Верховный Суд Республики Калмыкия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Цыкалова Н.А. Дело № 33-2010/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 октября 2012 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Каткаеве Ч.Ц.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артаева С.И. к Мэрии г. Элисты, Комитету по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа во включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, городской целевой программы «Молодой семье г. Элисты–доступное жилье» на 2007-2012 годы и возложении обязанности по восстановлению в списке молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по апелляционной жалобе Артаева С.И. на решение Элистинского городского суда от 03 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, объяснения Артаева С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Комитета по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты Синкеева Т.Э, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Артаев С.И. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Постановлением Мэрии г. Элисты от 23 июня 2010 года он с составом семьи 3 человека: он, его супруга и их сын, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Порядком ведения учета молодых семей в рамках городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на период 2008-2012 годы, утвержденным постановлением Правительства РК от 19 августа 2008г. № 292. 01 февраля 2011г. он подал заявление на имя председателя Комитета по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты (далее-Комитет) о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (далее-ФЦП) на 2002-2010 годы его молодую семью составом 4 человека: он, супруга, сын, дочь. 15 февраля 2011 года решением Комиссии по реализации городской целевой программы «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» на 2007-2012г. (далее-Комиссия, ГЦП) его семья включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее-Подпрограмма) ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. 10 апреля 2012г. он получил уведомление о том, что 27 марта 2012 года на заседании Комиссии принято решение об отказе в признании его молодой семьи участницей Подпрограммы ФЦП, ГЦП в связи с тем, что его возраст превысил 35 лет. Согласно письму Мэрии г. Элисты от 04 мая 2012 года в списке молодых семей – участников Подпрограммы ФЦП, ГЦП, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, его семья состоит под порядковым номером 432.
Считает, что по п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты. Поскольку на момент принятия решения о включении его молодой семьи в список участников указанной подпрограммы его семья соответствовала всем требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, то исключение его семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году является незаконным.
Просил признать незаконным отказ во включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, ГЦП «Молодой семье г. Элисты–доступное жилье» на 2007-2012 годы; возложить на Мэрию г. Элисты в лице Комитета по делам молодежи, спорта Мэрии г. Элисты обязанность вынести решение о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, ГЦП «Молодой семье г. Элисты–доступное жилье» на 2007-2012 годы и восстановлении его семьи в списке молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
В уточненных исковых требованиях Артаев просил возложить на Мэрию г. Элисты обязанность вынести решение о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, ГЦП «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы и восстановлении его семьи в списке молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
В судебном заседании Артаев полностью поддержал свои исковые требования.
Представитель ответчика – Комитета по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты Синкеев Т.Э. иск не признал, пояснив, что 27 марта 2012 года Артаеву отказано во включении его семьи в список молодых семей – участников подпрограммы на планируемый 2013 год, в связи с несоблюдением п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья), в частности, возраст Артаева на момент формирования списка превышает 35 лет.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – Мэрии г. Элисты, извещенного о слушании дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – Комиссии по реализации городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» Акугинова Т.В. иск не признала. Пояснила, что в силу п. 20 указанных Правил список молодых семей участников подпрограммы формируется ежегодно в хронологической последовательности – по дате принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы до 01 сентября года, предшествующего планируемому, при этом молодая семья признается участником подпрограммы только на один планируемый год, для последующего участия в подпрограмме молодая семья должна ежегодно подавать документы и соответствовать требованиям, указанным в п. 6 Правил.
Решением Элистинского городского суда от 03 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований Артаева С.И. к Мэрии г. Элисты, Комитету по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа во включении Артаева С.И. и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы, городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы, признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы, городской целевой программы «Молодой семье города Элисты – доступное жилье» на 2007-2012 годы, и возложении обязанности по восстановлению в списке молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Вывод суда о том, что молодая семья признается участником программы только на один планируемый год, и что для последующего участия в подпрограмме молодая семья должна ежегодно подавать документы, основан на неправильном толковании закона судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 « О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1-6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Согласно Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая определенным условиям, одним из которых является возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не превышающий 35 лет.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Право молодой семьи – участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Выдача такого свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (пункты 3, 4, 5).
Из материалов дела видно, что истец ФИО1 с составом семьи 3 человека постановлением Мэрии г. Элисты от 23 июня 2010 года приняты на учет как нуждающиеся в жилом помещении в рамках республиканской целевой программы «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» на период 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 19 августа 2008 года. Постановлением Мэрии г. Элисты от 09 августа 2010 года в состав семьи включена дочь ФИО1 – А., 201 года.
10 февраля 2011 года Комиссия по реализации городской целевой программы «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» на 2007 -2012 годы, рассмотрев заявление ФИО1 от 01 февраля 2011 года, включила семью ФИО1 в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2012 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, городской целевой программы «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» на период 2007-2012 годы.
Согласно пояснениям Артаева следует, что в 2012 году из-за недостаточности выделенных денежных средств в 2012 году его семья не получила эту социальную выплату.
16 марта 2012 года ФИО1 подал заявление в Комитет по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии г. Элисты о включении его семьи в число претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году по г. Элисте в рамках указанной подпрограммы.
Из дела усматривается, что уже на момент обращения (16 марта 2012 года) о включении семьи для участия в подпрограмме, возраст ФИО1 превысил 35 лет.
27 марта 2012 года Комиссия по реализации городской целевой программы «Молодой семье г. Элисты – доступное жилье» приняла решение об отказе в признании семьи ФИО1 участницей подпрограммы в связи с несоответствием возраста истца ФИО1 требованиям п. 6 Правил.
Согласно п. 18 указанных Правил одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил, в том числе достижение 35 летнего возраста.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Артаева суд, руководствуясь требованиями вышеизложенных правовых норм, исходя из указанных фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что список молодых семей – участников подпрограммы формируется ежегодно в хронологической последовательности – по дате принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы до 1 сентября года, предшествующему планируемому, при этом молодая семья признается участницей подпрограммы только на один планируемый год. Для последующего участия в подпрограмме молодая семья должна ежегодно подавать документы и соответствовать требованиям, предусмотренным в п. 6 Правил.
Эти выводы суда соответствуют закону, не противоречат материалам дела, а потому решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Апелляционные доводы ФИО1 о неправильном толковании закона судом следует признать несостоятельными.
Также несостоятельным является его утверждение о том, что, включив молодую семью в списки претендентов на участие в подпрограмме однажды, в последующем нельзя ежегодно требовать подтверждения о соответствии критериям, указанным в п. 6 Правил. Приняв обязательство, включив в список молодую семью однажды, государство обязано произвести социальную выплату до истечения срока действия целевой программы всем участникам-претендентам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда от 03 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Пюрвеева А.А.
Судьи Басангов Н.А.
ФИО2