судьи