Тульский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тульский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
стр.13
Дело № 33-2002 судья Сеничева А.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 августа 2012 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей: Кабанова О.Ю., Селищева В.В.,
при секретаре Лукьяненко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2012 года по делу по иску ФИО1 к Правительству Тульской области, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области, Министерству финансов Тульской области об обязании выплатить материальную помощь в 2012 году в полном объеме и доплатить часть компенсации при увольнении, взыскании процентов за нарушение сроков выплаты.
Заслушав доклад судьи Бугакова О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он замещал различные должности государственной гражданской службы Тульской области в Департаменте социального развития Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ обратился к губернатору Тульской области с заявлением о выплате ему материальной помощи в размере оклада денежного содержания. Указанное заявление было получено Правительством Тульской области ДД.ММ.ГГГГ
Полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ у ответчика возникла обязанность по выплате ему материальной помощи в размере оклада денежного содержания в полном объеме за полный 2012 год на основании п. 4.2 Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и подразделений аппарата администрации Тульской области, утвержденного постановлением губернатора Тульской области № 71-пг от 21.12.2005 г.
Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил письменный отказ в выплате со ссылкой на п. 4.5 Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденного указом губернатора Тульской области № 2 от 20.01.2012 г., из которого следует, что выплата материальной помощи производится пропорционально отработанному времени в 2012 году, и ему была выплачена материальная помощь в сумме рублей.
Полагая, что новое Положение о дополнительных выплатах не распространяется на возникшие правоотношения, поскольку он обратился с заявлением о выплате материальной помощи ранее вступления его в силу, считает, что ему причитается выплата материальной помощи в полном объеме независимо от фактически отработанного им времени в 2012 году.
Кроме того при расчете компенсации при увольнении в состав выплаченной ему суммы должна быть включена сумма материальной помощи в полном объеме.
С учетом изложенного и уточненных исковых требований просил обязать Правительство Тульской области выплатить ему материальную помощь в 2012 году в полном объеме в размере руб., взыскать с Правительства Тульской области проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ за нарушение сроков выплаты указанной материальной помощи в сумме руб., обязать Правительство Тульской области доплатить часть компенсации при увольнении в сумме руб., взыскать с Правительства Тульской области проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении руб.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал уточненные исковые требования и просил удовлетворить по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Представитель ответчика – Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Тульской области.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований, заявленных ФИО1
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, возражения представителей Правительства Тульской области по доверенности ФИО4, Министерства финансов Тульской области по доверенности ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был назначен на должность государственной гражданской службы Тульской области - заместителя начальника отдела правовой работы департамента социального развития Тульской области с должностным окладом рублей.
Приказом Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО1 расторгнут служебный контракт и он уволен с государственной гражданской службы Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной ч.9 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В период работы ФИО1 обратился к губернатору Тульской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ему материальной помощи в размере оклада денежного содержания, направив его по почте.
Согласно штампу входящей корреспонденции указанное заявление было зарегистрировано в Правительстве Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем нанимателя - первым заместителем губернатора Тульской области - руководителем аппарата Правительства Тульской области - начальником главного управления государственной службы и кадров ФИО11 указанное заявление было распределено для подготовки ответа заместителю начальника главного управления службы и кадров ФИО10, которая подготовила письмо от ДД.ММ.ГГГГ
Из содержания письма следует, что согласно п. 4.5 Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденного указом губернатора Тульской области № 2 от 20.01.2012 года, выплата материальной помощи производится пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.
ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя ФИО11 приняла решение о выплате ФИО1 материальной помощи пропорционально отработанному им времени в 2012 году.
Одновременно ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Правительством Тульской области был направлен письменный ответ на его заявление о выплате материальной помощи в 2012 году.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом социального развития Тульской области ФИО1 была перечислена материальная помощь за 2012 год в размере руб. коп. на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Для расчета указанной выплаты был учтен должностной оклад истца по занимаемой перед увольнением должности в размере руб., оклад за классный чин в сумме руб., количество календарных дней, отработанных в 2012 году (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 39 дней).
Кроме того, при увольнении ФИО1 была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере руб. коп., что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетом и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные ФИО1 требования об обязании Правительства Тульской области выплатить материальную помощь в полном объеме и взыскании процентов за нарушение сроков ее выплаты в порядке ст. 236 ТК РФ, суд исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам подпункт 6 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ относит, в том числе, материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 8 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Аналогичные нормы содержатся в законах Тульской области от 31 октября 2005 года № 623-ЗТО «О государственной гражданской службе Тульской области» и от 31 октября 2005 года № 622-ЗТО «Об оплате труда гражданских служащих Тульской области».
Определение размеров и условий оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных законом (ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
С учетом положений указанного законодательства Российской Федерации и Тульской области 21.12.2005 г. постановлением губернатора Тульской области № 71-пг было утверждено Положение о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и подразделений аппарата администрации Тульской области (далее - Положение о дополнительных выплатах).
Пунктом 4.2 Положения о дополнительных выплатах было предусмотрено, что в целях оказания социальной поддержки гражданскому служащему по его заявлению, подаваемому представителю нанимателя, выплачивается материальная помощь в размере оклада денежного содержания.
Исходя из того, что выплата материальной помощи производится по заявлению гражданского служащего, им определяется лишь период, в котором он желает получить данную помощь.
Судом также установлено, что в апреле года истец получал такую материальную помощь, что подтверждено справкой Департамента социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № и истцом не оспаривалось.
Следует учесть, что срок рассмотрения представителем нанимателя заявления гражданского служащего вышеназванным Положением о дополнительных выплатах не был установлен.
Указом губернатора Тульской области от 20.01.2012 г. № 2 «О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области» Положение о дополнительных выплатах было признано утратившим силу.
Указ губернатора Тульской области от 20.01.2012 года № 2 вступил в силу со дня его подписания, то есть 20.01.2012 года (пункт 3 Указа).
Пунктом 4.5 Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденного указом губернатора Тульской области от 20.01.2012 г. № 2, предусмотрено, что в случае увольнения гражданского служащего материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.
Заявление ФИО1 было рассмотрено представителем нанимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается направленным ему первым заместителем губернатора Тульской области - руководителем аппарата правительства Тульской области - начальником главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области ФИО11 письмом о рассмотрении его заявления относительно выплаты материальной помощи.
При этом ФИО1 было сообщено, что в связи с сокращением занимаемой им должности и его отказом от предложенных для замещения иных должностей государственной гражданской службы, с ДД.ММ.ГГГГ планируется его увольнение, в связи с чем ему будет выплачена материальная помощь пропорционально времени, отработанному в 2012 году.
Приказом первого заместителя губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был уволен с государственной гражданской службы Тульской области ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тульской области, с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной частью 9 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных данным Кодексом, согласно которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 85 БК РФ).
Отказывая ФИО1 в удовлетворении его исковых требований, суд первой инстанции принял во внимание требования Бюджетного кодекса РФ, законодательства о государственных гражданских служащих, а также то обстоятельство, что на дату рассмотрения заявления ФИО1 вступило в силу Положение о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Тульской области и аппарата правительства Тульской области, утвержденное указом губернатора Тульской области от 20.01.2012 года № 2, в связи с чем не усмотрел оснований для выплаты ему материальной помощи из бюджета Тульской области в полном объеме за 2012 год, то есть за период, в котором он уже не является гражданским служащим Тульской области.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Указ губернатора Тульской области от 20.01.2012 года № 2 вступил в силу со дня его подписания, то есть 20.01.2012 г. (пункт 3 Указа).
В силу ст.12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Учитывая, что Федеральный закон № 79-ФЗ не содержит положений, определяющих дату вступления в силу нормативного акта, регулирующего отношения, связанный с государственной гражданской службой, принимая во внимание разъяснения, данные в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в данном случае подлежат применению вышеуказанные нормы Трудового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, указ губернатора Тульской области от 20.01.2012 г. № 2 не может быть применен к правоотношениям по выплате материальной помощи по заявлению истца ФИО1, поступившему к работодателю ДД.ММ.ГГГГ, поскольку эти правоотношения возникли до его вступления в силу.
Разрешение заявления ФИО1 о выплате материальной помощи в период, когда уже действовал указ от 20.01.2012 г. в данном случае не имеет правового значения.
Таким образом, ФИО1 должна была быть выплачена материальная помощь в соответствии с пунктом 4.2 Положения о дополнительных выплатах от 21.12.2005 г. № 71-пг, при этом судебная коллегия учитывает, что это положение не предусматривало какого-либо ограничения при определении размера материальной помощи, а необходимым условием выплаты является лишь подача работником письменного заявления.
Размер недоплаты материальной помощи составляет сумму в размере руб. коп. ( руб. (оклад денежного содержания) – руб. (сумма выплаченной материальной помощи) = руб. коп).
Представленный истцом ФИО1 расчет суммы недоплаты не может быть принят во внимание, поскольку не основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Учитывая указанные требования закона, в пользу ФИО1 должна быть взыскана денежная компенсация в размере руб. коп. ( : 300х 8% х 96 дней просрочки = ).
При этом судебная коллегия считает необходимым просрочку выплаты определить с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Положение о дополнительных выплатах от 21.12.2005 г. № 71-пг не предусматривает временной период выплаты материальной помощи по заявлению работника, осуществление выплаты указанной помощи ДД.ММ.ГГГГ не противоречит действующему законодательству.
Разрешая заявленные требования об обязании Правительства Тульской области доплатить часть компенсации при увольнении и взыскании процентов за нарушение сроков ее выплаты в порядке ст. 236 ТК РФ суд исходил из следующего.
Объем выплат, причитающихся гражданскому служащему при его увольнении, определен специальным законодательством, регулирующим вопросы оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Указанная компенсация была выплачена ФИО1 при увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности в департаменте социального развития Тульской области.
На основании п.5 Постановления администрации Тульской области от 29 июля 2008 года № 406 «Об утверждении порядка исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Тульской области» в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящего Порядка, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада месячного денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящего Порядка, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящего Порядка дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Поскольку материальная помощь была выплачена ФИО1 при увольнении, что не противоречит действующему законодательству, то с учетом вышеприведенной правовой нормы в расчетный период для определения размера компенсации при увольнении, в том числе и с учетом размера определенной судом суммы недоплаты, она включению не подлежит.
Доводы жалобы не опровергают указанных мотивированных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 об обязании выплатить материальную помощь в 2012 году, принять по делу в указанной части новое решение, которым взыскать с Правительства Тульской области, как работодателя, в пользу ФИО1 материальную помощь в размере руб. коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты материальной помощи в размере руб. коп., а всего руб. коп., в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 об обязании выплатить материальную помощь в 2012 году, принять по делу в указанной части новое решение, которым взыскать с Правительства Тульской области в пользу ФИО1 материальную помощь в размере руб. коп., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты материальной помощи в размере руб. коп., а всего руб. коп., в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи