ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2032011 от 02.02.2011 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий: Соловьев В.Н.

Дело № 33 – 203 2011 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Ионкиной Н.В., Кунзек З.М.,

при секретаре Изместьевой-Кунц А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 02 февраля 2011 года

дело по кассационному представлению и дополнению к нему прокурора г. Абакана на решение Абаканского городского суда от 26 ноября 2010 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора города Абакана о признании нормативно-правового акта противоречащим федеральному закону в части.

Заслушав доклад судьи Ионкиной Н.В., объяснения прокуроров Колесниковой О.В., Васильевой Е.В., поддержавших доводы кассационного представления, представителя Абаканского городского Совета депутатов Гасан О.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Абакана обратился в суд с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2.4, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.6, 4.4 – в части наименования главы г. Абакана – мэр г. Абакана, пунктов 3.2.2, 3.8, подпунктов 4, 7 пункта 4.1, пункта 4.5, абз. 2 пункта 4.6, пунктов 4.8, 4.9 Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности, руководителей ТОС и муниципальных служащих муниципального образования город Абакан, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005г. № 216 (в ред. Решения Абаканского городского Совета депутатов от 11 ноября 2010г. № 273).

В судебном заседании представитель Абаканского городского Совета депутатов Гасан О.А. просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд постановил решение, которым частично удовлетворил заявление, признав пункт 3.8. Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения решения. В удовлетворении остальной части заявления отказал.

С решением не согласен прокурор города Абакана.

В кассационном представлении и дополнении к нему он просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления отменить, требования удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, приводя те же доводы, что и в судебном заседании.

В письменных возражениях представитель Абаканского городского Совета депутатов Гасан О.А. выражает согласие с решением суда и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, письменных возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Аналогичная норма предусмотрена и п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года № 216 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности, руководителей ТОС и муниципальных служащих муниципального образования город Абакан (в ред. от 11 ноября 2010г. № 273), опубликованное в газете «Абакан» (л.д. 58).

Пунктом 3.2.2. Положения предусмотрено, что руководителям ТОС ежемесячная надбавка за особые условия работы устанавливается в размере 100 процентов.

Суд, оценив приведенную норму Положения в совокупности с действующим законодательством, обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокурора, указав, что согласно ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Проанализировав нормы Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия», суд обоснованно отверг доводы прокурора о том, что на руководителей ТОС должны распространяться ограничения, установленные Законом РХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» в отношении предельного размера надбавок, правильно указав, что руководители ТОС не относятся к муниципальным служащим и по условиям оплаты труда к ним не приравнены.

Подпунктами 4 и 7 п. 4.1 оспариваемого Положения предусмотрено, что за продолжительную, безупречную и эффективную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие виды поощрения и награждения муниципальных служащих, руководителей ТОС:

- выплата единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, а также единовременного поощрения по итогам работы за квартал, год;

- выплата единовременного поощрения в связи с юбилеем.

Пунктом п. 4.5 Положения предусмотрено, что одновременно с принятием решения об объявлении благодарности принимается решение о выплате единовременного поощрения с указанием его размера. При награждении почетной грамотой принимается решение о выплате единовременного поощрения или вручении ценного подарка. Размер единовременного поощрения не должен превышать пяти должностных окладов муниципального служащего, руководителя ТОС. Стоимость ценного подарка не должна превышать трех тысяч рублей.

Из абз. 2 пункта 4.6 Положения следует, что муниципальные служащие, руководителя ТОС могут быть награждены Почетной грамотой Мэра города Абакана, благодарственным письмом Мэра города Абакана, им может быть объявлена благодарность Мэра города. Порядок применения награждений, указанных в настоящем пункте, определяется Положением об указанных награждениях.

В силу п. 4.8 Положения по итогам работы за квартал, год муниципальному служащему, руководителю ТОС может быть выплачено единовременное поощрение. Размер единовременного поощрения по итогам работы за квартал, - не более должностного оклада, по итогам работы за год – не более должностного оклада с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Конкретный размер поощрения определяется распоряжением (приказом) о поощрении.

Пунктом 4.9 Положения предусмотрено, что за безупречную и эффективную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, в связи с юбилеем муниципальному служащему, руководителю ТОС может быть выплачено единовременное поощрение. Размер поощрения определяется распоряжением (приказом) о поощрении.

Названные нормы суд также правильно признал соответствующими федеральному законодательству, исходя из ст. 26 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в силу которой виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Закона РХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» за продолжительную, безупречную и эффективную службу, образцовое выполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение Почетной грамотой с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

4) иные виды поощрения и награждения органа местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия;

5) награждение государственными наградами Республики Хакасия;

6) поощрения Президента Российской Федерации и федеральных государственных органов.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Хакасия.

Доводы прокурора о том, что оспариваемое Положение не проверено судом на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ не могут повлечь отмену решения, как несостоятельные, поскольку в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Статьей 31 названного Кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления прокурора в части признания п.3.2.2, подп.4,7 п.4.1, п.4.5, абз.2 п.4.6, п.п.4.8, 4.9 Положения противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения решения суда, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению, проверил представленные доказательства, и оснований для признания выводов суда неправильными не установлено.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения решения суда пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2.4, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.6, 4.4 Положения в части наименования главы города Абакана, суд первой инстанции пришел к выводу, что внесение изменений в оспариваемое положение не входит в компетенцию суда, указав, что бездействие Абаканского городского Совета депутатов, выражающееся в неприведении наименования главы муниципального образования город Абакан (Мэр города Абакана) может быть оспорено только в порядке главы 25 ГПК РФ.

Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Согласно ч.3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 01 октября 2010г. N 88-ЗРХ "О наименованиях представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) в Республике Хакасия" общее наименование главы муниципального образования - глава.

Решением Абаканского городского Совета депутатов от 11 ноября 2010г. N 273 внесены изменения в некоторые пункты оспариваемого Положения, однако пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2.4, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.6, 4.4 остались без изменения, содержат наименование главы муниципального образования г.Абакана – Мэр города Абакана.

При таких обстоятельствах, решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.

Вместе с тем, учитывая, что все обстоятельства дела установлены полно и правильно, но при рассмотрении дела судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным вынести новое решение в этой части об удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими действующему законодательству пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2.4, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.6, 4.4 – в части наименования главы города Абакана – Мэр города Абакана.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Учитывая, что решение суда в части удовлетворения заявления прокурора относительно п. 3.8 Положения не обжаловано, то и судебной коллегией решение в этой части не проверяется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда от 26 ноября 2010 года по настоящему делу отменить в части.

Признать пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2.4, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.6, 4.4 Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности, руководителей ТОС и муниципальных служащих муниципального образования города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года № 216 (в редакции от 11 ноября 2010 года №273) в части наименования главы города Абакана - мэра города Абакана противоречащими действующему законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Абаканский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о настоящем решении в первом очередном номере издания «Абакан».

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационное представление прокурора города Абакана и дополнение к нему – без удовлетворения.

Председательствующий О.А. Страхова

Судьи Н.В. Ионкина

З.М. Кунзек