ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-22412/2015 от 17.12.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

17 декабря 2015 года дело № ...

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего: Алексеенко О.В.

судей: Габитовой А.М.,

Хайрутдинова Д.С.

с участием прокурора Фахретдиновой Ф.Ф.

при секретаре Байчуриной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Халикова Р.Р. на решение Уфимского районного суда РБ от 21 сентября 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Халикова Р.Р. к Территориальному управлению Росимущество в РБ, ОАО «Уфимский конный завод № 119» о признании незаконными распоряжения о прекращении полномочий генерального директора и передаче полномочий единоличного исполнительного органа, приказа о прекращении трудового договора и восстановлении на работе за необоснованностью отказать.

Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Халиков P.P. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений исковых требований) к ОАО «Уфимский конный завод № 119», Территориальному управлению Росимущество по Республике Башкортостан о признании незаконными распоряжения №... от ... г., приказа №... об увольнении от ... г., восстановлении на работе в должности генерального директора.

Свои исковые требования мотивировал тем, что занимал в ОАО «Уфимский конный завод №119» должность генерального директора на основании трудового договора от ... года.

Согласно Распоряжению №... от ... г. его полномочия как генерального директора были прекращены в связи с передачей полномочий генерального директора - Управляющей компании акционерному обществу «...». Оно является незаконным, поскольку в Распоряжении ТУ Росимущества по Республике Башкортостан №... от ... г. не было указано о расторжении трудового договора с ним, договор расторгнут управляющей компанией АО «...» только ... г., договор с управляющей компанией о передаче функций единоличного исполнительного органа был заключен ранее, чем был расторгнут трудовой договор с ним, что является нарушением законодательства, так как в ОАО «Уфимский конный завод№119» предусмотрен только один единоличный исполнительный орган, поэтому он как заинтересованное лицо вправе требовать признания распоряжения о передаче в доверительное управление функций единоличного исполнительного органа ОАО «Уфимский конный завод №119» - генерального директора управляющей компании АО «...» незаконным. Считает, что в случае нарушения им условий трудового договора должно было состояться собрание акционеров, которое мотивированно в связи с неисполнением трудовых обязанностей могло расторгнуть трудовой договор, исключая дискриминацию в области трудовых отношений. Под дискриминацией в данном случае он считает, что на его место предпочли ОАО «...», которое объединяет в себе несколько конных заводов по России, что по имущественной принадлежности в нарушение ст.3 Трудового кодекса имеет преимущество перед ним, поскольку юридическое лицо по своим имущественным и в данном случае даже должностным положением имеет выше показатели, чем у простого гражданина. Этим самым были нарушены его трудовые права, так как должность генерального директора без его согласия и без расторжения трудового договора передана в доверительное управление организации.

Приказ №... об увольнении от ... г. незаконен, поскольку вопрос о прекращении полномочий действующего исполнительного общества и об избрании нового исполнительного органа должен быть отражен в бюллетенях для голосования и протоколе как один вопрос, (ст.48 ФЗ «Об акционерных обществах») на указанное обращает внимание и в письме федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от ... г. №... Однако, несмотря на указанное основание прекращение его полномочий и избрание нового исполнительного органа (передача в доверительное управление) были сформулированы как два разных вопроса. Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» передача полномочий Генерального директора управляющей компании без расторжения договора с ним была незаконной. Приказ об увольнении должен был быть основано не только на п.2 ст.278 ТК РФ, но и принят с учетом п. 10.2, п. 10.6, Трудового договора, заключенного им с ОАО «Уфимский конный завод №119», в которых указано что по инициативе общества расторжение трудового договора производится путем принятия Общим собранием акционеров общества решения о досрочном прекращении трудового договора. Согласно условиям трудового договора от ... года передача полномочий генерального директора управляющей компании не является основанием для расторжения трудового договора.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Халикова P.P. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Стороны присутствуют при рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, ... года Открытое акционерное общество «Уфимский конный завод №119», именуемое в дальнейшем «Общество», в лице Председателя Совета директоров Т.Х.Р., действующего на основании Устава Общества и решения совета директоров Общества (оформлено протоколом от ... года), с одной стороны, и Халиков Р.Р., именуемый в дальнейшем «Генеральным директором», действующий от себя лично, с другой стороны, при совместном упоминании именуемые «Стороны», на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ......, распоряжения ТУ Росимущества в Республике Башкортостан от ...... заключили настоящий Трудовой договор о нижеследующем: Общество поручает генеральному директору, а генеральный директор принимает на себя обязанности по осуществлению функций генерального директора ОАО «Уфимский конный завод №119» в соответствии и с соблюдением условий, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом Общества и настоящим Трудовым договором.

В Росимущетво поступили обращения ОАО «Росипподромы» по вопросу передачи полномочий единоличного исполнительного органа конных заводов. Рассматривая указанное обращение, приняло решение ...... «О возложении полномочий единоличного исполнительного органа акционерных обществ – конных заводов на ОАО «...». В решении указано, что, учитывая позицию Минсельхоза России, представленную в Росимущество письмом от ......, решения, принятые на совещании у Заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росимущества O.K. Дергуновой протокол от ......, на заседании Комиссии по отбору единоличного исполнительного органа, состоявшемся ... (протокол от ......), было принято решение о целесообразности передачи полномочий единоличного исполнительного органа открытых акционерных обществ «...», «...», «Уфимский конный завод № 119», «...», «...» управляющей компании - ОАО «...». В связи с изложенным, Росимущество согласовывает Территориальным управлениям проведение необходимых корпоративных мероприятий в отношении открытых акционерных обществ «...», «...», «Уфимский конный завод № 119», «...», «...» для передачи полномочий единоличного исполнительного органа указанных акционерных обществ управляющей компании - ОАО «...», в том числе - досрочное прекращение полномочий действующих единоличных исполнительных органов указанных акционерных обществ. О принятых решениях прошу доложить в Росимущество не позднее ...

Во исполнение этого поручения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан издано Распоряжение от ...... «О решениях внеочередного общего собрания акционеров акционерного общества «Уфимский конный завод №119». Из содержания распоряжения буквально следует «В связи с осуществлением Территориальным управлением Росимущества в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральными законами от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также п.5 ч.3 ст.66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. №738, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», и приказом Росимущества от 13.04.2010 г. №90 (с изменениями и дополнениями от 13.03.2011 г. №103) «О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества», полномочий общего собрания акционеров акционерного общества «Уфимский конный завод №119», 100% голосующих акций которого находятся в собственности Российской Федерации, п. 14.6 устава акционерного общества «Уфимский конный завод №119», на основании поручения Росимущества от ... г. №...

1.Прекратить полномочия генерального директора АО «Уфимский конный завод №119» Халикова Р.Р..

2.Передать полномочия единоличного исполнительного органа АО «Уфимский конный завод №119» управляющей компании акционерному обществу «...».

Далее приказом генерального директора ОАО «...» И.Н.В.... от ... Халиков P.P. уволен по п.2 ст.278 ТК РФ.

Согласно ч.3 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» - образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно п.п. ... Устава ОАО «Уфимский конный завод №119» - это образование единоличного исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы совету директоров и исполнительному органу Общества.

Между тем, основанием для расторжения трудового договора с Халиковым P.P. послужило распоряжение Территориального управления Росимущества в РБ №... от ... года, где 100% голосующих акций находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества

Согласно ч.4 ст.69 ФЗ «Об акционерных обществах» если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

В соответствии с п. 10.6. Трудового договора, договор может быть расторгнут в случае принятия общим собранием акционеров Общества решения о досрочном расторжении договора. Решение Совета директоров для этого не требуется.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что основания для увольнения Халикова P.P. имелись, поскольку решение о возложении полномочий единоличного исполнительного органа на ОАО «...» было принято компетентными органами и в рамках своих полномочий.

Довод о том, что расторжение трудового договора противоречит пункту ... трудового договора не обоснован, поскольку в соответствии с пунктом ... трудового договора по инициативе общества трудовой договор может быть расторгнут и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. К таким иным случаям относится увольнение по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, данное основание указано в приказе №... от ... г.

Согласно пункту 2 ст.278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Собственником имущества – 100% голосующих акций является Российская Федерация, следовательно, распоряжение от ... г. издано собственником имущества.

В апелляционной жалобе приведены следующие доводы о том, что поскольку в Уставе ОАО «Уфимский конный завод №119» не указано, что функции совета директоров исполняет общее собрание акционеров, следовательно, внеочередное общее собрание акционеров должно осуществляться только советом директоров, однако по мнению Халикова Р.Р., в нарушении этого требования не произошло утверждение повестки дня советом директоров акционеров при принятии решения собственником.

Увольнение произошло без уведомления Совета директоров ОАО «Уфимский конный завод №119». Согласно уставу ОАО «Уфимский конный завод №119» прямым работодателем является Совет директоров ОАО «Уфимский конный завод №119», от лица этого органа управления был подписан трудовой договор с ним. Согласно уставу предприятия (стр. ... устава) совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества и состоит из 5 человек. В том числе утверждает повестку дня акционеров по п. ... Устава. Согласно Распоряжению ТУ Росимущества по РБ №... от ... года полномочия как генерального директора ОАО «Уфимский конный завод №119» были прекращены на основании решения собрания акционеров, при этом решение собрания акционеров было проведено по поручению Росимущества от ... г. №..., то есть по предложению акционера.

Судебная коллегия, рассматривая указанные доводы отмечает следующее.

Установлено и сторонами не оспаривается, что собственником имущества, то есть 100% голосующих акций ОАО «Уфимский конный завод № 119», является Российская Федерация.

Согласно части 3 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» предусматривается, что в акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности, полномочия общего собрания акционеров осуществляются Росимуществом или иным уполномоченным федеральным органом, а решение общего собрания акционеров оформляется его распоряжением. При этом, в силу подпункта «а» в акционерных обществах, входящих в специальный перечень, Права акционера осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации (далее - федеральный орган); согласно подпункту «б» позиция акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, не включенных в специальные перечни - на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства, либо федерального органа.

Таким образом, в акционерных обществах со 100% публичным участием необходимость в опосредованном управлении акционерным обществом через представителя в его органах управления по крайней мере на общем собрании акционеров отсутствует, следовательно, согласия Совета директоров ОАО «Уфимский конный завод №119», не требовалось при увольнении Халикова

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что приказ об увольнении истца по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ был вынесен ответчиком в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом принято во внимание, что исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, законодательно предусмотрены особые правила расторжения с ним трудового договора.

Судом обоснованно принято во внимание, что на собственника имущества не возлагается обязанности указывать мотивы увольнения руководителя организации по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, расторжение трудового договора по данному основанию не рассматривается в качестве меры юридической ответственности, и направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Уфимского районного суда РБ от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Халикова Р.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий: Алексеенко О.В.

Судьи: Габитова А.М.

Хайрутдинов Д.С.

Справка: судья Легковой В.В.