ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1920 от 26.06.2012 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

                                                                                    Верховный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья  Гаджиев Д.А.

Дело № 33- 1920/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   26 июня 2012 года г. Махачкала, РД

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Августиной И.Д.

судей Устаевой Н.Х. и Омарова Х.М.,

при секретаре Гавриленковой С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика по делу ФИО1 на решение Дербентского городского суда от 19 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации городского округа «город Дербент» удовлетворить.

Признать недействительными: постановления администрации городского округа «город Дербент» от  № «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собст­венность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от  №, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и ФИО1; решение о присвоение кадастрового номера №:№ и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя ФИО1 от  и запись регистрации №.

Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от , по вступлении решения суда в законную силу отменить».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения представителя Администрации ГО «город Дербент» по доверенности ФИО2, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к ФИО1 и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: по­становления администрации городского округа «город Дербент» от  № «О предос­тавлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строи­тельства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; договора о безвозмездном предоставле­нии в собственность земельного участка от  №, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и ФИО1; решения о присвоении кадастрового номера № и кадастрового паспорта; свидетельства о государствен­ной регистрации права собственности на имя ФИО1 от  и записи регистрации №.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа «город Дербент» от  № «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания инди­видуальных жилых домов» в собственность ФИО1 на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № <...> район ЦРБ. На основании указанного постановления администра­ции городского округа «город Дербент» между ФИО1 и комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в соб­ственность земельного участка от  №. На основании указанных документов состав­лен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку №. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности ФИО1 за­регистрировано право собственности на земельный участок от  №. Считает, что предоставление ФИО1 земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.

Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29 декабря 2003 N 45 и т.д. предоставле­ние гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регла­ментируется ЗК РФ и иными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами мест­ного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, нахо­дящимися в муниципальной собственности. В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление зе­мельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных уча­стков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации. В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собст­венности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земель­ный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жи­лья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства зе­мельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органа­ми местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муници­пальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживаю­щие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие пра­во на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строи­тельства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным ли­цам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предостав­ления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначен­ные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земель­ного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д. Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом но­мере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномо­ченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государст­венный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предостав­ления земельного участка в собственность бесплатно. При этом предоставление земельных участ­ков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установ­ленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответ­ствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предостав­ления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложе­нием необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутст­вие у этого лица жилого помещения или земельного участка. При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жи­лых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участ­ка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необхо­димо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

Однако, при предоставлении спорного земельного участка ФИО1 изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ФИО1 вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст.32 Закона РД «О земле»). Кроме того, ФИО1 на учете в администрации г.Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течении нескольких дней и с нарушением очередности.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, спор­ный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно ФИО1 без выполне­ния в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нару­шение установленного законом порядка.

Обстоятельства нарушения порядка предоставления зе­мельного участка в собственность ФИО1 подтверждается и правовой позицией Конститу­ционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-O-O, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления зе­мельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на полу­чение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Кроме того, спорный земельный участок предоставлен ФИО1 бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреа­ционных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана го­рода Дербента. Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответ­ствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отне­сенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничива­ются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные уча­стки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных тер­риторий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назна­чения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых при­родных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК. ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 07.12.1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), кото­рым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанав­ливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечеб­ных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных це­лях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербай­джанской ССР. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 уста­новлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правитель­ство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны ку­рорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охра­няемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта оп­ределяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проекти­руемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государст­венной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Сове­та РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в состав РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г.   33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях) и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

В администрации города Дербента отсутствуют какие - либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение ФИО1 установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечены равные права на доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениям администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.

Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиции согласно которой, в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлений органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимым и, в таком случае, следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и, соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, то ими в рамках настоящего искового заявления ставится вопрос и о призна­нии постановления администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2010г. № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещение строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», недействительным.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого при­знания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтож­ной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить та­кие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недей­ствительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определе­нии от 16 июля 2009 года № 738-0-0, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требо­вание о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участни­ков гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.

Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исхо­дит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образова­ния городской округ «город Дербент».

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законода­тельством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспа­риваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заяв­лением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит удовлетворить требования в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда по следующим основаниям.

Законодателем установлены основания возникновения прав на землю. Заключенный с ним договор не изменен и не расторгнут.

Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных п. 2 ст. 452 РК РФ (постановление Пленума ВС РФ и   ВАС РФ от 01 июля 2996 г. N» 6/8).

Предусмотренные вышеуказанными статьями требования

администрацией (или комитетом по управлению имуществом) не соблюдены.

Такой позиции при рассмотрении споров относительно состоявшихся (совершенных) сделок придерживается Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (постановление от 4 мая 2009 г. по делу № ). В частности, в постановлении суда указано: «...что при наличии зарегистрированного договора администрация не вправе в порядке самоконтроля отменять постановление, на основании которого сторонами заключён договор, поскольку правоотношения возникли па законных основаниях и не могут быть прекращены в одностороннем порядке органом местного самоуправления путём издания ненормативного правового акта об отмене ранее принятого акта муниципального органа...». Как видно, Арбитражный суд руководствовался ст. ст. 450-452 ГК РФ.

На основании постановления бывшего главы администрации от 2009-10 гг. сторонами заключён договор о предоставлении участка земли в его собственность, который зарегистрирован в установленном порядке, а, следовательно, публично – правовые отношения по предоставлению земель прекратились, т.е. административный акт исполнен, а между сторонами возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорными участками, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках. Отсюда, рассмотрение вопроса о правомерности предоставления гражданам земельных участков возможно лишь при проверке существующего основания владения, законность которой не должна оцениваться судами в рамках данного процесса.

В деле не имеется градостроительной документации. Имеющийся в деле генплан от 2003 г. не отвечает требованиям, предъявляемым к нему Гp.К РФ. В нём не только не обозначены рекреационные, зеленые, курортные зоны - территории, но и как градостроительная документация любого вида не прошла государственную экологическую экспертизу.


Обязательным условием для утверждения градостроительной
документации любого вида является её согласование с
соответствующими органами санитарно – эпидемиологического надзора, утверждение документации в представительном органе местного самоуправления, опубликование решения о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации (ст. ст. 18 и 28 Кодекса).

Что касается утверждения об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения, то суду, как доказательство,  представлено постановление Совмина РСФСР от 10 февраля 1977 г. № 105, согласно которому г. Дербент к курортам республиканского значения не относится. К курортам республиканского значения в Дагестанской АССР относятся: Махачкалинское, Манасское, Каякентское и Самурское взморье в соответствии с постановлением Совмина РСФСР  от 06 января 1971 г. № 11

На основе Правил землепользования и застройки города (района) устанавливается градостроительный регламент  для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития. Этого регламента, у администрации также не имеется и в деле его нет. О какой градостроительной документации может идти речь, если не имеются у города вышеуказанные документы?

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что при предоставлении земельного участка ФИО1 постановлением от 02 апреля 2010 года и при получении последующих документов допущены грубые нарушения норм действующего земельного законодательства.

Так, в соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юриди­ческих лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоян­но проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обес­печенный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местно­го самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подле­жат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образова­ния городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собствен­ность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Респуб­лики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее за­явление на имя главы администрации города Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указан­ным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервиро­ванных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для инди­видуального жилищного строительства земельных участков администрации города Дербента не­обходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию та­ких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федера­ции; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспот-ребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к исполь­зованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспе­чить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бес­платного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадаст­ровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территори­ального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастро­вый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложе­нием необходимых документов.

К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жило­го помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством нали­чие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющим земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необхо­димо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.

Судом установлено, что при предоставлении спорного земельного участка ФИО1 изложенные требо­вания закона не были соблюдены.

Установлено также то, что ответчик на учете в администрации г. Дербента в качестве нуж­дающегося в жилом помещении не состоял, что спорный земельный участок предоставлен ему в течение нескольких дней со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления зе­мельных участков гражданам.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требова­ния ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заяв­ления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участ­ка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двух­недельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г.Дербента постановления о предоставлении земельного участ­ка.

Так, кадастровый паспорт на предоставленный ФИО1 земельный участок от .

Указанное обстоятельство также подтверждает, что спорный земельный участок был пре­доставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного ка­дастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Также спорный земельный участок предоставлен ФИО1 бесплатно и в наруше­ние требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, пра­вил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к зем­лям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объек­тами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обо­роте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного на­значения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными зако­нами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняе­мых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница пер­вой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не ме­нее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования терри­торий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хо­зяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресур­сов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. № 105 «Об отнесении побере­жья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополне­ние к Постановлению СМ РСФСР от 06 января 1971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993г. №498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР при­меняются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа сани­тарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны дан­ного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27 мая 1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установлен­ном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Сове­та РФ от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территори­ях» и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курор­тах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципаль­ного имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Судом первой инстанции исследован генеральный план города Дер­бента, утвержденный в 2003 г., и установлено, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дер­бента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в гра­ницах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов ме­стного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администра­цией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.

С учетом изложенного, а также положений п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ, договор о без­возмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмот­ренным ст. 168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст. 166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Тщательно исследовав представленные доказательства, судом первой инстанции установлено, что предоставление земельного участка ФИО1 было осуществлено в нару­шение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администра­цией г.Дербента в собственность ФИО1, так как расположен в пределах территории рекреа­ционного назначения, постановление администрации г. Дербента о предоставлении этого земель­ного участка является незаконным.

С учетом изложенного, по доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дербентского городского суда от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Августина И.Д.

Судьи: Устаева Н.Х.

Омаров Х.М.