ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2024/14 от 10.07.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Противодействие коррупции     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                                   


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Шапорин С.А. Дело № 33-2024/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Черновой Н.А., Безносовой Е.И.

при секретаре судебного заседания Рябовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 июля 2014 года

гражданское дело по исковому заявлению Истамова Р.Р., Сангинова А.А., Юлдошевой Б.С., Аипова Х.М., Агаева И.А. к УФМС России по Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе Истамова Р.Р., Сангинова А.А., Юлдошевой Б.С., Аипова Х.М., Агаева И.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2014 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований Истамова P.P., Сангинова А.А.. Юлдлшева Б.С. Аипова Х.М.. Агаева И.А. к УФМС России по Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по принятию заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении на УФМС России по Курганской области по принятию заявлений истцов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты.».

Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителей истцов Кулиева С.К., Обабковой О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Курганской области – Кочетова Д.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Истамов Р.Р., Сангинов А.А., Юлдошева Б.С., Аипов Х.М., Агаев И.А. обратились в суд с иском к УФМС России по Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Изменив исковые требования, в их обоснование указывали, что истцы прибыли в Российскую Федерацию с целью временного проживания. С 09.01.2014 по 14.01.2014 включительно были намерены подать заявление и необходимые документы в УФМС России по Курганской области для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты. Однако, в указанный период прием заявлений ответчиком не осуществлялся, была организована выдача талонов (вне помещений службы). Предварительно, 31.12.2013 принимающей стороне Кулиеву С.К., действующему в интересах истцов, отделением по приему документов УФМС России по Курганской области было сообщено, что прием заявлений будет осуществляться 09.01.2014 в соответствии с регламентом. Полагали, ответчиком нарушены положения Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в частности п.п. 20, 45, согласно которым органы миграционного учета обязаны принимать заявления каждый рабочий день кроме среды, при этом предварительная запись предусмотрена только для случаев повторного приема. Выражали несогласие с тем, что 09.01.2014 и 10.01.2014 заявления о выдаче разрешения на временное пребывание в Российской Федерации не принимались в порядке живой очереди, а 14.01.2014 заявления не принимали по причине исчерпания квот. Ответчик не мог владеть информацией об исчерпании квот, так как уполномоченным органом не были приняты решения по поданным заявлениям и не подошли сроки рассмотрения заявлений по предварительной записи. По количеству выданных талонов на предварительную запись невозможно судить об исчерпании квот. Считали, что территориальные структурные подразделения ответчика не имели права на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты, так как прием заявлений на получение разрешений, принятие решений по заявлениям находится в компетенции территориального органа Федеральной миграционной службы. Просили признать бездействие УФМС России по Курганской области, выразившиеся в не предоставлении государственной услуги по принятию от истцов заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты незаконным, возложить на ответчика обязанность принять от истцов заявления на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты.

В судебном заседании представители истцов Кулиев С.К., Обабкова О.Ю. на исковых требованиях настаивали, дав пояснения согласно изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика УФМС России по Курганской области – Кочетов Д.А. с иском не соглашался.

Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Истамов Р.Р., Сангинов А.А., Юлдошева Б.С., Аипов Х.М., Агаев И.А. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом суда о недоказанности факта обращения истцов к ответчику лично с заявлениями о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку данные обстоятельства подтверждены аудио и видео материалами. Считают, что суд первой инстанции необоснованно отказал принятии измененного искового заявления, содержащего увеличенные исковые требования, не истребовал у ответчика письменные доказательства, которые бы могли повлиять на решение суда. Вновь приводят доводы, указанные в исковом заявлении, в частности оспаривают довод ответчика об исчерпании квот на выдачу временного разрешения на проживание в Российской Федерации. Считают территориальные структурные подразделения ответчика не имели права на распределение данных квот, не обладали полномочиями на ведение предварительной записи граждан на получение разрешения на временное проживание. Прием заявлений, принятие решений по заявлениям находится в компетенции территориального органа Федеральной миграционной службы, в данном случае УФМС России по Курганской области, поскольку полномочия по оказанию данной государственной услуги переданы ответчику в соответствии с действующим законодательством. Считают, что у ответчика необходимо было истребовать журнал регистрации предварительной записи на получение разрешения на временное проживание с учетом квоты за 2014 год, в том числе журналы регистрации предварительной записи для определения количества человек, не явившихся по предварительной записи на сдачу заявлений в назначенные дни. Также необходимо было истребовать журнал регистрации принятых положительных и отрицательных решений. Данные журналы по мнению истцов могли бы подтвердить их доводы.

В возражениях представитель УФМС России по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения. Полагает оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вопросы выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в период спорных правоотношений были урегулированы Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29.02.2008 № 40 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 № 2231-р на 2014 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства количества разрешений на временное проживание в Российской Федерации на территории Курганской области в размере 500 штук.

В п. 27 Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявлений; рассмотрение заявлений; оформление и выдача разрешения (уведомления об отказе в выдаче разрешения); получение разрешения на изменение места проживания; аннулирование разрешения на временное проживание; оформление разрешений при утрате документов, изменении имени и фамилии.

Из п. 7 Административного регламента следует, что информация о государственной услуге предоставляется непосредственно в помещениях территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», на Интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов, справочно-информационных карт).

Согласно п. 36 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложение № 2, № 3 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела.

Заявление подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по предполагаемому месту временного проживания (п. 37 Регламента).

Перечень необходимых документов, представляемых иностранным гражданином одновременно с подачей заявления, предусмотрен п.п. 38-40.4 Административного регламента.

Как следует из п. 48 Регламента сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов.

Заявителю выдается справка установленной формы (приложение № 4 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению (п. 49 Регламента).

Исходя из содержания п. 4 Регламента в системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам разрешения предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).

При этом прием граждан сотрудниками территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, производится не менее четырех дней в неделю в дневное и вечернее время. Заявителям может быть предоставлено право подачи заявления в заранее установленное время (по предварительной записи) (п. 20 Административного регламента).

Из изложенного выше следует, что предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации начинается с личной подачи иностранными гражданами заявлений о выдаче разрешения, прием которых осуществляется территориальными органами ФМС России либо их структурными подразделениями.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции, исходя из представленных участниками процесса доказательств и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно пришел к выводу о недоказанности факта личного обращения истцов в органы миграционной службы с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание.

Представленные истцами аудио- и видео- записи не подтверждают факт их обращения к ответчику с соответствующими заявлениями, а свидетельствуют лишь о получении представителями истцов Кулиевым С.К. и Обабковой О.Ю. консультаций по телефону и личном обращении к сотрудникам УФМС России по Курганской области по оказанию органом миграционной службы услуги по выдаче разрешения на временное проживание, что согласуется с п. 7 Административного регламента

Иные доказательства, как то жалобы на имя руководителя ответчика, в прокуратуру, заявления с приложенными документами, доверенности на представителей не свидетельствуют о личном обращении истцов в УФМС России по Курганской области с соответствующими заявлениями и их непринятии ответчиком, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал должной оценки указанным доказательствам не имеют правового значения для рассматриваемого спора.

Ссылки в жалобе на нарушение судом ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по непринятию измененного искового заявления являются несостоятельными по следующим обстоятельствам.

Предусмотренное ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом

Вместе с тем указанное законоположение запрещает одновременное изменение и предмета, и основания иска, исключая, тем самым, возможность обхода установленного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядка (ст.ст. 131, 132).

В ходе рассмотрения дела от представителей истцов Кулиева С.К. и Обабковой О.Ю. поступило измененное исковое заявление, в котором они просили признать квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации не исчерпанными, информацию ответчика об исчерпании квот недействительной, а также признать бездействие УФМС России по Курганской области по непринятию заявлений от истцов о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации незаконным и возложить обязанность на ответчика принять от истцов соответствующие заявления.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии измененного искового заявления, поскольку в нем изменены и предмет, и основание, что не лишает истцов права в случае необходимости обратиться в суд с данными самостоятельными требованиями о признании квот неисчерпанными, а информации ответчика об исчерпании квот недействительной, которые должны быть приняты судом в соответствии с требованиями ст.ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку судом не установлен факт обращения истцов с заявлениями о выдаче разрешения на временное проживание, иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного судом решения. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Истамова , Сангинова , Юлдошевой , Аипова , Агаева  – без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru