АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Иванова Е.А. Дело № 33-1956/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 27 июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Спрыгиной О.Б., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мальмановой Э.К. дело по апелляционной жалобе администрации МО «Волжский сельсовет» на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 9 апреля 2012 года по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Волжский сельсовет» Наримановского района Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Волжский сельсовет» незаконными и понуждении к принятию мер по постановке на учет автомобильных дорог, расположенных по улицам ***, и по улицам ***, обратившись в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено отсутствие перечисленных выше дорог на балансе МО «Волжский сельсовет». Дороги являются бесхозяйными. В соответствии с гражданским законодательством муниципальное образование обязано поставить на учет в регистрационном органе указанные дороги, собственники которых не установлены, для последующего решения вопроса о передаче дорог хозяйствующему субъекту или взятии их на баланс муниципальным образованием. Однако администрация муниципального образования данные требования закона не выполняет, что может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций. В связи с отсутствием собственника дорог и бездействием администрации по постановке дорог на учет, контроль за состоянием дорог никем не осуществляется, меры по обеспечению безопасности не принимаются. В связи с этим прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования по непринятию мер к постановке на учет автомобильных дорог в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, незаконным и обязать администрацию муниципального образования принять указанные меры.
В судебном заседании помощник прокурора Наримановского района Астраханской области Иванов А.Д. требования заявления поддержал.
Представитель администрации МО «Волжский сельсовет» Байдулов М.З. признал требования прокурора.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 9 апреля 2012 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация МО «Волжский сельсовет» ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку суд допустил нарушения норм материального права. Дороги их муниципалитета не являются автомобильными, а относятся к грунтовым проселочным.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации МО «Волжский сельсовет» Бутаковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Остроухову Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Наримановского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории администрации МО «Волжский сельсовет», в ходе которой выявлено наличие бесхозяйных дорог и непринятие мер по их постановке на учет в соответствующем регистрирующем органе.
Отсутствие вышеуказанных автомобильных дорог на балансе МО «Волжский сельсовет» представителем администрации муниципалитета в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно спискам дорог муниципального значения, находящихся в границах МО «Волжский сельсовет», проходящих по улицам *** (л.д. ***), перечисленные автомобильные дороги являются дорогами муниципального значения.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация муниципального образования не предпринимала мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет автомобильных дорог, находящихся на их территории.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Установив факт наличия бесхозяйных автомобильных дорог и непринятия мер по их постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с учетом наличия у администрации муниципального образования предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов поселений, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дороги на улицах МО «Волжский сельсовет» являются грунтовыми проселочными, но не автомобильными, не основаны на законе, поскольку противоречат положениям Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Само по себе понятие дорога подразумевает движение по ней транспорта, в том числе и автомобильного.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 9 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Волжский сельсовет – без удовлетворения.