ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2235/12 от 31.12.9999 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Хайрулин Г.Н.                             Дело № 33-2235/2012                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Дьякова А.Н., Кудря Т.Л.,

при секретаре Ильинич Е.А.

рассмотрела в судебном заседании                                       25 апреля 2012 г.

дело по апелляционной жалобе ОАО «Омскоблгаз» на решение Большереченского районного суда Омской области от 01.02.2012, которым постановлено:

«Удовлетворить иск прокурора Большереченского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Омскоблгаз» в лице филиала «Большеречьемежрайгаз» о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: ________.

Обязать филиал «Большеречьемежрайгаз» ОАО «Омскоблгаз» устранить нарушения путем:

– оснащения системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня заполнения резервуаров для хранения сжиженного углеводородного газа;

– обеспечения при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС в автоматическом режиме:

а) прекращения операций по наполнению резервуаров топливом;

б) перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи сжиженного углеводородного газа  в резервуар и паров сжиженного углеводородного газа в свободное пространство автоцистерны».

Заслушав доклад судьи Кудря Т.Л., пояснения представителя ОАО «Омскоблгаз» Ларина А.Е., поддержавшего жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Омскоблгаз» в лице филиала «Болыперечьемежрайгаз». Указал, что ОАО «Омскоблгаз» осуществляется эксплуатация АГЗС по адресу: ________ в нарушение требований о пожарной безопасности. Просил признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности, обязав филиал «Большеречьемежрайгаз» ОАО «Омскоблгаз» устранить нарушения путем:

– оснащения системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня заполнения резервуаров для хранения сжиженного углеводородного газа;

– обеспечения при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС в автоматическом режиме:

а) прекращения операций по наполнению резервуаров топливом;

б) перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи сжиженного углеводородного газа в резервуар и паров  сжиженного углеводородного газав свободное пространство автоцистерны.

В судебном заседании прокурор иск поддержал.

Директор филиала «Большеречьемежрайгаз» Шкловчик В.В. и представитель ОАО «Омскоблгаз» Анашкин В.А. иск не признали, ссылаясь на эксплуатацию АГЗС на сертифицированном оборудовании.

Представитель отдела надзорной деятельности Большереченского района (МЧС Омской области) Сальников Ю.А. также указал на эксплуатацию АГЗС с нарушениями правил пожарной безопасности.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Омскоблгаз» просит решение отменить, ссылаясь на то, что прокурором не был доказан факт нарушения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации АГЗС. Полагает, что проверки соблюдения требований пожарной безопасности отделом надзорной деятельности Большереченского района проведены с нарушением установленного порядка. Считает, что судом неправильно были применены нормы пожарной безопасности 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». Ссылается также на то, что приказ ГУ государственной противопожарной службы МВД России, которым были утверждены нормы пожарной безопасности 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России не представлялся, в связи с чем нормы пожарной безопасности 111-98* являются нормами рекомендательного характера и не обязательны к исполнению. Отмечает, что решение суда основано, в том числе, на показаниях специалиста, являющихся недопустимым доказательством, поскольку он также был допрошен судом в качестве представителя третьего лица. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит. 

В соответствии со ст. 1 Федерального  закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ).

 Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 39 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Кроме того, данная норма обязывает собственника объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно п. 23.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, при эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования норм и правил пожарной безопасности.

Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25 утверждены «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности».

В соответствии с п. 2 НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Согласно таблице 6 раздела "Справочное" Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, сжиженные газы, к которым принадлежат углеводородные газы пропан и бутан, используемые на автогазозаправочных станциях, по виду пожарной опасности являются легковоспламеняющимися и самовозгорающимися веществами и относятся к разряду пожароопасных.

Таким образом, АГЗС относится к пожароопасным производственным объектам.

В силу п. 20.5* НПБ 111-98* резервуары для хранения СУГ (сжиженного углеводородного газа) должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема).

В силу п. 27 НПБ 111-98* при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:

прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;

перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ (автоцистерны).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Большереченского района, были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в деятельности ОАО «Омскоблгаз», в ведении которого находится АГЗС, расположенная по адресу: ________.

Проверкой установлено, что резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема), при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС не обеспечено в автоматическом режиме: прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ.

В суде апелляционной инстанции представитель ОАО «Омскоблгаз» не оспаривал, что выявленные прокурорской проверкой нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации указанной АГЗС до настоящего времени не устранены.

Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и, придя к правильному выводу о том, что ОАО «Омскоблгаз» обязано соблюдать правила пожарной безопасности для обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, удовлетворил заявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности ответчика была проведена с нарушением установленного порядка, отклоняются.

Из материалов дела усматривается, что проверка деятельности ОАО «Омскоблгаз» по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: ________, была проведена прокуратурой Большереченского района Омской области в рамках осуществления прокурорского надзора с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности Большереченского района МЧС по Омской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).

По смыслу Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокуратуре на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц для того, чтобы инициировать проверку. Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

На таком направлении, как соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью предотвращения таких нарушений.

Допущение нарушений требований пожарной безопасности ответчиком во всяком случае не оспаривается.

Не могут послужить основанием к отмене решения суда и доводы жалобы о том, что НПБ 111-98* не могут применяться к АГЗС, расположенной по адресу: ________, поскольку она не является многотопливной станцией, а на ее территории расположены только резервуары, предназначенные для хранения сжиженного углеводородного газа.

Данные доводы основаны на неверном толковании Приложения № 6 к Нормам пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25).

Приложение № 6 поименовано: «Дополнительные требования к многотопливным АЗС, АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) и АГЗС».

Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.

АГЗС является опасным производственным объектом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, не только содержащиеся в настоящем Федеральном законе, но и в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации.

Содержание требований промышленной безопасности касается либо опасных производственных объектов, либо технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

К техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1998 г. № 928 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации», относятся агрегаты, машины и механизмы, технические системы и комплексы, технологическое оборудование, приборы и аппаратура.

По вопросу требований промышленной безопасности отсутствует комплексный, систематизированный, исчерпывающий перечень всех требований промышленной безопасности. По смыслу указанной статьи, требования могут содержаться в разных источниках, разного уровня, в том числе в нормативных технических документах, к которым относится и НПБ 111-98*.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, из которых следует, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая, что НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" не содержат правовые нормы, регистрации в Министерстве юстиции они не подлежали. Данные нормы утверждены приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25, иной процедуры введения их в действия не требуется.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,  судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Большереченского районного суда Омской области от 01.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: