ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2194/12 от 27.09.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Богданова О.Н. Дело № 33-2194/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,

судей Варлакова В.В., Катаева М.Ю.,

при секретаре Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 сентября 2012 года гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» об оспаривании действий и решения исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора,

по апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 июля 2012 года, которым постановлено:

«заявление начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» об оспаривании действий и решения исполняющего обязанности Курганской транспортной прокуратуры удовлетворить частично.

Признать незаконной проверку Курганской транспортной прокуратуры исполнения федерального законодательства в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области».

Признать незаконным представление исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора, внесенное начальнику ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» за  от ».

Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В. изложившего существо дела, объяснения представителя Курганской транспортной прокуратуры - Блинова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» - ФИО1, возражавшей против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

начальник Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области» (далее - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области»)  обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решения исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора.

В обоснование заявленных требований указано, что  начальнику ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» стало известно о проведении Курганским транспортным прокурором проверки соблюдения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» экологического законодательства, по результатам которой было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. После вручения данного представления у начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» было отобрано объяснение и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту имеющейся задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере  руб.  коп. по состоянию на .

Начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» полагал, что в результате указанных действий транспортного прокурора на него незаконно возложена обязанность по устранению нарушений закона, за неисполнение которой он может быть привлечен к административной ответственности. Указал, что своевременность уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду относится к финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а проверка соблюдения экологического законодательства не относится к полномочиям транспортного прокурора.

  С учетом изложенного, начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» просил признать незаконным представление Курганского транспортного прокурора от  ; признать незаконной проверку исполнения федерального законодательства в части уплаты сборов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» за негативное воздействие на окружающую среду; обязать Курганского транспортного прокурора устранить допущенное нарушение прав заявителя.

Начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» , представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» - ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, дали пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Кроме того, указали, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» осуществляет надзор только за маломерными судами, которые не относятся к категории водного транспорта. Учреждение осуществляет государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации. Обращали внимание, что проверка проводилась без уведомления начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области». Работник прокуратуры, проводивший проверку, не представил документы, послужившие основанием для ее проведения. Начальником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» были направлены запросы в Курганскую транспортную прокуратуру о представлении сведений, послуживших основанием для проверки, однако в их представлении было отказано.

В ходе судебного заседания начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области»  просил вынести в адрес Уральского транспортного прокурора частное определение о допущенных в ходе проведения проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» нарушениях закона.

Представитель Курганской транспортной прокуратуры - Блинов С.Ю. в судебном заседании с заявлением не согласился. Пояснил, что в мае 2012 года Курганской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения экологического законодательства на объектах транспортной инфраструктуры на основании п. 6 раздела задания Уральской транспортной прокуратуры «Исполнение законодательства при утилизации водных судов, вышедших из эксплуатации», где указано, что в случаях затопления затонувших судов создается угроза безопасности судоходства или причинение ущерба окружающей среде загрязнением. Пункт 16 раздела «Исполнение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года №96 на предприятиях транспорта», предписывал проверить, своевременно ли и в полном объеме возмещается ущерб, причиненный предприятиями окружающей среде вследствие загрязнения атмосферного воздуха, на основании решения суда или добровольно. Проведение такой проверки указано также в пункте 14 плана работы Курганской транспортной прокуратуры на первое полугодие 2012 года. В ходе проведенной проверки было установлено, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными водными объектами, используя при этом бензин марки АИ-95, 92, А-76. В соответствии с информацией, поступившей в Курганскую транспортную прокуратуру из Управления Росприроднадзора по Курганской области, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года в размере  рублей  копейки. Лицом, ответственным за своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» является руководитель учреждения , в действиях которого содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. По результатам проведенной проверки начальнику ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Просил суд отказать в удовлетворении заявления, в связи с тем, что оспариваемые действия приняты в соответствии с законом и в пределах полномочий Курганской транспортной прокуратуры.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении Курганский транспортный прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым действия и решение исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора признать законными; проверку исполнения федерального законодательства в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области», проведенную Курганской транспортной прокуратурой, признать законной; представление исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора, внесенное начальнику ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» от  за  признать законным и обоснованным. Решение суда полагает подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.

Обращает внимание, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения экологического законодательства на объектах транспортной инфраструктуры на основании задания Уральской транспортной прокуратуры от   и пункта 14 плана работы Курганской транспортной прокуратуры на первое полугодие 2012 года. Вновь указывает, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» при осуществлении своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Полагает ошибочным вывод суда о том, что уплата сбора за негативное воздействие на окружающую среду относится к финансово-_хозяйственной деятельности ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области», а у Курганского транспортного прокурора отсутствуют полномочия по проведению проверок в сфере охраны окружающей среды. Ссылается на приказ Генерального прокурора Российской Федерации 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», которым на транспортные прокуратуры возложена обязанность по надзору за исполнением законов Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России в части реализации полномочий, связанных с безопасностью судоходства, а также руководителями организаций, осуществляющих деятельность в указанных сферах, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соответствием  и законам издаваемых ими правовых актов. Указывает, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года в размере  руб.

В возражениях на апелляционное представление начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области»  полагает, что решение суда вынесено в соответствии с законом и не подлежит отмене.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Курганской транспортной прокуратуры - Блинов С.Ю. пояснил, что Курганская транспортная прокуратура осуществляет надзор за обеспечением безопасности судоходства и проверяет соблюдение экологического законодательства. Полагал, что проверка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» проведена в пределах предоставленных транспортной прокуратуре полномочий.

Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» - ФИО1 пояснила, что приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 надзор за соблюдением , исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов учреждений и организаций  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложен на военных прокуроров. На транспортную прокуратуру приказом Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России только в части реализации полномочий, связанных с безопасностью судоходства. Учитывая изложенное, полагала, что проверка проведена Курганской транспортной прокуратурой с превышением полномочий.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации возложен на природоохранных прокуроров (на правах районных).

На транспортную прокуратуру приказом Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России в части реализации полномочий, связанных с безопасностью судоходства и базирования флота.

Как видно из материалов дела, поводом для обращения в суд начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» послужили действия Курганской транспортной прокуратуры по проведению проверки исполнения экологического законодательства на объектах транспортной инфраструктуры.

В ходе проверки было установлено, что при осуществлении своей деятельности ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. При этом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года в сумме  руб.

По результатам проверки 07.06.2012 исполняющий обязанности Курганского транспортного прокурора направил начальнику ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» представление об устранении нарушений федерального законодательства - погашении имеющейся задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Из пояснений представителя Курганской транспортной прокуратуры следует, что проверка проводилась по заданию Уральской транспортной прокуратуры.

Из содержания задания (л.д. 64-73) видно, что проверка исполнения экологического законодательства должна была проводиться на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта. При этом задание содержит конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Так, в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России следовало проверить:

- проводится ли регистрация и учет маломерных судов и иных плавательных средств;

- принимается ли участие в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (пункт 4 раздела «Проверить исполнение законодательства при утилизации водных судов, вышедших из эксплуатации»).

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка своевременности внесения учреждениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России платы за негативное воздействие на окружающую среду в задание не входила.

Таким образом, решение суда о частичном удовлетворении заявленных начальником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» требований следует признать законным и обоснованным.

Ссылка в апелляционном представлении на пункт 6 раздела задания Уральской транспортной прокуратуры «Исполнение законодательства при утилизации водных судов, вышедших из эксплуатации», а также пункт 16 раздела «Исполнение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха от 04.05.1999 № 96» не может быть признана обоснованной.

В пункте 6 раздела задания Уральской транспортной прокуратуры «Исполнение законодательства при утилизации водных судов, вышедших из эксплуатации» говорится о необходимости проверки, принимаются ли собственником затонувшего судна меры по поднятию, а при необходимости удалению или уничтожению его, в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимых в пределах внутренних водных путей путевым работам.

В пункте 16 раздела «Исполнение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха от 04.05.1999 № 96» говорится о необходимости проверить, своевременно ли и в полном ли объеме возмещается предприятием ущерб, причиненный окружающей среде вследствие загрязнения атмосферного воздуха, на основании решения суда или добровольно.

Таким образом, указанные пункты задания Уральской транспортной прокуратуры не относятся к вопросам своевременности внесения учреждениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ссылка в апелляционном представлении на пункт 14 плана работы Курганской транспортной прокуратуры на первое полугодие 2012 года также не может быть принята во внимание, поскольку из содержания плана работы следует, что проверка исполнения экологического законодательства Курганской транспортной прокуратурой проводится по плану работы Уральской транспортной прокуратуры.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по изложенным в апелляционном представлении доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Курганского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: