ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2061/2014 от 30.04.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

  Дело № 33-2061/2014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Санкт-Петербург 30 апреля 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

 председательствующего Герман М.В.

 судей Алексеевой Е.Д. и Свирской О.Г.

 при секретаре Шацких С.Г.

 рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 6 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Логинова А. Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании решения незаконным и обязании назначить пенсию.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

 Логинов А.Е. обратился в суд с иском к УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании решения незаконным и обязании назначить пенсию.

 В обоснование исковых требований Логинов А.Е. указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области о назначении ему досрочной пенсии. Решением УПФР в Бокситогорском районе от ДД.ММ.ГГГГ № ему в назначении социальной пенсии отказано. С указанным решением он не согласен, так как достиг возраста <данные изъяты> лет, по национальности является вепсом, постоянно проживает на территории <адрес>, трудовую пенсию не получает, проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа и занимается традиционными видами деятельности: рыболовством, охотой, содержит личный дом с земельным участком, где выращивает картофель и овощи, в летнее время занимается сбором грибов и ягод. Свободно разговаривает на вепсском языке, принимал участие в организации мероприятий, связанных с поддержкой вепсских традиций и обычаев. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» он имеет право на социальную пенсию. Просит обязать ответчика назначить ему социальную пенсию.

 Представитель ответчика- УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни. Назначение досрочной социальной пенсии лицам, относящимся к числу указанных народов, но проживающим в Бокситогорском районе, противоречит сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом ставит данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, что противоречит ст. 19 Конституции РФ. Кроме того, в свидетельстве о рождении истца имеется указание на национальность матери- вепс, отца- вепс, однако отсутствует указание на национальность самого истца, а правом устанавливать факт принадлежности истца к национальности- вепс ответчик не наделен.

 Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования Логинова А.Е. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Логинову А.Е. в назначении социальной пенсии. УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области обязано назначить Логинову А.Е. социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» с момента первоначального обращения- ДД.ММ.ГГГГ.

 В апелляционной жалобе УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом сделан неверный вывод о том, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков. Ленинградская область, в частности Радогощинское сельское поселение, не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, указанным в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. Факт того, что истец относиться к малочисленным народам именно Севера в ходе судебного разбирательства установлен не был. Истец не подтвердил одного из условий для назначения социальной пенсии в соответствие с п. 4 ст. 166-ФЗ- своего проживания непосредственно в районах Севера.

 Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

 В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

 Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.

 В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

 Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).

 Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

 Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

 В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255 включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.

 Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.

 Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года № 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

 При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Радогощинское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

 Из правового анализа норм Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

 Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

 Таким образом вепсам, проживающим на территории <данные изъяты> сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 Судом установлено и из материалов дела следует, что Логинов А.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родители: мать- Ф.Ф. и отец- Е.А. указаны по национальности- вепсы, что подтверждается свидетельством о рождении истца. При этом в бланке свидетельства о рождении не предусматривалось указание сведений о национальности ребенка, которая определялась по национальности родителей. Истец родился на территории традиционного проживания вепсов- в деревне <данные изъяты> <данные изъяты> (ныне Бокситогорского) района Ленинградской области, где постоянно проживает со дня своего рождения по настоящее время. Национальная принадлежность также подтверждается свидетельством о рождении дочери истца- Т.А., в котором отец Логинов А.Е. указан как вепс по национальности.

 Согласно справке администрации Радогощинского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Логинов А.Е. всю свою сознательную жизнь занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов, проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепского народа и занимается традиционными видами деятельности: рыболовством, охотой, содержит личный дом с земельным участком, где выращивает картофель и овощи, в летнее время занимается сбором грибов и ягод. Свободно разговаривает на вепсском языке, принимал участие в организации мероприятий, связанных с поддержкой вепсских традиций и обычаев.

 С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Логинов А.Е., достигший возраста <данные изъяты> лет, являющийся вепсом по рождению, постоянно проживающий на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимающийся традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 ДД.ММ.ГГГГ Логинов А.Е. обратился в УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 Решением УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Логинову А.Е. было отказано в назначении социальной пенсии по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р. Данный перечень содержит наименование народности «вепсы», но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

 Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие всех необходимых условий для назначения Логинову А.Е. социальной пенсии, суд обоснованно признал указанное решение пенсионного органа незаконными и обязал пенсионный орган назначить истцу социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с момента обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии.

 Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.

 Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

 решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 6 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области- без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи

 Судья Пименова А.Г.