Судья Машутинская И.В. стр.57, госпошлина 0 руб.
Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33-2023 25 апреля 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гудушина Н.Б.
судей Рассошенко Н.П. и Пыжовой И.А.
при секретаре Терентьевой А.А.
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 25 апреля 2013 года дело по апелляционным жалобам представителей Правительства Архангельской области и мэрии г.Архангельска на решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 4 февраля 2013года, которым постановлено:
«иск прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска, Правительству Архангельской области, ГБУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» об обязании устранить нарушения в организации дорожного движения удовлетворить частично.
Обязать Правительство Архангельской области в срок до 01 августа 2015 года привести состояние правого берега р. Северная Двина в Соломбальском территориальном округе на участке от ул. Маяковского до ул. Челюскинцев г. Архангельска в соответствии с п. 13 Постановления Правительства АО от 11.10.2011 г. № 3610-пп, а именно: произвести укрепление правого берега р. Северная Двина в Соломбальском территориальном округе на участке от ул. Маяковского до ул. Челюскинцев г. Архангельска
Обязать мэрию г. Архангельска срок до 01 декабря 2015 года привести состояние дороги наб. Г.Седова г. Архангельска от ул. Челюскинцев до ул. Маяковского в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов; а именно: восстановить асфальтобетонное покрытие дороги наб. Г.Седова г. Архангельска от ул. Челюскинцев до ул. Маяковского.
В удовлетворении иска прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» - отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Соломбальского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к мэрии г. Архангельска о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности содержания дороги в надлежащем состоянии.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка содержания автомобильных дорог Соломбальского округа г.Архангельска, по результатам которой выявлено несоответствие дороги наб.Г.Седова г.Архангельска требованиям безопасности дорожного движения.
Просит признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска, выразившееся в ненадлежащем содержании данной дороги. Обязать мэрию г. Архангельска в срок не позднее 1 июля 2013 года привести состояние дороги наб.Г.Седова г.Архангельска от ул.Челюскинцев до ул.Маяковского в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Правительство Архангельской области в срок не позднее 1 июня 2014 года привести состояние правого берега р.Северная Двина в Соломбальском округе г.Архангельска на участке от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев г.Архангельска в соответствие с требованиями законодательства, п. 13 Постановления Правительства Архангельской области от 11.10.2011 №361-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012 - 2020 годы», а именно произвести укрепление указанного участка берега. Обязать мэрию г.Архангельска в срок не позднее 1 сентября 2014 года привести состояние данного участка дороги в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие дороги.
В судебном заседании прокурор Рудкин К.В. уточненные требования поддержал.
В судебном заседании представитель мэрии г.Архангельска Елизаров Д.Е. с заявлением не согласился. Пояснил, что полоса проезжей части дороги, примыкающая к берегу реки, на данном участке закрыта для движения автотранспорта в соответствии с предписанием ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску из-за аварийного состояния береговой части набережной. Со стороны ул. Челюскинцев и ул. Маяковского установлены дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен». Комиссией установлено, что восстановление асфальтобетонного покрытия на полосе дороги вдоль наб. Г.Седова без проведения работ по укреплению правого берега р.Северная Двина не представляется возможным. Берегоукрепительная часть набережной не является муниципальной собственностью, относится к водному объекту, и работы по укреплению берега не входят в перечень полномочий органов местного самоуправления.
Представитель Правительства Архангельской области Рябова Е.П. в судебном заседании пояснила, что Правительство Архангельской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку р.Северная Двина является собственностью государства и укрепление берега реки относится к полномочиям Российской Федерации. Пунктом 13 раздела 3 долгосрочной целевой программы предусмотрено мероприятие по разработке и реализации проекта «Укрепление правого берега реки Северной Двины в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского до улицы Кедрова», что предполагает выполнение только инженерных изысканий, разработку проектной и сметной документации, но не фактические работы по укреплению правого берега реки Северная Двина. Данные работы будут выполняться предположительно с 2014 года при условии включения их в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 годы» и финансирования данных расходов Российской Федерацией.
Представитель ГБУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, письменных пояснений не представил.
Представители ГИБДД УМВД России по г.Архангельску, Двинско-Печерского Бассейнового водного управления, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явились.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило. Из представленного отзыва следует, что содержание автомобильных дорог Соломбальского округа г.Архангельска к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не относится, в связи с чем судебный акт по делу не затронет права или обязанности Минприроды России.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласились представители Правительства Архангельской области и мэрии г.Архангельска.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Архангельской области просит решение суда отменить. Указывает, что Правительство не является надлежащим ответчиком, поскольку берегоукрепительные работы входят в полномочия Российской Федерации, и Архангельской области не передавались.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.Архангельска просит решение суда отменить ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, принимавший участие в деле, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей Правительства Архангельской области Рябовой Е.П., мэрии г.Архангельска Елизарова Д.Е., поддержавших апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к числу вопросов местного значения городского округа.
Судом установлено, что участок дороги по наб.Г.Седова в г.Архангельске от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев закрыт для движения автотранспорта в соответствии с предписанием ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску. Причиной этому послужило аварийное состояние береговой части набережной реки, что привело к разрушению асфальтобетонного покрытия края проезжей части дороги на данном участке. Восстановление асфальтобетонного покрытия дороги невозможно без проведения работ по укреплению правого берега реки Северная Двина на участке от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев. Указанные обстоятельства подтверждаются актом комиссионного обследования участка дороги от 9 декабря 2012 года.
Дорога по наб.Г.Седова является дорогой местного значения городского округа и обязанность по ее содержанию в надлежащем состоянии в силу закона относится к полномочиям органа местного самоуправления – мэрии г.Архангельска.
Вывод суда первой инстанции об этом является правильным. Вместе с тем, обязывая мэрию г.Архангельска восстановить асфальтобетонное покрытие данного участка дороги, суд не учел, что непосредственное выполнение таких работ на орган местного самоуправления законом не возложено. Мэрия г.Архангельска обязана организовать выполнение таких мероприятий, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы мэрии г.Архангельска о том, что асфальтобетонное покрытие разрушено не в связи с ненадлежащим содержанием дороги, а по причине обрушения берега реки, поэтому и выполнение работ по восстановлению дороги должно быть возложено на виновное в ее разрушении лицо, не свидетельствуют о незаконности решения суда. Мэрия г.Архангельска после приведения дороги в надлежащее состояние не лишена возможности взыскать соответствующие расходы с причинителя вреда.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Правительство Архангельской области обязанность по укреплению правого берега реки Северная Двина на участке от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев в г.Архангельске, суд пришел к выводу о том, что данная обязанность Правительства Архангельской области предусмотрена долгосрочной целевой программой Архангельской области «Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.
Как установлено судом, в результате негативного воздействия реки Северная Двина разрушен правый берег реки в Соломбальском округе г.Архангельска в районе наб.Г.Седова, в связи с чем, требуется укрепление берега реки от ул.Маяковского до ул.Кедрова.
В соответствии с п.10 ст.25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Следовательно, река Северная Двина находится в собственности Российской Федерации, и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия к полномочиям субъекта Российской Федерации – Архангельской области – не относится.
В силу п. 1-3 ч.1, ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации;
2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно таблице 19 приложения 31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» бюджету Архангельской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений выделяются субвенции в размере 28 409,4 тыс.руб. Эта же сумма субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений заложена в прогнозируемое поступление доходов областного бюджета на 2013 год в приложении № 5 к областному закону Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов».
В соответствии с ч.5 ст.26 Водного кодекса РФ Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Согласно п.2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия):
а) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации;
б) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
в) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исполняющим обязанности Губернатора Архангельской области, по согласованию с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержден «Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2013 году, по Архангельской области».
Согласно данному Перечню субвенции, предоставляемые в 2013 году федеральным бюджетом бюджету Архангельской области, распределены в соответствии с пунктами 1-3 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ. Так, на исполнение полномочий в сфере предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности (п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ), бюджету Архангельской области запланировано выделить из федерального бюджета: 18 000,0 тыс.руб. на дноуглубление и спрямление русла реки Пинега в Пинежском района Архангельской области на 288-268 км от устья реки; и 6 563,73406 тыс.руб. на дноуглубление, спрямление русла реки Красная в районе поселка Красное МО «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
В соответствие с ч.6 ст.26 Водного кодекса РФ средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Выделение субвенций из федерального бюджета бюджету Архангельской области на осуществление мероприятий по укреплению правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе на участке от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев г.Архангельска на 2013 год не предусмотрено.
Следовательно, данные полномочия Российской Федерации Архангельской области в настоящее время не переданы. Таким образом, у суда отсутствовали основания для возложения на Правительство Архангельской области обязанности по укреплению правого береги реки Северная Двина на участке от ул.Маяковского до ул.Челюскинцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 350 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». Приложением № 11 к данной федеральной целевой программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов.
В соответствии с ч.4 данных Правил субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие утвержденной региональной программы, соответствующей целям и задачам Программы;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательств субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы с учетом установленного уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета;
в) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, установленных региональными программами, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2011 года № 361-пп утверждена Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы».
Приложением № 1 предусмотрен Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы», пунктом 12 которого запланирована разработка и реализация проекта «Укрепление правого берега р.Северной Двины в Соломбальском территориальном округе г.Архангельска от ул.Маяковского до ул.Кедрова». Запланированным источником финансирования этих мероприятий является федеральный бюджет на сумму 95 000 тыс.руб. и областной бюджет на сумму 22 000 тыс.руб., из которых в 2013 году запланировано выделить 10 000 тыс.руб. и в 2014 году – 12 000 тыс.руб.
Частью 3 Правил предоставления и распределения субсидий предусмотрено, что субсидии не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам капитального строительства, включенным в региональные программы.
Следовательно, источником финансирования расходов на проведение проектных и изыскательских работ является областной бюджет.
В силу ч.5 названных Правил конкурсный отбор региональных программ проводится ежегодно в соответствии с порядком, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 27 июля 2012 года № 219 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов.
Согласно ч.ч.7 и 8 Порядка для участия в отборе региональных программ высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет не позднее 1 ноября текущего года в Минприроды России копию утвержденной региональной программы и заявку (Приложение N 1 к настоящему Порядку), подписанную руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно в составе заявки участником представляются следующие документы и сведения:
а) копия акта субъекта Российской Федерации об определении уполномоченного органа на осуществление взаимодействия с Минприроды России и Федеральным агентством водных ресурсов в рамках реализации Программы (далее - уполномоченный орган);
б) обязательства субъекта и (или) органов местного самоуправления о финансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета мероприятий региональной программы в объеме, необходимом для софинансирования мероприятий региональной программы в год, в котором планируется получение субсидии, подписанные руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) письмо, подтверждающее целевое использование субъектом Российской Федерации субсидий, предоставленных из федерального бюджета Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы), и отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее предоставленным Росводресурсами субсидиям, подписанное руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) информационная карта субъекта Российской Федерации согласно рекомендуемому образцу, указанному в Приложении N 2 к настоящему Порядку;
д) копия документа об утверждении региональной программы;
е) копия заключения Росводресурсов на мероприятия, входящие в состав региональной программы, и заявляемые к финансированию на очередной финансовый год и плановый период, включающего в том числе оценку эффективности мероприятий региональных программ, представляемых на отбор региональных программ для получения субсидий. Для получения заключения субъект Российской Федерации представляет в Росводресурсы региональную программу не позднее 1 октября текущего года;
ж) информационные карты проектов (мероприятий) согласно образцам, установленным в Приложениях N 3 - 6 к настоящему Порядку.
Исполнение данных обязанностей высшим органом исполнительной власти Архангельской области является условием включения долгосрочной целевой программы Архангельской области в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы».
Следовательно, на Правительство Архангельской области должна быть возложена обязанность организовать выполнение мероприятий по укреплению правого берега р. Северная Двина в Соломбальском территориальном округе на участке от ул. Маяковского до ул. Челюскинцев г. Архангельска, но только в той части, в которой это зависит от данного органа государственной власти, а именно, в части финансирования работ по выполнению проектных и изыскательских работ для осуществления указанных мероприятий, а также в части представления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации копии утвержденной региональной программы и заявки с приложением необходимых документов и соблюдением требований, предусмотренных «Порядком проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов».
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 4 февраля 2013года изменить.
Принять новое решение, по которому:
«заявление прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска, Правительству Архангельской области, ГБУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» об обязании устранить нарушения в организации дорожного движения удовлетворить частично.
Обязать Правительство Архангельской области в срок до 01 августа 2015 года организовать выполнение мероприятий по укреплению правого берега р. Северная Двина в Соломбальском территориальном округе на участке от ул. Маяковского до ул. Челюскинцев г. Архангельска.
Обязать мэрию г. Архангельска срок до 01 декабря 2015 года организовать выполнение мероприятий по восстановлению асфальтобетонного покрытия дороги наб. Г.Седова г. Архангельска от ул. Челюскинцев до ул. Маяковского.
В удовлетворении заявления прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» - отказать».
Председательствующий Н.Б.Гудушин
Судьи И.А.Пыжова
Н.П.Рассошенко