Судья Козлова Л.В. Дело № 33-2204
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 октября 2014 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,
судей Добыш Т.Ф., Анохиной А.В.,
при секретаре Поливчак О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.
дело по апелляционным жалобам Департамента социальной защиты населения Ивановской области и Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району
на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 21 июля 2014 года по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах С.В. к Территориальному управлению социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании права на обеспечение жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л А:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах С.В. к Территориальному управлению социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании права на обеспечение жилым помещением и просил признать за С.В. право на обеспечение жилым помещением, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в порядке, установленном действующим законодательством, признать незаконным бездействие Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району по не согласованию включения С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области, обязать Территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району согласовать включение С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области, признать незаконным бездействие Департамента социальной защиты населения Ивановской области по невключению С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области, обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области включить С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению С.В. о нарушении ее жилищных прав бездействием ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району и Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в ходе которой установлено следующее.
1 апреля 2014 года на основании Постановления Администрации г.о. Шуя № … С.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (общая очередь № …, льготная очередь ветеранов Великой Отечественной войны № …).
Согласно информации, предоставленной ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, 1 апреля 2014 года указанное выше постановление о постановке на учет С.В. поступило в ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району с приложением копий удостоверений и справок военного комиссариата.
Сославшись на отсутствие у С.В. соответствующего правового статуса, ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району отказалось согласовать включение кандидатуры С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по ивановской области, о чем уведомила Администрацию г.о. Шуя письмом от 25 апреля 2014 года (исх. № 1511).
В то же время ТУСЗН был направлен список в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, в который С.В. была включена с приложением документов, подтверждающих статус граждан для решения вопроса о включении ее в областной реестр участников, инвалидов Великой Отечественной войны, вдов участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанный список был представлен в Департамент 28 апреля 2014 года.
8 мая 2014 года Департамент письмом уведомил Администрацию г.о. Шуя о том, что правовые основания для направления средств, предоставленных Ивановской области на обеспечение жильем С.В. у Департамента отсутствуют, что, по мнению истца, свидетельствует о фактическом отказе во включении С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области.
При этом и Департамент, и Территориальное управление ссылаются на соглашение о предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджету Ивановской области на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных ФЗ от 12.01.1995 г. № 5 – ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», заключенное между Правительством Ивановской области и Минстроем России. По сведениям Департамента, указанным Соглашением обозначена категория участников Великой Отечественной войны, на обеспечение жильем которых предоставляются средства – это участники войны, принимавшие участие в боевых операциях по защите отечества в составе действующей армии в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г., обосновывая принятые решения тем обстоятельством, что умерший супруг С.В. – С.В. принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в западных областях Украины в период с июля по октябрь 1951 года.
Указанными письмами Департамент и управление фактически отрицают наличие у С.В. права на обеспечение жильем в установленном порядке, как вдовы участника Великой Отечественной войны, поскольку ее супруг принимал участие в боевых операциях после 03.09.1945 г.
Выводы Департамента и Территориального управления об отсутствии у ФИО1 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно представленной справке военного комиссариата от 12.11.2013 г. № 269, С.В. принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в составе войсковой части … войск МВД СССР в западных областях Украинской ССР с июля по октябрь1951 года.
В соответствии с п.п. «е» п.п. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.
Следовательно, С.В., являлся участником Великой Отечественной войны, а С.В., являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета общей площадью 36 кв.м (п.п. 4 п. 1 ст. 21, п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»).
Ссылка департамента и управления на Соглашение, заключенное Минстроем России необоснованна, поскольку указанное Соглашение не является нормативным актом и не может регулировать изменение объема прав, предоставленных законодательством конкретным категориям граждан. Трактовка указанного соглашения, даваемая указанными уполномоченными органами, не соответствует содержанию самого соглашения.
Таким образом, бездействие Территориального управления и Департамента в части несогласования включения С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области нарушают права и законные интересы С.В..
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Суд признал за С.В. право на обеспечение жилым помещением как вдовы участника Великой Отечественной войны в порядке, установленном действующим законодательством. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району по несогласованию включения С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области. Суд обязал территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району согласовать включение С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области. Суд признал бездействие Департамента социальной защиты населения Ивановской области по невключению С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области и обязал его включить С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области.
С данным решением не согласны ответчики. От них поступили апелляционные жалобы, в которых содержатся просьбы об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в иске. Жалобы мотивированы нарушением норм материального права.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии С.В., представителя ответчика - Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, представителя третьего лица – Администрации г.о. Шуя, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика - Департамента социальной защиты населения Ивановской области – К.Е., поддержавшую жалобу, пояснения прокурора Г.Е. о законности судебного решения, проверив материалы дела, оценив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что С.В. является вдовой С.В., … года рождения, умершего … года, участника Великой Отечественной войны, проходившего действительную военную службу в Советской армии в период с июля по октябрь 1951 года, принимавшего участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в составе войсковой части … войск МВД СССР в западных областях Украинской ССР, уволенного из армии по окончании срока службы.
С.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и в установленном законом порядке принята Администрацией г.о. Шуя Ивановской области на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в общей очереди за № …, в льготной очереди ветеранов Великой Отечественной войны – за № ….
Несмотря на это Территориальное управление социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району отказалось согласовать включение кандидатуры С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области, о чем Администрация г.о. Шуя была уведомлена письмом от 25 апреля 2014 года.
Письмом Департамента социальной защиты населения Ивановской области в адрес Администрации г.о. Шуя от 8 мая 2014 года было сообщено об отсутствии правовых оснований для направления средств, представленных Ивановской области на обеспечение жильем С.В., что судом первой инстанции правомерно было расценено как отказ во включении С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области.
Удовлетворяя требования прокурора о включении С.В. в сводный реестр граждан – получателей жилья по Ивановской области, суд первой инстанции исходил из того, что доводы ответчиков об отсутствии у С.В. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.
Так, в соответствии с п.п. "е" п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены, в том числе, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 год.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "а" - "ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 данного закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного закона.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Проанализировав указанные выше нормы права, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к верному выводу о наличии у С.В. права на спорную меру социальной поддержки.
Ссылки в жалобах на Указ Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года о том, что обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат только ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, к которым, по мнению ответчиков, С.В. не относится, основанием для отмены принятого по делу решения не является, поскольку данные выводы ответчиков приведены без учета норм Федерального закона "О ветеранах", на который имеется ссылка в Указе. Указанный довод ответчика был предметом исследования суда первой инстанции и признан, по сути, не состоятельным. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, в решении суда приведены, судебная коллегия с ними соглашается.
Доводы апелляционных жалоб со ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации рассматривались судом первой инстанции, которым сделан обоснованный вывод о том, что разъяснение носит рекомендательный характер, не имеет силу закона, в связи с чем не может служить основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; доказательства, представленные сторонами, оценены судом в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела; нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
Таким образом, оснований, влекущих за собой в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шуйского городского суда Ивановской области от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департамента социальной защиты населения - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: