ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1950/11 от 27.07.2011 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Ивашурова С.В.                                                   Дело № ГК 33-1950/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2011 года                                                                           город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Федорова А.М.,

судей Сычева Ю.В. и Самохина Ю.Н.,

при секретаре Исабеговой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Сычева Ю.В. дело по  кассационным жалобам Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области, Е. на решение Калужского районного суда Калужской области от 15 апреля 2011 года по заявлению И. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,  

УСТАНОВИЛА:

28 сентября 2010 года И. обратился с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, уточнив впоследствии требования, просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от 16 сентября 2010 года  о расчете задолженности по алиментам; постановление от 18 октября 2010 года о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о расчете задолженности по исполнительному производству № «…» о взыскании с него алиментов на содержание сына А. В обоснование заявленных требований И. указал, что алименты бывшей супруге уплачивает в добровольном порядке, задолженность по алиментам рассчитана не верно, в постановлении завышен размер задолженности по алиментам, поскольку в состав дохода, с которого подлежат взысканию алименты, необоснованно включены денежные средства, получаемые им в качестве возмещения затрат на осуществление депутатской деятельности.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области ФИО1, судебный пристав-исполнитель К. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на обоснованность оспариваемых  постановлений.

Заинтересованное лицо Е. в судебное заседание не явилась, её представитель по доверенности ФИО2 возражал против заявленных требований.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 апреля 2011 года постановлено: заявление И. удовлетворить частично. Обязать судебного пристава-исполнителя произвести перерасчет размера задолженности по алиментам за период с августа 2007 года по сентябрь 2010 года с учетом уплаченных алиментов за август 2007 года по квитанции от 23 августа 2007 года и без учета компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий. В удовлетворении остальной части требований И. отказать.   

В кассационных жалобах Е., Управление Федеральной службы судебных приставов по Калужской области, не согласные с выводом суда о том, что расчет задолженности по алиментам за спорный период подлежит перерасчету  без учета полученной заявителем компенсации затрат, связанных с осуществлением депутатских полномочий, считая его противоречащим действующему законодательству и не нашедшему подтверждения, просили отменить решение суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах и в письменных возражениях на них,  выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области ФИО3, Е. и ее представителя ФИО2, поддержавших кассационные жалобы, И., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.

Согласно части 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием).

Статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.

         Перечень  видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841.

В соответствии с подпунктом  «б» пункта 1 названного Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе с денежного содержания (вознаграждения) и иных выплат, начисленных за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления  могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (п.5).

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.5.1).

Из дела видно, что 17 января 2007 года мировым судьёй судебного участка № 8 города Калуги выдан судебный приказ о взыскании с И. в пользу В. алиментов на содержание сына А., «…» года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка, ежемесячно, начиная с 16 января 2007 года и до совершеннолетия этого ребенка (л.д.15).

23 августа 2010 года судебным приставом-исполнителем на основании судебного приказа по заявлению взыскателем Е. (В.) было возбуждено исполнительное производство № «…» (л.д.19).

16 сентября 2010 года  в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об определении И. задолженности по алиментам по состоянию на 1 сентября 2010 года в размере «…»  рубля и  об удержании в погашение образовавшейся задолженности 70% заработка, а после погашения задолженности – 25% заработка (л.д.18,20).

18 октября 2010 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о внесении изменений  в постановление о расчёте задолженности по алиментам, задолженность определена в размере «…» рубля.

При определении задолженности приставом-исполнителем была учтена заработная плата должника по месту работы в ООО «…», а также денежные средства, на основании справок формы 2 НДФЛ, полученные И. в связи с осуществлением депутатской деятельности в Городской Думе города Калуги.

Установлено, что И. является депутатом Городской Думы на непостоянной (неосвобождённой) основе, имея иное место работы, в трудовых отношениях с Думой не состоял, заработную плату не получал (л.д.95).

Из  дела видно, что в период осуществления депутатских полномочий И. ежемесячно получал денежную компенсацию, как  установлено судом, эти денежные средства расходовались на услуги связи, канцелярские принадлежности, почтовые расходы, транспортные услуги, представительские расходы, отчет об использовании которых депутатами Думы не составлялся.

Согласно информации городской Думы города Калуги, в настоящее время в городской Думе г.Калуге разрабатывается правовой акт, определяющий виды расходов, связанных с депутатской деятельностью, а также устанавливающий порядок выплаты возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата городской Думы г.Калуги и отчетности депутатов в связи с получением за счет средств бюджета МО «Город Калуга» денежных средств за возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата (л.д.238).

Возможность выплаты депутатам Думы из средств бюджета Калуги компенсации затрат, связанных с осуществлением депутатских полномочий, предусмотрена Уставом муниципального образования «Город Калуга» (статьей 30 Устава в редакции от 11.07.2007 года, частью 9 статьи 28 Устава в редакции от 08.07.2009 года, частью 11 статьи 30 Устава в редакции от 14.10.2009 года).

Постановлением городской Думы г.Калуги от 26 декабря 2000 года № 318 (ред.от 23.03.2011)  «Об определении должностных окладов и средств на выплату премий, надбавок и оказание материальной помощи работникам и выборным должностным лицам органов местного самоуправления муниципального образования «Город Калуга» установлены размеры возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата городской Думы города Калуги (п.3). 

С учетом установленных обстоятельств, вышеприведенных положений нормативно-правовых актов, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные компенсационные выплаты  не являются видом заработной платы либо доходом заявителя, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка.

Исходя из этого, обоснованно возложил на судебного пристава-исполнителя обязанность произвести перерасчет размера задолженности по алиментам за спорный период без учета компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана правильная оценка представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, постановленное решение соответствует требованиям закона.

Кассационные жалоба не содержат основанных на доказательствах доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о наличии оснований для отмены либо измененения решения.

Процессуальные нарушения, влекущие отмену решения суда, при разбирательстве по делу не допущены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 347 (часть 1), 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                               ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда  Калужской области от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области, Е. – без удовлетворения.

Председательствующий: 

Судьи: