Судья Богданова О.Н. Дело № 33-2211/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.
судей Тимофеевой С.В., Шарыповой Н.В.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 октября 2012 года гражданское дело по иску Югатова , Югатовой к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным отказа в выплате субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», возложении обязанности по выплате субсидии
по апелляционной жалобе Югатова , Югатовой на решение Курганского городского суда Курганской области от , которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Югатову , Югатовой к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным отказа в выплате субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект» Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», возложении обязанности по выплате указанной субсидии отказать.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., объяснения представителя ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Шелеповой С.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Югатов А.В. и Югатова И.В. обратились в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным отказа в выплате субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект» Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», возложении обязанности по выплате субсидии.
В обоснование исковых требований указали, что в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы истцами получен сертификат на сумму руб. для создания объекта индивидуального жилищного строительства на территории Частоозерского района Курганской области. В связи с недостаточностью указанной суммы для строительства семьей Югатовых был взят ипотечный кредит в ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» на сумму руб. в семье родилась дочь - Анастасия, в связи с чем истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект» Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» в соответствии с приложением № 3 к указанной подпрограмме. В январе 2012 года истцами получено уведомление об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что на момент подачи заявления действовали изменения в целевую Программу Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области», принятые и вступившие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования - , предусматривающие, что право на предоставление указанной субсидии имеет молодая семья ранее не получавшая социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На дату рождения ребенка таких ограничений не существовало. Полагают, что отказ в предоставлении субсидии является незаконным, так как право на получение субсидии связано исключительно с фактом рождения ребенка на соответствующую дату при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет, на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из целевых Программ Курганской области.
Впоследствии истцы изменили исковые требования, просили признать незаконным отказ Главного управления образования Курганской области в выплате субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», обязать Главное управление образования Курганской области предоставить Югатову А.В., Югатовой И.В. субсидию при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области».
В судебном заседании истцы Югатов А.В., Югатова И.В., их представитель по ордеру адвокат Митрофанова Е.И. на удовлетворении измененных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Оболдина И.В. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, семья Югатовых представила ответчику заявление и пакет документов для предоставления субсидии при рождении (усыновлении) ребенка в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области. Однако, поскольку семья Югатовых в 2010 году получила социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы в размере руб., истцам было отказано в предоставлении субсидии, поскольку получение ранее социальной выплаты молодой семьей на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» является условием, исключающим возможность предоставления субсидии вновь. Ссылалась на то, что правоотношения между молодой семьей и Главным управлением образования Курганской области по вопросу предоставления субсидии при рождении (усыновлении) ребенка возникли со дня обращения Югатовых к ответчику с соответствующим заявлением , поэтому ответчик правомерно руководствовался Приложением 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» с изменениями от . Кроме того, ссылался на то, что возможность получения социальной выплаты молодой семьей для приобретения (строительства) жилья в рамках федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограмм лишь один раз всегда была предусмотрена в качестве принципа реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Югатов А.В., Югатова И.В. просят отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывают доводы, изложенные в исковом заявлении и в суде первой инстанции. Настаивают на том, что подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» в редакции на дату рождения ребенка не содержала условия, предусматривающего возможность предоставления субсидии молодой семье, ранее не получавшей социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Изменения в указанную подпрограмму внесены после рождения ребенка , поэтому не могут применяться к правоотношениям сторон. Полагают, что право на получение субсидии в рамках указанной подпрограммы связано с датой рождения ребенка, а не с датой обращения с заявлением в компетентный орган.
Истцы Югатов А.В., Югатова И.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Шелепова С.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы истцов, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истцы Югатов А.В. и Югатова И.В. с состоят в зарегистрированном браке.
в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы молодой семье Югатова А.В. и Югатовой И.В. выдан сертификат на получение социальной выплаты на создание объекта индивидуального жилищного строительства на территории Частоозерского района Курганской области в размере руб. Указанная сумма социальной выплаты перечислена на имя Югатова А.В. .
Югатов А.В. и Югатова И.В. заключили договор с » о предоставлении кредита «Ипотечный» по программе «Молодая семья» на строительство индивидуального жилого дома в размере руб.
у супругов Югатова А.В. и Югатовой И.В. родился ребенок
Югатов А.В. и Югатова И.В. обратились в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии при рождении ребенка в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», предоставив необходимый пакет документов.
Решением Главного управления образования Курганской области от истцам отказано в предоставлении указанной субсидии в связи с тем, что ранее молодая семья получала социальную выплату на строительство жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа Главного управления образования Курганской области ФИО1 и ФИО2 в предоставлении указанной субсидии по следующим основаниям.
Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
В рамках указанной программы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», основным принципом которой являлась возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Аналогичный принцип реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрен федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Постановлением Курганской областной Думы от 28 февраля 2006 года № 1247 утверждена целевая Программа Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области».
В рамках данной Программы приложением 1 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы», основными принципами которой являются добровольность участия в подпрограмме молодых семей и возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Курганской области при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 464 «О внесении изменения в целевую Программу Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области» приложение № 1 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» изложено в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
В разделе 1 указанной Подпрограммы в качестве основных принципов ее реализации также указано на добровольность участия в Подпрограмме молодых семей (участники Подпрограммы признаются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050), а также на возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Подпрограммы на улучшение жилищных условий только один раз.
Выполнение мероприятий Подпрограммы предусматривается осуществлять также исходя из принципа софинансирования за счет средств: областного бюджета, предусмотренных в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; местных бюджетов (по согласованию); федерального бюджета, предоставляемых в результате конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (по согласованию) (раздел 4 указанной Подпрограммы).
В Приложении 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» содержится Порядок предоставления субсидий при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках указанной подпрограммы, пунктом 2 которого предусмотрено, что субсидия при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется молодой семье в случае если такая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Отказывая истцам ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления истцам субсидии при рождении ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», поскольку данная семья ранее получала социальную выплату на строительство жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утвержденной Федерации от 17 сентября 2001 года № 675.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» в редакции на дату рождения ребенка не содержала условия, предусматривающего возможность предоставления субсидии молодой семье, ранее не получавшей социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», изменения в указанную подпрограмму внесены после рождения ребенка , поэтому право на получение истцами субсидии в рамках указанной подпрограммы должно быть связано с датой рождения ребенка, а не с датой обращения с заявлением в компетентный орган, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из анализа норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, следует, что основные принципы реализации подпрограммы, предусматривающей возможность обеспечения жильем молодых семей в заявительном порядке, такие как добровольность участия в подпрограмме и возможность реализовать право на получение социальной меры поддержки только один раз, законодателем не изменялись.
С учетом изложенного, решение суда соответствует требованиям закона, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 , ФИО3 - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.М. Софина
Судьи: С.В. Тимофеева
ФИО4