ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2084/2012 от 09.07.2012 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Димитриева Л.В. Апелляционное дело № 33-2084/2012

Судья Шопина Е.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2012 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П..

судей Димитриевой Л.В., Савельевой Г.В.,

при секретаре Грешновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 23 апреля 2012 года по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии выслугу, исчисленную приказом УФСНП РФ от ... года № ... с учетом периода военной службы по призыву в льготном исчислении, подсчете выслуги лет 20 лет 09 месяцев 22 дня, назначение пенсии за выслугу лет с ... сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Димитриевой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по ЧР) и в редакции заявления от 19 марта 2012 года (л.д. 55) просил возложить обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии выслугу, исчисленную приказом УФСНП РФ по Чувашской Республике от ... года № ... с учетом льготного исчисления периода военной службы по призыву по состоянию на ... июля 2003 года составляющего всего 12 лет 07 месяцев 03 дня, из которых календарная - 06 лет 11 месяцев 28 дней, льготная - 04 года 08 месяцев 07 дней, учеба - 00 лет 10 месяцев 28 дней, исчислить выслугу лет по состоянию на ... сентября 2011 года - 20 лет 09 месяцев 22 дня и назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением со службы с ... сентября 2011 года.

В обоснование требований указал, что в соответствии с приказом Министра внутренних дел по ЧР от ... года № ..., он был уволен из органов внутренних дел ... сентября 2011 года по сокращению штатов. При увольнении ответчиком был произведен расчет выслуги лет, составивший в календарном исчислении 16 лет 01 месяц 14 дней, а в льготном - 19 лет 01 месяц 27 дней. Полагал данный расчет незаконным, поскольку в органы внутренних дел был принят в порядке перевода после увольнения со службы в федеральных органах налоговой полиции. На основании приказа ФСНП России от ... года № ... истец исключен из списков личного состава ... июня 2003 года. При этом выслуга лет, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации для назначения пенсии на ... июля 2003 года составляет в календарном исчислении 06 лет 11 месяцев 28 дней, в льготном - 04 года 08 месяцев 07 дней, учеба - 00 лет 10 месяцев 28 дней, всего 12 лет 07 месяцев 03 дня.

В соответствии с пунктом «а» ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 121-ФЗ выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения со службы в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитываются в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Полагает, что ответчик незаконно произвел пересчет выслуги лет, и с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с Положением о прохождении службы в налоговой полиции Российской Федерации, а именно 12 лет 07 месяцев 03 дня, общая выслуга лет составляет 20 лет 09 месяцев 22 дня. Следовательно, в соответствии со ст. ст. 13 и 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4668-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» истец имеет право на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы.

В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МВД по ЧР ФИО3 исковые требования не признала, указав на правильное исчисление истцу выслуги лет при его увольнении.

Третье лицо Военный комиссариат Чувашской Республики явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 23 апреля 2012 года было отказано в удовлетворении иска ФИО1 к МВД по ЧР о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии выслугу, исчисленную приказом УФСНП РФ от ... года № ... с учетом периода военной службы по призыву в льготном исчислении, подсчете выслуги лет 20 лет 09 месяцев 22 дня, назначении пенсии за выслугу лет с ... сентября 2011 года.

На указанное решение суда ФИО1 подана апелляционная жалоба по мотивам необоснованности и незаконности в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильной оценки доказательств.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, его представителя ФИО4, поддержавшего жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что истец проходил службу в органах налоговой полиции.

Приказом от ... года № ... ФСНП РФ по ЧР истец исключен из списков личного состава ФСНП и при увольнении выслуга лет, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации для начисления пенсии на ... июля 2003 года составила в календарном исчислении 06 лет 11 месяцев 28 дней, в льготном - 04 года 08 месяцев 07 дней, учеба - 00 лет 10 месяцев 28 дней, всего 12 лет 07 месяцев 03 дня (л.д.3).

В последующем истец поступил на службу в МВД по ЧР и приказом № ... от ... года истец уволен из органов внутренних дел по п. «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов) ... сентября 2011 года. Выслуга лет по состоянию на ... сентября 2011 года составила: в календарном исчислении 16 лет 01 месяц 14 дней, в льготном - 19 лет 01 месяц 27 дней; (л.д.17).

Как правильно установлено судом первой инстанции, предметом спора является порядок исчисления период службы ФИО1 по призыву с ... января 1996 года по ... декабря 1996 года в должности бухгалтера финансовой службы в/ч ....

Указанный период зачтен МВД по ЧР в выслугу лет ФИО1 в календарном исчислении и составил согласно расчетам ответчика при увольнении истца - 11 месяцев 02 дня.

В то же время спорный период исчислен ФИО1 при увольнении из налоговой полиции в льготном исчислении - один день за три дня выслуги.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ... января 1996 года ФИО1 был призван на военную службу, которую проходил в войсковой части ... внутренних дел МВД России. В период с ... февраля 1996 года по ... декабря 1996 года ФИО1 выполнял служебно-боевые задачи по разоружению незаконных банд формирования и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, что подтверждается записью в военном билете, согласно которой в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1369 от 09.12.1994 года истец имеет право на включение в выслугу лет для исчисления пенсии периода службы по призыву в особых условиях в льготном исчислении из расчета один месяц такой службы за три месяца.

Согласно архивной справке войсковой части ... от ... года № ... военная служба ФИО1 по призыву подлежит включению в выслугу лет исходя из льготного порядка исчисления один месяц за три.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 гола N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).

Между тем, статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.

Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).

Таким образом, суд обосновано сделал вывод, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.

Следовательно, периоды фактического участия в контртеррористических операциях во время прохождения службы по призыву должны быть включены истцу ответчиком в льготном исчислении, что соответствует действовавшему до 9 апреля 2003 года приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 73, устанавливающему льготы и компенсации как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, так и военнослужащим сверхсрочной службы и сотрудникам органов внутренних дел, согласно которому военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывалась в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц службы за три месяца, а также действующему приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9, где в приложении 2 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В подпункте "б" пункта 1 данного приказа установлено, что гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Постанавливая решение и придя к выводу о том, что данный приказ не может служить основанием для включения в выслугу лет и трудовой стаж всего периода прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в льготном исчислении, поскольку не содержит указания  на категории военнослужащих, проходивших военную службу по контракту или по призыву, суд не принял во внимание следующие обстоятельства.

Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта определяется Правительством РФ.

Во исполнение данного положения закона Правительство РФ издало Постановление № 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», которым определило, что Правительство РФ устанавливает зоны вооруженных конфликтов, а факты привлечения военнослужащих к выполнению задач в этих зонах подтверждаются приказами командиров войсковых частей и других органов военного управления.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об  обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта.

В последующем данное решение было подтверждено в Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике».

В период действия указанных постановлений Правительства РФ, а именно до 07 мая 1997 года, когда было издано Постановление Правительства № 535 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудников органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» значительно ограничившие их права, военнослужащие имели право претендовать на получение двойного оклада по воинской должности и воинскому званию, на льготное исчисление лет и другие льготы, предусмотренные названным выше законом, поскольку проходили службу в зоне вооруженного конфликта.

Таким образом, достаточным основанием для удовлетворения требований ФИО1 является установление факта прохождения им военной службы в зоне вооруженного конфликта.

Из справки войсковой части № ... от ... года № ... следует, что пунктом постоянной дислокации войсковой части ..., а которой проходил военную службу истец, в ... г. - ... г. являлся г...., отнесенный к зоне вооруженного конфликта.

Разрешая спор, суд также неправильно оценил указанную справку и пришел к выводу, что приказы в отношении истца о фактическом участии в боевых действиях не издавались, следовательно, ФИО1 участия в боевых действиях не принимал.

Однако согласно указанной справке в ... -... годах приказы о фактическом участии в боевых действиях и приказы ОГВ (С) не издавались и не должны были издаваться вообще, и не только в отношении ФИО1, поскольку вся территория ... была отнесена к зоне вооруженного конфликта.

Период службы по призыву засчитывается военнослужащим в льготном исчислении, для чего в военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

Такие сведения имеются как в военном билете серии ... № ... ФИО1, так и учетной карточке к нему.

Таким образом, вывод суда о том, что периоды военной службы по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет истца в льготном исчислении, опровергаются материалами дела.

Приказом от ... года № ... ФСНП РФ по ЧР ФИО1 исключен из списков личного состава ФСНП и при увольнении выслуга лет, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации для начисления пенсии на ... июля 2003 года составила в календарном исчислении 06 лет 11 месяцев 28 дней, в льготном - 04 года 08 месяцев 07 дней, учеба - 00 лет 10 месяцев 28 дней, всего 12 лет 07 месяцев 03 дня.

Прохождение службы в органах налоговой полиции регулировали Закон РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (утратил силу с 1 июля 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4991-1 (утратило силу с 1 июля 2003 года, за исключением отдельных положений пункта 1 ст. 56 и 57 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее именуются сотрудники налоговой полиции), и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 121-ФЗ выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения со службы в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитываются в выслугу лет в органах внутренних дел. в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Таким образом, с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с Положением о прохождении службы в налоговой полиции Российской Федерации, а именно 12 лет 07 месяцев 03 дня и выслуги лет в органах внутренних дел - 8 лет 02 месяца 19 дней, общая выслуга лет ФИО1 составляет 20 лет 09 месяцев 22 дня, следовательно, в соответствии со ст. ст. 13 и 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4668-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» истец имеет право на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:


Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 23 апреля 2012 года об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии выслугу, исчисленную приказом УФСНП РФ от ... года № ... с учетом периода военной службы по призыву в льготном исчислении, подсчете выслуги лет 20 лет 09 месяцев 22 дня, назначении пенсии за выслугу лет с ... сентября 2011 года отменить и принять по делу новое решение, которым возложить на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обязанность зачесть в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии ФИО1 периода, исчисленного в соответствии с приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Чувашской Республике - Чувашии от ... года № ... по состоянию на ... июля 2003 года составляющего всего 12 лет 07 месяцев 03 дня, из которых календарная - 06 лет 11 месяцев 28 дней, льготная - 04 года 08 месяцев 07 дней, учеба - 00 лет 10 месяцев 28 дней, исчислить выслугу лет по состоянию на ... сентября 2011 года - 20 лет 09 месяцев 22 дня и назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением со службы с ... сентября 2011 года.

Председательствующий

Судьи: